Эксперты национального рейтинга губернаторов оценили успехи и ошибки Клычкова
©
ЦИК «Рейтинг» опубликовал итоговое исследование, посвященное оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. «Национальный рейтинг губернаторов» составлялся на основе заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
Врио губернатора Орловской области Андрей Клычков по итогам года оказался в третьей группе рейтинга. Он занял 62-ю строчку из 85. Первые строчки рейтинга занимают главы Тюменской, Белгородской областей, Ямало-Ненецкого АО. Последняя строчка осталась за губернатором республики Хакасия.
В комментариях к рейтингу отмечено, что в целом, эксперты достаточно настороженно отнеслись к появлению в регионе молодого коммуниста из столицы, планировавшего составить конкуренцию Сергею Собянину на выборах мэра.
«Распространено мнение, что его лоббистские возможности ограничены, а в элитах смена власти производит некие трения, внешним проявлением которых стали, в частности, обыски в компании, принадлежащей двоюродному брату Вадима Потомского. Проводимые ротации чиновников восприняты положительно, как и декларации о готовности опираться на местные кадры. Неудачной для врио эксперты посчитали подачу информации в СМИ, о совместном проживании и быте семей Андрея Клычкова и его советника по СМИ», - сообщают составители рейтинга.
Подробную оценку деятельности Андрея Клычкова на посту руководителя Орловской области дал политтехнолог, директор Фонда «Правовая Реформа» Егор Вышегородских.
- Сменив на посту губернатора Орловской области непреуспевшего на этом поприще Вадима Потомского, Андрей Клычков оказался в непростой ситуации. Как и предыдущие два московских назначенца, он «варяг». Кроме того, он представляет КПРФ, как и Потомский. Но самый серьёзный вызов – практически разрушенная экономика региона. Начало выборной кампании губернатора будет проходить на фоне крайне острого бюджетного дефицита, что никак не способствует позитиву к власти со стороны работников бюджетной сферы.
Серьёзные корректировки вносит в стратегию нового главы региона начало президентского избирательного цикла. Для Клычкова это означает то, что «входить» в избирательную кампанию он будет в связке с местными политическими элитами, которых не заботит как баланс интересов КПРФ и ЕР, так и комфортное «встраивание» нового главы региона в кампанию. Помимо этого, переход от выборов президента РФ к собственным выборам потребует от Клычкова быстрой смены стратегии и тактики, и управляемость местных администраций станет ключевым фактором при смене предвыборной парадигмы.
Первые назначения свидетельствуют о том, что он делает акцент на публичность – немногочисленные новые лица представлены специалистами медийной сферы. Хорошо прослеживается намерение максимально использовать то, что новый глава региона умеет делать хорошо – диалог с населением. Поездки в троллейбусах и походы на рынок в сопровождении приглашённого блогера, встречи с молодежью, демонстрируют открытость и вызывают симпатии. Тем не менее, регион входит в десятку аутсайдеров по зарплатам, и основные ожидания населения находятся в экономической плоскости.
Кроме того, при налаживании взаимодействия с элитами тактика формальных встреч и новостей в телеграмм-канале никаких дивидендов не принесёт. Марксистская формула «бытие определяет сознание» в современных реалиях Орловской области является единственным критерием оценки руководителя, и без видимых экономических успехов шансы Андрея Евгеньевича на победу в борьбе за кресло губернатора достаточно слабые.
Тем не менее, интрига выборов заключается в позиции Кремля. Если Орловская область станет площадкой для конкурентных выборов, и сильным игрокам (в частности, В. Рыбакову) не заблокируют участие в борьбе за кресло губернатора, то капитала из электоральных симпатий А. Клычкову будет мало. В варианте «зачистки» от соперников новый глава региона рискует получить пиррову победу и повторить судьбу своего предшественника.
Резюмируя, можно отметить, что Андрей Евгеньевич на старте своего вхождения в должность не сделал ничего, что вызывало бы отторжение или критику. Однако, перед ним экономическая пропасть, путь через которую необходимо найти до сентября 2018 года, - подчеркнул эксперт.