Последнее время в комментариях на орловских новостных сайтах появились рассуждения о том, «как нам обустроить городской электротранспорт», чтоб  и тарифы были «божеские» и на маршруты выходило как можно больше трамваев и троллейбусов. При этом участники дискуссий не всегда верно понимают, как складывается финансово-экономическая ситуация на муниципальном транспортном предприятии, каковы межбюджетные процессы, влияющие на работу и стабильность предприятия. Профессиональную точку зрения относительно данной темы «Орловские новости» в карточках попросили высказать  генерального директора МУП «ТТП» Александра Коровина.


 

 1

Если поднять тариф, никто не поедет на электрических ветеранах…

Спрос на любые самые комфортабельные транспортные услуги не поможет увеличить выручку ТТП, если себестоимость одной поездки сейчас составляет 21 рубль, а тариф установлен в размере 17 рублей. Открою секрет Полишинеля: на самом деле  муниципальное предприятие получает выручки еще меньше. Смотрите, оказывается электронный билет предусматривает цену проезда в 12 рублей, рубль забирает поставщик услуг РИЦ со своими валидаторами.  Остается  всего 11 рублей выручки с пассажира на нищенское существование коллектива муниципального предприятия. Кроме того, никто даже не пытается компенсировать эту разницу. А если  компенсация происходит, то по остаточному принципу, исходя из текущего финансового состояния городской казны. И как прикажете прибыльно жить, повышать зарплату, проводить ремонты и техосмотры, обеспечивать работникам весь соцпакет?


 

2

Руководство предприятия экономически не обосновано просит денег…

Немного примитивной математики самостийным экономистам из орловской блогосферы, думаю, не помешает. Возьмем компенсацию предприятию за перевозку льготных категорий граждан. По нашей логике льготы должны покрываться исходя из себестоимости 1 поездки, а она, напоминаю, 21 рубль. Значит цена проездного общегражданского билета должна быть не 600 рублей, как сейчас в Орле, а 1260 (60 поездок умножить на 21) рублей как в большинстве областных центров ЦФО, я уж молчу про Москву. Отсюда вытекает, что при цене льготного проездного сейчас в Орле равной 300 рублей, компенсация предприятию за перевозку льготных категорий граждан должна составлять 960 рублей. Просто из 1260 вычесть 300 рублей.  За 2017 год продано 47465 льготных ученических и пенсионных проездных. Умножим 47465 на 960 получится 45 566 400 рублей – такой по логике и по справедливости должна быть сумма компенсации за перевозку льготников.


 

3

Руководство предприятия применяет не ту методику подсчета…

Хотите – пойдем в своих доказательствах от обратного. Если считать от количества поездок, то получится следующее: 47465 льготных месячных билетов умножаем на 60 поездок в месяц. Это равно 2 8847 900 поездкам в год. 2 8847 900 умножаем на 21 рубль – 59 805 900 рублей получило бы предприятие, ничего не зарабатывая, а только катая пассажиров по себестоимости. Фактически сейчас при цене одной поездки на льготника равной 5 рублям, умноженной на 2 847 900 поездок в год, мы имеем сумму выручки в размере 14 239 500 рублей. Из 59 805 900 рублей вычитаем «льготные» 14 239 500 и получаем опять те же 45 566 400 рублей, которые должна компенсировать администрация за перевозку льготников, кстати говоря, как это делается во всем мире: и в Чикаго, и в Праге, и в Берлине. Как видим, суммы обсчета идя и от полной себестоимости поездки, и от количества поездок одинаковы.


 

4

Администрация Орла утверждает, что финансирует МУП «ТТП»  в полном объеме…

Давайте еще посчитаем. В 2017 году предприятие провезло примерно16 000 000 пассажиров. Отнимаем 2 8847 900 поездок льготников. Получаем 13 152 100 поездок остальных пассажиров. Умножаем на 21 рубль одной поездки по себестоимости и получаем 276 194 100 рублей. Однако, если помните, разница между себестоимостью поездки в 21 рубль и фактической стоимостью в 12 рублей составляет 9 рублей. 13 152 100 поездок остальных пассажиров за прошлый год умножим на 9 получим 118 368 900 рублей – такова реально причитающаяся недоплата предприятию общественного транспорта за ответственную, социально значимую работу. Если сюда еще прибавить доплату за льготников в сумме, что мы с вами подсчитали выше, в размере 45 566 400 рублей – то общая цифра  финансирования  из городского бюджета за перевозку пассажиров в Орле средствами электротранспорта должна быть равной (118 368 900 + 45 566 400) 163 935 300 рублям.


 

5

Предприятие живет не по средствам…

В 2018 году область запланировала компенсацию за своих льготников из регионального бюджета в размере 12 миллионов рублей. Город запланировал выделить 14 миллионов. Недофинансирование будет составлять 137,9 миллиона рублей в год. Подобное финансирование предприятия общественного транспорта оставшегося единственным в Орле, которому в нынешнем году исполнится 120 лет, которое наши предки учредили вторым в Российской империи – это его преднамеренное банкротство и убийство.