Сатана, свидетели и Иегова: Как в Орле судят потомка викингов Денниса Кристенсена

icon 25/04/2018
icon 15:33
Главная новость
Сатана, свидетели и Иегова: Как в Орле судят потомка викингов Денниса Кристенсена

Автор:

В Железнодорожном суде Орла стартовал судебный процесс по уголовному делу об экстремизме в отношении подданного королевства Дании Денниса Кристенсена. Датчанина обвиняют в том, что после запрета религиозной организации «Свидетели Иеговы – Орёл» он продолжил руководить ею и развивать. Кристенсен около года находится в СИЗО, но экстремистом себя не считает. Его адвокаты в суде заявляют, что уголовное преследование их подзащитного содержит признаки дискриминации и геноцида по признаку вероисповедания. «Орловские новости» рассказывают, как прошли первые слушания по этому международному делу.

День первый

Деннис Кристенсен был арестован 26 мая 2017 года прямо после обысков в так называемом «Зале царства» - домовладении на улице Железнодорожной в Орле. Там, по версии ФСБ, которая и инициировала уголовное преследование датчанина, проводили собрания и устраивали богослужения последователи запрещенной годом ранее религиозной организации «Свидетели Иеговы – Орёл». В ходе обысков, как отчитывались тогда чекисты, было изъято более 1500 экземпляров религиозной литературы, в том числе экстремистского характера. Также сообщалось об аудио- и видеоматериалах собраний, электронных носителях информации, отчетной документации об объемах финансирования структуры, источниках получения денег, а также бланков подписных листов «с контактными данными членов общины об отказе от исполнения гражданских обязанностей». Все это, по данным следствия, в том числе указывает на то, что Деннис Кристенсен причастен к преступлению, предусмотренному ч.1 ст. 282.2 УК РФ.

23 апреля 2018 года, в ходе первых слушаний по делу, государственное обвинение уточнило, что имеет в виду. По данным следствия и прокуратуры, Кристенсен, зная о том, что «Свидетели Иеговы – Орёл» запрещены судом как экстремистская организация, не отступил и продолжил поддерживать функционирование этой структуры. К этому прокуроры отнесли: проведение собраний, богослужений, песнопения, распространение литературы и даже – конспирацию. Как отмечалось в обвинительном заключение, под конспирацией в данном случае следует понимать то, что печатная литература раздавалась в основном пожилым людям, а все остальное, в том числе сакральное и, очевидно, запрещенное, - посредством электронных файлов для планшетов и компьютеров. В общем, как отметил в ходе представления обвинительного акта прокурор, Кристенсен, по его мнению, «совершил преступление против основ конституционного строя Российской Федерации». Кстати говоря, санкция примененной к датчанину статьи предусматривает наказание  вплоть до 10 лет лишения свободы.

Высказывая свое мнение относительно предъявленного Кристенсену обвинения, адвокат Виктор Женков назвал его незаконным. В частности, аргументируя свою позицию, защитник пояснил, что следствие неверно истолковало законодательные нормы. Женков отметил, что в России запрещено юридическое лицо «Свидетели Иеговы – Орёл» (решение суда о ликвидации управленческого центра иеговистов было принято позже и продолжение его деятельности Кристенсену не вменяется – прим.ред), однако религия Свидетелей Иеговы не запрещена ни одним судом.

«Ни один закон не запрещает гражданам Орла пользоваться своим конституционным правом на свободу вероисповедания. Однако сейчас их фактически принуждают отказаться от своей веры, а в противном случае – покинуть страну. Поэтому обвинение, по моему мнению, содержит признаки дискриминации и геноцида. Однако нынешний суд может показать, что Россия по пути геноцида идти не намерена», - сказал Женков.

Адвокат Антон Богданов добавил, что обвинение основано на криминализации обычных человеческих действий по признаку религии. «Богослужения, песни – есть почти во всех религиях. Но то, что можно всем, почему-то нельзя Деннису Крисенсену», - отметил он и попросил суд вернуть дело в прокуратуру. Однако судья Алексей Руднев после недолгих раздумий пришел к выводу, что оснований для этого в общем-то не имеется.

День второй

На второй день слушаний в суд были вызваны первые свидетели. Ими стали сотрудник орловского управления ФСБ, проводивший по делу ряд оперативно-розыскных мероприятий, а также бывшая прихожанка «Зала царства» Свидетелей Иеговы. Оперативник, в частности, рассказал, что начал проводить наблюдение за домовладением в Железнодорожной улицы после получения оперативной информации. Он фиксировал, как в туда приходили люди, которых на воротах встречал Деннис Кристенсен, частично видел, что происходило на территории домовладения, зафиксировал разговор датчанина с неким мужчиной в кафе на улице Октябрьской, а также проводил обыск в квартире еще одного последователя Свидетелей Иеговы Владимира Мельника. По словам оперативника, при обыске в квартире была изъята литература, в том числе признанная экстремисткой.

«Литература бережно хранилась на полках и в ящиках во всех трех комнатах», - поведал сотрудник органов госбезопасности. По его словам, отличить запрещенную литературу от разрешенной ему помогал список, которым с ним поделился коллега.

«Вы в протоколе отразили факт изъятия экстремистской литературы?» - поинтересовался у свидетеля адвокат Антон Богданов. Свидетель ответил, что, мол, конечно. «Вот протокол, показывайте», - сразу же перешел в наступление адвокат. Как выяснилось, в протоколе этого отражено не было. Внезапно адвокат задал следующий вопрос, который заставил вмешаться даже председательствующего:

«Вы в детстве проходили процедуру крещения в православном храме?».

Судья Алексей Руднев поспешил снять этот вопрос. Тогда адвокат спросил о том, присутствовал ли чекист на богослужениях каких-нибудь иных конфессий. Оперативник ответил, что не присутствовал. На вопрос еще одного адвоката датчанина Ирины Красниковой, которая спросила, как ФСБ установила, что приходящие в дом на Железнодорожной улице люди члены юрлица «Свидетели Иеговы – Орёл», свидетель ответил: «Это оперативная информация». И дал понять, что делиться ею не намерен. Сам Кристенсен вопросы сотруднику ФСБ задавать отказался в виду их бессмысленности. «Ingen spørgsmål til vidnet», - сказал он.

Свидетель Тамара Кирюшина, лишь только успев войти в зал, сразу же заявила, что датчанин хорошо знает русский язык. Однако как минимум в суде Кристенсен за без малого год пока ни слова не проронил по-русски. Лишь однажды он поделился своими освоенными знаниями тюремного быта. Сказал, что ест в СИЗО сечку, чем позабавил своих сторонников, приходящих, чтобы его поддержать, на заседания десятками.

Тамара Кирюшина – женщина в возрасте. Первый раз в «Зал царства» она пришла в 2013 году по приглашению подруги Ирины. Та позвала ее вместе изучать «величайшую книгу Библию». Свидетель рассказала, что принимала участие богослужениях, видела на столе брошюрки, но в то же время Кристенсен говорил ей, что перед входом в зал висит список экстремисткой литературы, которую приносить сюда запрещено. Вместе с тем женщина заявила, что было такое, когда запрещенные брошюры издавались под другим названием. На собрания, по ее словам, собирались до 100 человек.

«Восхваляли Иегову, пели песни. С брошюрками на руках вместе с докладчиком изучали их содержание. Мне закралось тогда еще в мысли, почему Иегова – владыка всего земного мира? Бог-то ведь один, а почему тогда Иегова владыка?» - поделилась своими наблюдениями женщина.

Также она рассказала, что в зале стоял ящик с пожертвованиями. Правда, люди жертвовали самостоятельно, к этому никто не призывал. Еще устраивали так называемые «служения». Разбивались на пары и ходили по домам проповедовать. Свидетель сказала, что указания ходить по домам давал Деннис, а когда его не было – другие последователи учения иеговистов.

- О противодействии государству что-нибудь на собраниях говорилось? – поинтересовалась сторона гособвинения.

- Говорилось, что государство и правительство – это господство Сатаны. Но ссориться ни с кем не нужно, нужно соблюдать законы. Но в то же время они их нарушали, - усмехнулась свидетель.

- Вы что-то о Сатане говорили? – уточнил судья Алексей Руднев.

- Говорила, что государство от Сатаны, - ответила женщина. – А Деннис говорил, что мы законопослушные. Мельник еще говорил, что мы доживаем последние дни, скоро государство падет и править будет Иегова. Спасутся только те, кто присоединился к Свидетелям Иеговы.

Вскоре после того, как вопросы начала задавать сторона защиты, выяснилось, что все то, о чем говорила свидетель, относится к периоду, когда «Свидетели Иеговы – Орёл» еще не были запрещены. На собрания она перестала ходить в начале декабря 2015 года, то есть за полгода до запрета районным судом религиозной общины. Когда адвокат Антон Богданов спросил у свидетеля, может ли она назвать себя членом организации «Свидетели Иеговы – Орёл» из-за того, что посещала собрания, женщина ответила прямо: «Нет».

День третий

25 апреля в суд явился лишь один свидетель – Галина Романова, которая сама является последователем религии Свидетелей Иеговы. Пенсионерка рассказала, что собрания иеговистов она посещает уже больше десяти лет. Началось все с того, что на улице она повстречала последователей этой религии и согласилась изучать вместе с ними Библию. Романова рассказала, что в домовладение на Железнодорожной улице войти мог каждый. На входе прихожан встречал брат.

- Что значит брат? – поинтересовался судья.

- Мы называемся братья и сестры, - ответила свидетель.

Женщина также рассказала, что на собраниях люди молились богу и пели песни.

- Какому богу? – сразу задал уточняющий вопрос гособвинитель.

- Бог один, - ответила женщина, - Иегова.

Она пояснила, что прихожане изучали Библию, «в которой есть все законы», пожертвования делали только по желанию. Деньги от пожертвований, по словам женщины, шли на оплату коммунальных услуг, закупку моющих и чистящих средств для ухода за «Залом царства».

- Вы слышали о запрете организации «Свидетели Иеговы – Орёл»? – поинтересовался гособвинитель.

- Свидетелей Иеговы никто не запрещал, - ответила престарелая женщина.

Было очевидно, что она с трудом понимала задаваемые ей вопросы из-за того, что воспринимает Свидетелей Иеговы не как какое-либо объединение, а как личную веру. Для нее это было все равно, что спросить: являетесь ли вы членом, например, АНО «Ливенская епархия», она бы ответила – «нет, я православная». Такая двусмысленность и разное понимание терминологии сохранялись на протяжении всего допроса Романовой.

За что задержан Кристенсен женщина не знает, а на собрания она перестала ходить потому, что в последний раз туда нагрянули «люди с дубинками, проверяли документы и всех переписывали». Кроме того, «от сестер» она слышала, что «Зал царства» закрыт. Также женщина рассказала, что прошла обряд крещения – на конгрессе Свидетелей Иеговы, который состоялся в помещении ГРИННа в Орле.

- Вы считаете, что Кристенсен главный Свидетель Иеговы в Орле? – спросил у женщины адвокат Женков.

- Братья все равны, нет высших или низших, - последовал ответ.

По словам свидетеля, она ни разу не слышала от Кристенсена, чтобы он уничижительно высказывался о других религиях и людях, их исповедующих.

После допроса свидетеля сторонами прокуратура попросила суд огласить ее показания, данные при допросе на стадии следствия. Причина: «в связи с противоречиями почти по всем пунктам». Когда судья начал оглашать протокол допроса, выяснилось, что в нем свидетель говорила, что в «Зале царства» есть старейшие, сам Кристенсен является одним из Свидетелей Иеговы, а часть литературы прихожан просили использовать посредством планшетов и компьютеров. Также в протоколе речь шла о том, со слов свидетеля, что последователи учения устраивали подомовые обходы, предварительно пройдя некий инструктаж, а также о том, что женщина в курсе решения суда о запрете религиозной организации «Свидетели Иеговы – Орёл».

 - Многие слова [отраженные в протоколе] – я такого не говорила, - пояснила женщина, после того как председательствующий закончил зачитывать фрагменты документа. Но впоследствии свидетель многое из протокола подтвердила, только – иными словами. Много вопросов суда касались хода собраний. Судья Алексей Руднев долго пытался понять, как именно приверженцы религии Свидетелей Иеговы изучают и обсуждают тексты брошюр, а также почему сама свидетель против переливания и сдачи крови. Вмешиваться пришлось адвокату.

«Ваша честь, считаю выбранную вами тактику допроса некорректной. Вы желаете, чтобы свидетель вас в чем-то убедил, при этом в тех формулировках, которые вы хотите. Но задача суда получить от свидетеля ответы на вопросы по существу дела. А вы целый час расспрашиваете свидетеля об одном и том же, желая, чтобы он вас убедил в чем-то», - заявил адвокат.

- И все же, как по учению, почему не рекомендуется сдавать кровь? – все же решил добиться ответа председательствующий.

- С вами тяжело разговаривать, - вздохнула свидетель. – Я, видимо, плохо понимаю учение.

Последние вопросы возникли к свидетелю у прокуратуры. Сторона гособвинения поинтересовалась, был ли Деннис Кристенсен ведущим на собраниях в 2017 году. «Наверное, да, - ответила женщина. – Один или два раза». Адвокаты попросили секретаря суда занести в протокол слово «наверное». Тогда уточняющий вопрос задал уже судья:

- Вы вообще видели Кристенсена на собраниях в 2017 году?

- Видела, - последовал ответ.

Адвокат Виктор Женков в свою очередь спросил:

- Собрания, которые проводились, имели отношение к организации, которая была запрещена судом?

- Не имели, - уверена свидетель.

На этом слушания в этот день закончились. Они возобновятся после майских праздников.  


 

Ирина Мещерская 






Ссылки по теме:

«Я ем сечку и моюсь из бутылки» Областной суд оставил Кристенсена под стражей до конца ноября
«Общество Сторожевой Башни» Религиовед Виталий Вовченко о том, кто такие Свидетели Иеговы