В минувший понедельник советник губернатора по культуре, столичный режиссер Юрий Грымов представил в Орле «фирменный тургеневский стиль», который в год 200-летнего юбилея писателя планируется  использовать для украшения города, предметов и разного рода продукции. «Орловские новости» обратились к члену Союза дизайнеров России Виктору Панкову и попросили порассуждать о плюсах и минусах представленных Грымовым эскизов.

Виктор ПАНКОВ:

- Есть два разных понятия «брендбук» и «фирменный стиль». В представленном Грымовым варианте «брендбук» есть, но «фирменного стиля» пока нет. Стиль – это намного сложнее. В данном случае нарисованные ромашки, портрет Тургенева и логотип – все это набор позиций для брендбука.

Мне понравилось очень немногое, например, графическая версия логотипа, представленная на конверте. Это я считаю художественной удачей. В полноцветной версии логотипа нет образа, который хоть как-то ассоциировался бы с происходящим событием, с Орлом, с русской литературой – просто красивое сочетание цифр.

Сразу хочется сказать, что этот брендбук оголил тот факт, что главный генератор этой идеи, советник губернатора по культуре, совершенно не интересуется объектами этой самой культуры. Этот юбилей в плачевном состоянии встречают все наши памятники истории, архитектуры и культуры и даже сами музеи. Я думаю, что Грымов их не видел, иначе он быстрее стал бы пессимистом. Я, как реалист, пытаюсь представить автобус с изображением Тургенева, въехавшим на Дворянку. Пока он туда доедет, весь Тургенев будет забрызган грязью, и это будет выглядеть плачевно. Делать дизайн, не просчитывая, как будет течь грязь по Тургеневу, «вылезающему из палатки», я считаю, это непрофессионально.

Далее эти цветочки, которые родились только из-за того, что не удалась идея с орловским списом. Это пошлость в чистом виде. Эти орнаменты уже пошли в народ, их делают по поводу и без. Такие цветы может сделать любой человек, который осваивает графическую программу. Это абсолютно банальная и механическая вещь, не имеющая никакого отношения к Тургеневу, к литературе.


 

Это полная лабуда, которую, в лучшем случае, можно представить в костюмах спортсменов к Олимпиаде. 


 

Три главных элемента: портрет Тургенева, логотип и орнамент совершенно не сочетаются между собой. Зачем надо было брать этот унылый почти предсмертный портрет и потом говорить, что Тургенев был весельчак, озорник и вообще тот еще хулиган?

Пластика линий механически нарисованных цветочков, автографа и цифр самого логотипа не сочетаются между собой. Любой дизайнер знает, что сочетание более двух шрифтов – это дурновкусие либо очень рискованное предприятие. Конечно, это правило нарушают, но удается это единицам. В нашем случае – это ученическая оплошность.

Мне показалось, что во время обсуждения представленной работы Юрий Грымов спохватился, что, возможно, это действительно неудачная работа. Может быть, и хорошо, что нам не озвучили имена тех, кто делал эту работу, потому что вряд ли она прибавит им славы.

Я надеюсь, что авторам донесут те критические реплики, которые прозвучали на обсуждении, и они смогут доработать брендбук.