«Уловимый мститель»: в Орле начался суд над убийцей Уварова и Соболева. Репортаж "ОН"
© Изначально В.Мухин планировал похитить А.Уварова...
В Орловском областном суде 24 октября начался процесс по уголовному делу в отношении владельца кафе «Сказка» Владимира Мухина. Его обвиняют в вымогательстве и убийстве сына экс-мэра Орла Василия Уварова - Андрея Уварова и экс-главы «Орелстроя» Владимира Соболева. Мухина искали пять лет, он практически полностью признает вину, а свои действия объясняет местью. За первым заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
***
В начале нулевых там, где сегодня в Орле стоит пятиэтажка с выходом на сквер Ермолова, располагалось популярное в городе кафе под названием "Восторг". Там можно было отведать разных лакомств, в том числе пирожных и тортов. Главная аудитория – родители с детьми. Владел им лысеющий и мало чем приметный мужчина по имени Владимир Мухин. В тот же период власти города задумались о благоустройстве центра Орла, и решили построить в этом месте многоэтажный дом. При этом застройщик, «Орёлстрой», брал на себя обязательства помимо самого жилищного строительства, благоустроить еще и сквер. И все бы ничего, да вот кафе «Восторг» для реализации этого проекта стояло, как кость в горле. А сам Мухин отдавать прибыльное заведение, понятно дело, не хотел. Во всяком случае – без достойной компенсации, или – без ущерба для себя.
Тогда решать вопрос с предпринимателем взялись мэтры – мэр Орла Василий Уваров и глава «Орелстроя» Владимир Соболев. Мухину было предложено, в обмен на «Восторг», получить здание кафе «Сказка», а также – земельный участок под Ленинским (Александровским) мостом: тот самый, где сейчас располагается сквер Артиллеристов.
Мухин согласился, и стороны пожали друг другу руки. Однако, по прошествии времени, состоялась сессия Орловского городского совета, на которой было принято решение о том, что земельный участок Мухин получил незаконно, так как находится он в заповедной зоне и не подлежит приватизации, передаче и далее по списку. Партнеры Мухина лишь развели руками: чего уж, мол, тут поделаешь, - закон есть закон. А сам Мухин, не поверив поначалу, пошел искать справедливость в суде. Судебные тяжбы длились больше шести лет и так и не принесли бизнесмену никакого результата. Сам он почувствовал, что его попросту кинули. А дальше…
***
Владимир Мухин родился в городе Малоархангельск Орловской области. На момент задержания ему было 49 лет. Официальное место работы – генеральный директор ООО «Орловские торты». 24 октября конвой завел Мухина в зал суда в той же одежде, в которой он и был задержан девять месяцев назад: черные брюки, темно-синяя кофта. Оказавшись в «аквариуме» и освободившись от наручников, подсудимый присел на скамейку и окинул своими голубыми глазами зал. Оттуда на него тоже смотрели, едва сдерживая слезы: жены убитых Соболева и Уварова, а также второй сын экс-мэра Орла. Они проходят по делу потерпевшими.
После того, как в зал вошел судья Валерий Марков и провел регламентную процедуру установления личности и разрешения формальных вопросов, слово было предоставлено гособвинителю Елене Черниковой. Той самой, которая поддерживала гособвинение по делу топ-менеджеров «Орловской нивы» Павла и Петра Будаговых, осужденных впоследствии за избиение посетителя клуба «Оz-Бар». Черникова огласила текст обвинительного заключения, в котором перечислялись совершенные Мухиным преступления: хранение оружия, вымогательство и убийство двух человек. Как «ОН» уже неоднократно рассказывали, Андрей Уваров, на тот момент работавший вице-руководителем департамента промышленности в правительстве Москвы, был застрелен в подъезде своего дома в Орле вечером 3 мая 2013 года.
Как следует из обвинительного заключения, Мухин, изначально поджидавший его у подъезда, планировал его похитить и в дальнейшем требовать выкуп. Из материалов дела следует, что для этих целей он даже подготовил специальный «подвал», где намеривался держать чиновника.
Однако в тот момент, когда Мухин зашел за Уваровым в подъезд и попытался его схватить, между ними завязалась борьба, в результате которой у Мухина «возник преступный умысел на убийство» Уварова. Он выхватил пистолет «ТТ» и произвел три выстрела.
Владимир Соболев, как уже сообщалось ранее, был убит утром 24 сентября 2014 года, когда выезжал на своем мерседесе из дома, расположенного рядом с «Дворянским гнездом». Мухин произвел в него один выстрел, когда Соболев остановился у автоматических ворот. После этого убийца скрылся почти на пять лет. Объявился же он, следует из обвинительного заключения, только в конце 2017 года. Он сам пришел к Василию Уварову, предложил почистить вместе снег возле его частного дома. А заодно намекнул, что у него с ним остались незаконченные дела. Дескать, надо встретиться как-нибудь, обсудить. В итоге встреч было несколько. На них также присутствовал брат убитого Андрея Борис. Мухин намекнул отцу и сыну, что это он забрал жизнь их родственника, и то же – может произойти и с ними, если они «не заплатят по долгам». В качестве расчета, уверено гособвинение, Мухин предложил Уваровым выкупить часть его комплекса «Ранчо» (бывшая «Сказка»), причем – по заведомо завышенной цене. За 49 миллионов рублей. Уваровы ответили, что таких денег у них нет и взяли время на раздумье. На очередной встрече они предложили Мухину 12 миллионов, но он выступил со встречным предложением: 17 миллионов рублей, при этом полтора из них – нужно передать до трех часов дня. Но передачи не состоялось. 30 января 2018 года Мухин был задержан в кафе «Ранчо».
- Вину признаете? – поинтересовался у подсудимого судья Марков после того, как прокуратура закончила оглашать обвинение.
- Частично, - спокойно ответил Мухин.
Он пояснил, что полностью признает обвинения в хранении оружия и убийствах. Однако не согласен с тем, что при вымогательстве он угрожал семье Уваровых.
«Не могу признать, что я угрожал насилием Борису Васильевичу и его семье. Я угрожал насилием Борису Васильевичу лично. Угроз семье не было. И угроз Василию Игнатьевичу тоже не было», - заявил Мухин.
- Ваше отношению к обвинению высказать желаете? – уточнил председательствующий.
- Нет, не желаю.
Мухин также сказал, что будет давать показания, но в конце. После допроса свидетелей и исследования материалов дела.
***
…За пару недель до 1 мая 2013 года Юлия Клименюк приехала в Орел, чтобы повидаться с родными и дождаться мужа, хотели вместе отпраздновать день рождения дочки. Мужу давали выходные только на майские праздники, в правительстве Москвы все четко и согласно графику. Когда муж приехал, все планы были выполнены. Утром 3 мая семья поехала на дачу к другу, днем Юлия и Андрей сходили в театр «Русский стиль», а затем – прогулялись до кафе «Карусель», где посидели с друзьями. После этого поехали домой, так как нужно было отпускать няню, оставшуюся с детьми. Юлия поднялась в квартиру в доме на улице Новикова, а Андрей взялся отвезти няню, а заодно заехать к отцу, экс-мэру Орла Василию Уварову, справиться о здоровье.
«Примерно через полчаса [как Андрей уехал] я услышала какой-то грохот внизу, в подъезде, - рассказала суду в качестве свидетеля потерпевшая Юлия Клименюк. - Кто-то мне позвонил, соседка, и спросила дома ли Андрей. Я увидела, что на улице стоит автомобиль. Я начала ему звонить, но он не отвечал, я спустилась, и увидела лежащего в подъезде Андрея». Был ли он на тот момент жив, она тогда еще не поняла. Но видела кровь. Когда первый шок прошел, стало понятно: мужа больше нет.
Место убийства А. Уварова
- Были ли конфликты у мужа? – поинтересовалась гособвинитель.
- Мы были с ним соратниками и единомышленниками. У него не было ни с кем конфликтов. У нас не было поводов опасаться за свою жизнь, - уверенно ответила потерпевшая.
- О кафе «Восторг» вам что-то известно?
- Отец Андрея был вынужден решать какие-то споры, порой неприятные. Но тогда, это был 2002 год, Андрей сказал, что все прекрасно разрешилось. Он упомянул, что владельцу «Восторга» дали кафе возле кинотеатра Родина, - вспоминает Клименюк.
Она также рассказала, что ей известно о том, что Мухин (о его существовании она узнала только после задержания – прим.ред) вымогал у Уваровых деньги. «По его мнению, у него кто-то что-то забрал. Что конкретно - мне неизвестно», - рассказала женщина. Сначала, сказала она, он предлагал Борису купить часть кафе «Ранчо», а затем сошлись на 17 млн рублей.
- У меня вопрос к Юлии, - неожиданно, после повисшей в зале паузы, встал с места подсудимый Владимир Мухин. - Не страдаете ли вы лунатизмом?
После короткого замешательства суд поспешил этот вопрос снять. Тогда прокуратура огласила исковые требования. После их оглашения, потерпевшая отметила, что жизнь ее мужа нельзя оценить.
Мухин снова попросил дать ему возможность задать вопрос.
- Я все-таки не понял, - уткнувшись холодным взглядом в женщину, сказал Мухин. - Есть цена жизни у вашего мужа или нет?
Судья Марков снова снял вопрос. На этот раз – ему пришлось повысить голос.
***
…Пожилой седовласый мужчина 23 сентября 2013 года позвонил жене и сообщил, что ночевать останется в их частном доме и что на свою квартиру приедет на следующий день к обеду. Тамара Соболева легла спать, а на следующий день занялась приготовлением обеда. Примерно около 12 часов раздался звонок в дверь. Женщина, находясь в приподнятом настроении (обсуждала с подругой по телефону какие-то ироничные истории), услышала в домофоне голос зятя, Бориса Казакова. И хотя зять в это время никогда привычно не приезжал, Тамара Соболева не придала этому визиту серьезного значения. Когда женщина открыла дверь, Казаков молча вошел. Не проронив ни слова, он проследовал по коридору.
«Он зашел на кухню и тогда сказал: отца убили. Я переспросила, какого отца? А он отвечает: мужа вашего», - всхлипывая, рассказала в суде Соболева, после чего расплакалась.
- Он не ожидал этого никогда, - сказала она сквозь слезы.
- Враги у него были какие-то? Недоброжелатели? – поинтересовалась гособвинитель.
- Когда он ушел с работы, я надеялась на его порядочность, - немного успокоившись, продолжила женщина. - Все же работа связана с большими деньгами. Я у него тогда спросила, есть ли у него враги? Он сказал, что не присвоил ни одной государственной копейки, а в бизнесе никого не обманул по своей воле. Со всеми долгами рассчитался. Он дверь всегда закрывал на один оборот. Говорил: да кому я нужен.
В. Соболев был застрелен в собственном автомобиле
Женщина рассказала, что в доме, расположенном рядом с дворянкой, и по периметру камер не было, никаких охраны и сигнализации тоже. Про кафе "Восторг" она вспомнила только после ареста Мухина. Был случай, как она, еще в нулевых, с внучкой ходила в дом творчества на Посадской, а после – они постоянно заглядывали в это кафе. Через какое-то время там начались стройки. Тогда Тамара Соболева спросила у мужа, что там происходит. Владимир Соболев сказал ей, что там «стоят халабуды какие-то», и им [«Орелстрою»] предложили построить там дом и хороший парк. Соболев сказал, что взялись построить, но вместо девятиэтажки размер дома будет меньше. Женщина спросила и про кафе, так как им с внучкой это место нравилось. «Теперь из-за внучки центр города будет не застроен?» - ответил тогда Владимир Соболев. Женщина спросила, а как же владелец, - нормально ли с ним разошлись? На что Соболев, по ее словам, ответил: «да вроде разошлись»…
После допроса двух потерпевших суд объявил перерыв. 25 октября процесс продолжится снова. На нем выступит Борис Уваров и другие свидетели.
Денис Волин, из зала суда