Инвестиционное послание Андрея Клычкова. Полный текст
©
Врио губернатора Орловской области Андрей Клычков 19 декабря выступил со своим Инвестиционным посланием. В нем Клычков озвучил ключевые меры по совершенствованию инвестиционного климата Орловской области. "Орловские новости" приводят для своих читателей полный текст послания главы региона.
Андрей КЛЫЧКОВ:
Уважаемые жители Орловской области, депутаты областного Совета, члены Правительства ! Уважаемые предприниматели, представители деловых сообществ, научных и общественных объединений! Коллеги!
В соответствие с существующей традицией, сегодня я обращаюсь к вам с ежегодным Инвестиционным посланием. В нем обозначены основные приоритеты региональной инвестиционной политики на 2018 год. Определены ключевые задачи, которые нам предстоит решать вместе в целях обеспечения устойчивого и поступательного развития Орловской области. Улучшения инвестиционного климата и привлечения новых капиталовложений в экономику региона.
В этой работе мы рассчитываем на совместную работу с бизнесом – как новым, так и проверенных временем деловых партнеров Орловщины. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить руководителей предприятий Знаменский СГЦ, Ливгидромаш, Санофи-Авентис Восток, Керама Марацци, Протон, Протон-Электротекс и целого ряда других компаний.
На протяжении многих лет они вкладывают средства в развитие действующих производств, в создание новых производственных площадок на территории региона.
* * *
Сегодня, преодолевая последствия кризиса, экономика России всё увереннее выходит на траекторию роста.
Орловская область также должна соответствовать этому тренду, и не отставать от темпов развития Российской Федерации. Поэтому важно правильно определять приоритетные направления, цели и задачи для достижения желаемого результата.
А цель у нас одна – повышение качества жизни в регионе. Для её достижения мы должны в полной мере реализовать имеющийся потенциал области. Максимально использовать наши преимущества и уникальные особенности. Это, в частности, высокотехнологичная промышленность и современный аграрный комплекс, наука, развитая система образования, наличие квалифицированных кадров, богатый потенциал для развития туризма.
Орловская область не располагает крупными запасами полезных ископаемых. Поэтому экономика региона в полной мере базируется на работе отраслей реального сектора.
Ключевой точкой роста по праву считается аграрный комплекс. В основе его успехов – самоотверженный крестьянский труд. Высокий уровень технологического развития отрасли и достижения современной аграрной науки. Большая государственная поддержка. Умение региональной и местной власти конструктивно, открыто и честно работать с бизнесом.
* * *
Сегодня в области продолжается большая работа, ключевые направления которой определены в поручениях, указах и стратегических инициативах Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Наш регион выполняет установленные целевые индикаторы по всем основным направлениям работы.
У нас есть уверенность в том, что общими усилиями, при поддержке федерального центра, в конструктивном сотрудничестве с бизнесом регион справится со всеми поставленными перед нами задачами.
* * *
Далее коротко остановлюсь на ожидаемых показателях экономического развития Орловской области в уходящем году. Результаты, достигнутые по итогам трех кварталов, позволяют говорить о стабильности региональной экономики. Фиксируется небольшое повышение основных экономических показателей. В промышленном комплексе объем отгруженных товаров собственного производства ожидается в сумме 122 млрд рублей и по сравнению с 2016 годом увеличится более чем на 2 %.
Объем производства сельскохозяйственной продукции, по расчетной оценке, составит около 76,5 млрд рублей, или 107,7 % в действующих ценах к уровню 2016 года.
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах) прогнозируется в размере 228 млрд рублей. Наибольший вклад в объем Валового регионального продукта традиционно вносит сельскохозяйственное производство – 21,2%, и промышленность – 18,4%. В текущем году у нас выросло количество индивидуальных предпринимателей.
На территории Орловской области зарегистрировано 15 248 предприятий и организаций, а также 19 838 физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью без образования юридического лица. По предварительным данным, инвестиции в основной капитал в 2017 году составят 48,3 млрд. рублей, что примерно соответствует уровню прошлого года.
Ярким событием 2017 года стало подписание специального инвестиционного контракта между «Санофи-Авентис Восток», Министерством промышленности и торговли России и Правительством Орловской области для реализации инвестиционного проекта по модернизации промышленного производства фармацевтической продукции. Финансовые вложения в течение 10 лет составят чуть менее 1 млрд рублей. Впервые мы выходим на экспорт человеческих инсулинов.
Продолжает свое развитие Знаменский селекционно-генетический центр. Ожидается, что к 2020 году производственные мощности предприятия увеличатся вдвое. Объем инвестиций в развитие за три года составит более 7 млрд рублей. «Ливгидромаш» успешно реализует проект импортозамещения стоимостью более 2,5 млрд рублей. Его реализация позволит обеспечить основные потребности российских нефтегазовых и энергетических компаний в эффективном высокотехнологичном насосном оборудовании.
Сохраняется устойчивый интерес к Орловской области и со стороны иностранного бизнеса. Компания «АйВиСи Рус» выбрала наш регион для создания завода по производству ПВХ-напольных покрытий. Стоимость проекта составит порядка 2,5 млрд рублей. В городе Мценске компания «ЭльСайхан» планирует производство базальтовых непрерывных волокон, композитных и армирующих материалов. В рамках реализации только одного этого проекта ожидается создание 920 высокопроизводительных рабочих мест. А новые рабочие места – это фундамент развития экономики не только Орловской области, но и всей страны.
Хочу подчеркнуть, что мы не ориентируемся исключительно на крупный иностранный капитал. Правительство области сосредотачивает свои усилия на создании максимально благоприятных условий для развития и российского бизнеса, уделяя особое внимание местным товаропроизводителям.
В текущем году была проделана большая работа по выполнению мероприятий целевых моделей по формированию благоприятного делового климата, включающих вопросы технологического подключения, получения разрешения на строительство, регистрации права собственности, постановки на кадастровый учет и другим. Сегодня мы можем констатировать – в целом Орловская область успешно справилась с поставленной задачей. Результат выполнения показателей 12 целевых моделей составил 91 % и превысил общероссийское значение.
На 100 % выполнены модели регионального инвестиционного стандарта, позволившие модернизировать действующие механизмы поддержки инвесторов. Проведена полная модернизация регионального электронного Инвестиционного портала: обеспечена возможность направления в электронной форме заявки о намерении реализовать инвестиционный проект, подать документы для получения государственной поддержки.
Реализован ряд других мер по информационной открытости для бизнеса. Мы продолжаем совершенствовать механизмы эффективного взаимодействия с предпринимателями.
Значительно расширен состав Инвестиционного совета, уже за последние месяцы качественно наполнился его функционал. Сегодня на постоянной основе с экспертами обсуждаются вопросы реализации региональной инвестиционной политики. Хочу отметить высокую заинтересованность бизнеса в этой работе и считаю, что такое сотрудничество является ключевым условием для налаживания доверительных отношений.
В конце текущего года мы ввели практику проведения деловых встреч власти и бизнеса для обсуждения текущих вопросов и планов развития экономики Орловской области. Ваши предложения и инициативы очень важны для нас! Высказанные пожелания смогут стать стратегическим ориентиром для дальнейшей работы по формированию благоприятного инвестиционного климата. Дадут дополнительный стимул созданию современных производств и объектов городской инфраструктуры, повышающих качество жизни людей.
В 2018-м практика таких встреч будет продолжена. И в последующем, я полагаю, такая форма общения получит свое развитие.
* * *
Поставив в центр всей социально-экономической политики региона – человека, с его проблемами и заботами, Правительство области заинтересовано в расширении взаимодействия со всеми здоровыми силами, гражданским обществом в целом, установлении реального общественного контроля за работой власти. Очевидно, что современный уровень общественного устройства характеризуется возрастающим влиянием граждан и их объединений на процесс принятия и реализации решений в сфере государственного управления. Считаю это одним из важных условий поступательного развития Орловской области.
С этой целью в настоящее время ведется работа над интернет-порталом, который обеспечит прямой диалог и обратную связь органов власти с населением и бизнес-сообществом. В 2018 году предполагается широкое вовлечение жителей Орловской области в диалог с властью. Начнет работать механизм оперативного реагирования на замечания, жалобы и предложения граждан.
Учет мнения людей – вот главный ориентир для всех ветвей власти! Чиновники должны учиться слышать людей. Только в этом случае можно выбрать правильное направление движения. Один из важнейших инструментов налаживания диалога между обществом и властью – поддержка независимых общественных объединений.
Выполняя поручение Главы государства Правительство области будет и в дальнейшем оказывать им финансовую поддержку из областного бюджета. Например, с 2007 по 2017 годы такую поддержку получили 422 социально значимых проекта общественных организаций, при общем объеме финансирования из бюджета Орловской области – более 104 млн. рублей. По итогам конкурса 2017 года 43 социально ориентированных некоммерческих организаций получили финансовую поддержку на сумму 10 млн рублей. Такой же объем финансирования предусмотрен в областном бюджете и на 2018 год.
Мы продолжим и будем развивать поддержку общественных объединений. Совместно с муниципалитетами нам необходимо реализовать инициативу Президента России Владимира Владимировича Путина и обеспечить поэтапный доступ социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.
Надо помнить о том, что такая работа позволяет решить целый ряд задач, причем - не только в социальной сфере:
- Это и развитие самозанятости, и формирование кадрового потенциала в рамках социально ориентированных Некоммерческих общественных организаций, в т.ч. молодых граждан, чувствующих в себе силы к общественной работе. Важно и то, что привлечение Некоммерческих общественных организаций к оказанию социальных услуг позволяет повысить качество этих услуг, в том числе – за счет роста конкуренции.
Таким образом, уважаемые коллеги, развитие гражданского самосознания превращается еще и в фактор экономического развития.
Социально ответственный бизнес, самостоятельные граждане, реализующие собственные проекты, ответственно относящиеся к происходящему в своей стране, своем городе, своем районе, помноженные на госполитику в этом направлении, – это все производные от зрелого, уверенного в себе гражданского общества.
Именно такое общество способно обеспечить гражданам страны высокий стандарт качества жизни, именно такую планку мы будем ставить себе при планировании дальнейшего развития региона.
Поэтому обращаясь ко всем представителям гражданского общества, общественных предпринимательских объединений, выражаю надежду на конструктивный диалог и ваше доверие.
Убежден в том, что прямой и открытый разговор с людьми – это лучший способ понять главные проблемы. Определить пути их решения. А проблемы в регионе действительно есть. И не только в социальной сфере.
Есть немало проблем, которые мешают нормальному развитию бизнеса и тормозят развитие экономики.
Среди них – сохраняющиеся административные барьеры; нехватка финансовых ресурсов для создания инвестиционной инфраструктуры и развития бизнеса; низкая вовлеченность региона в федеральные инициативы, и, как следствие, недостаточно высокие экономические показатели уровня жизни населения.
Считаю, что мы можем изменить существующее положение.
Для этого необходимо выстроить эффективный механизм обновления региональной экономики, найти и привлечь необходимые для нее материальные и кадровые ресурсы. Сама ситуация требует от нас ответов на вызовы экономики, на запросы населения. Мы должны массово создавать новые рабочие места, с особым акцентом на высокопроизводительные, а потому высокооплачиваемые места для образованных молодых людей.
Сегодняшний и особенно завтрашний кадровый потенциал Орловской области позволяет нам рассчитывать на интенсивное развитие региональной экономики за счет человеческого капитала.
Орловскую область по праву можно считать центром подготовки универсальных кадров для развития!
Высокий уровень качества подготовки молодых специалистов подтверждается развитием опорного ВУЗа – Орловского государственного университета имени Тургенева и еще
5 государственных высших учебных заведений.
Высокая квалификация инженерных и рабочих кадров является важнейшим критерием конкурентоспособности региона. Поэтому в следующем году считаю важным акцентировать работу по подготовке высококвалифицированных специалистов по наиболее востребованным направлениям под конкретные потребности экономики и новые стратегические направления бизнеса.
При этом важно не забывать, что именно молодежи принадлежит главная роль в обеспечении экономического роста и устойчивого развития, как региона, так и всей нашей страны.
Поэтому, обращаясь к бизнесу, прошу вас в свою очередь определять перспективы для личностного и карьерного роста молодых профессионалов, развивать способы их мотивации к развитию.
Со своей стороны мы должны создать условия для карьерного продвижения молодежи в бизнесе, системе государственного управления, в науке и, что не менее важно, предоставить широкие возможности для профессиональной самореализации.
При этом люди должны не просто работать в той или иной сфере, а иметь уверенность в завтрашнем дне. На основе именно такой уверенности создаются молодые семьи, рождаются дети, строится жилье, развивается социальная среда...
А это и есть важнейшие показатели стабильного развития региона. Для этого мы развиваем сотрудничество с инвесторами по всем направлениям. Создаем комфортные условия для бизнеса.
И если отдельные инвесторы закрывают свои производства на территории Орловской области, нам надо не просто искать им замену, а понять причины таких решений. И не просто понять, а попытаться исправить ситуацию.
Сегодня бизнесу непросто. Мы это знаем. По целому ряду объективных причин отдельные компании вынуждены корректировать свои инвестиционные проекты. Поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы помочь им в преодолении трудностей и сохранить производства на территории региона.
Умение предвидеть сложности – часть эффективного управления. И мы обязаны этой наукой владеть.
* * *
Считаю, что еще одним немаловажным фактором торможения бизнес-активности является недостаточно эффективная организация взаимодействия региональных органов власти, территориальных управлений федеральных структур и субъектов естественных монополий.
В этой связи нам следует уделить особое внимание реализации реформы контрольно-надзорной деятельности. Президентом Российской Федерации поставлена задача снижения контрольной нагрузки на бизнес, внедрение новых информационных решений, применение риск-ориентированного подхода и мы сегодня должны четко следовать этому курсу.
Всем контрольно-надзорным органам необходимо объединить усилия по выстраиванию доверительных отношений с предпринимателями.
Ведь для нас основная задача: не наказать бизнес, не ограничивать его свободу и потенциал, а по-государственному поддерживать.
Такие же новые подходы мы должны найти и для социальной сферы.
Расширять существующие и разрабатывать новые региональные программы повышения уровня и качества жизни граждан.
Нам надо поддержать молодые семьи, решать проблемы демографии, помощи пожилым людям. Обеспечить достойную жизнь медикам, педагогам, социальным работникам.
Это действительно сложные задачи.
Для этого необходимо создать такую модель экономического роста, которая будет способна обеспечить конкурентоспособность региона в борьбе за новых инвесторов.
В настоящее время наши соседи тоже пытаются решить такую же задачу.
Но приемы и механизмы все используют разные. Учитывая лучшие региональные практики, мы должны исходить из наших сильных сторон и приоритетов.
Несомненным фактором, обеспечивающим привлекательность Орловской области, является ее месторасположение в центральной части России.
Относительная близость к московскому региону и удобная логистика обеспечивают высокий уровень межотраслевой кооперации с предприятиями других регионов и делают область привлекательной для инвесторов.
Считаю ошибочным мнение, что бизнес приходит только в крупные регионы. Инвестор идет туда, где выгодно и комфортно. А наибольшая эффективность достигается компетенциями и ресурсным капиталом.
Поэтому в уходящем году мы расширили инструменты формирования инвестиционной привлекательности региона и начали работу над проектом Концепции развития Орловской области на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Она отличается четкой целевой направленностью и призвана стать основой для разработки стратегических планов и целевых программ развития региона.
Цель разработки Концепции – обозначать направления, которые будут являться определяющими для ускорения экономического роста Орловской области, для повышения качества жизни и благосостояния наших граждан.
Приоритетом развития мы определили повышение качества жизни в регионе. Наша цель – сделать Орловскую область территорией высоких стандартов качества жизни!
Система целей здесь ориентирована на создание комфортных условий для повседневной жизни граждан.
Это: обеспечение занятости и достойной заработной платы; развитие здравоохранения и образования, повышение их качества и доступности; развитие ипотеки и темпов роста жилищного строительства; жилищно-коммунального хозяйства и городской среды; создание сети безопасных и современных качественных дорог.
Решение поставленных задач может дать синергетический эффект для развития области в целом, повысить качество жизни населения Орловщины.
Важным вектором повышения качества жизни граждан мы считаем повышение темпов экономического роста за счет «новой индустриализации». Мы ставим себе амбиционное задание «перезагрузки» индустриальной политики.
Главными задачами станут повышение конкурентоспособности промышленности, развитие аграрного сектора и переработки, развитие инновационных технологий и моделей научно-производственных объединений. Все необходимые для этого предпосылки в Орловской области есть. Это высококвалифицированные кадры, опыт конструктивного сотрудничества науки и бизнеса, широкий спектр компетенций в профильных сферах, заинтересованность бизнеса и инвесторов.
И самое главное – запрос государства.
* * *
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми направлениями Концепции, призванными стать инструментом формирования отраслевых проектов развития региона.
- Обеспечение комфортной среды проживания населения Орловской области.
Достижение целей мы видим в решении таких задач, как:
- повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Орловской области;
- развитие сети автомобильных дорог;
- развитие и повышение качества городской среды;
- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- устойчивое развитие сельских территорий.
- В рамках развития аграрно-промышленного комплекса мы ставим перед собой следующие задачи:
- развитие производства и переработки продукции сельского хозяйства;
- обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК за счет совершенствования мер региональной поддержки;
- повышение инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства;
- стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
- Развитие промышленного потенциала будет обеспечиваться за счет:
- развития промышленной инфраструктуры;
- создания условий для научно-технического и инновационного развития промышленности;
- продвижения промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынке;
- совершенствования мер господдержки.
- Создание комфортных условий осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности будет достигаться путем решения следующих задач:
- расширения системы финансовых инструментов поддержки инвестиционной деятельности;
- развития индустриальных парков и создания зон опережающего развития;
- позиционирования инвестиционной привлекательности Орловской области;
- развития и популяризации предпринимательской деятельности;
- поддержки местных производителей по продвижению товаров на внутренние и внешние рынки.
Это лишь малый перечень основных задач по отдельным направлениям развития Орловской области.
Перед региональным Правительством поставлена задача доработать этот документ, четко и ясно сформулировав конечные результаты.
Для публичного обсуждения проект Концепции будет представлен в начале следующего года.
Могу вас заверить, что работа над ним будет максимально открытой. К обсуждению проекта Концепции я уже сегодня, пользуясь случаем, приглашаю экспертов, предпринимателей, представителей деловых сообществ, гражданских активистов. Информация о дате и времени проведения общественных слушаний будет размещена заранее на Информационном портале Орловской области.
Уважаемые депутаты, коллеги!
Вас я тоже прошу принять активное участие в данной работе, внести свой профессиональный вклад в совершенствование инвестиционной политики региона. По результатам общественных обсуждений будут определены основные приоритеты и опорные точки развития Орловской области.
Добавлю, что особым инструментом улучшения работы действующих отраслей экономики в будущем должна стать цифровизация. Следуя правительственному курсу, реализация принципов построения цифровой экономики позволит ускорить темпы внедрения механизмов «открытого правительства» на региональном и муниципальном уровнях; развить цифровые технологии и платформы оказания государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, а также позволит улучшить коммуникации всех участников информационного взаимодействия.
Отмечу, что финансирование перспективных проектов развития региона будет определено с учётом выбранных приоритетов. А для реализации задуманного нам потребуется сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы, усилить ответственность за решение поставленных задач, увеличить отдачу от использования финансовых ресурсов.
В 2018 году мы будем ориентировать бизнес вкладывать средства в агропромышленный сектор, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности. Особую поддержку получат проекты по благоустройству (созданию новых общественных пространств), а также крупные инфраструктурные разработки. В новом году будет запушен целый ряд финансовых механизмов по привлечению частных инвестиций в жилищное строительство.
Это позволит сделать жилье более доступным для наших граждан, активизировать строительство новых современных микрорайонов в областном центре, продолжить программу переселения из ветхого и аварийного жилья. В следующем году мы планируем привлечь в Орловскую область средства федерального бюджета, став участниками государственных программ развития регионов России.
Отмечу особую значимость развития внутреннего туризма. И хотя эта отрасль имеет еще недостаточное развитие, в перспективе её доля в региональной экономике может заметно вырасти. Для этого считаю необходимым развивать туристскую инфраструктуру, повышать качество услуг и сервиса, предлагать гостям интересные маршруты. Пора вплотную заниматься полноценным и разносторонним имиджевым позиционированием региона, его брендами и уникальной символикой.
В Орловской области есть, что посмотреть. Богатое культурно-историческое наследие всероссийского и межгосударственного значения является визитной карточной нашего региона.
Это и государственный музей-заповедник Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново», и национальный природный парк «Орловское Полесье», музеи известных русских писателей, памятники архитектуры. Это особенно актуально в преддверии 200-летия Ивана Сергеевича Тургенева.
Считаю также, что нам следует уделить особое внимание социальным проектам: инициативам в области образования, здравоохранения и культуры. Нужно эффективнее использовать механизмы развития социального предпринимательства, направленного на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем в обществе. Социальным инициативам и инвестициям будет оказана всесторонняя поддержка.
В 2018 году мы будем развивать наметившуюся положительную тенденцию роста открытости власти, обеспечения доступа к информации о деятельности всех государственных органов. Публичным должно стать формирование ключевых целей и показателей деятельности органов власти, а также контроль за их исполнением. Мы намерены проводить жесткую политику в отношении явлений, тормозящих здоровое социально-экономическое развитие региона. Необходима действенная борьба с коррупцией, теневой экономикой, с непрозрачностью в сфере государственных закупок, с нецелевыми и нерациональными тратами.
Открытая власть, эффективная экономика и активное гражданское общество – залог наших побед. Важно и то, что мы придаем государственный статус планированию социально-экономического развития. Государственное планирование подразумевает, прежде всего, определение конкретных целей и приоритетов развития и распределение ресурсов для достижения поставленных целей.
Сегодня многие процессы в экономике переведены на проектную основу. Инструменты проектного управления интенсивно внедряются нами в систему органов исполнительной власти. Благодаря этому идет сокращение сроков реализации проектов, повышается прозрачность и управляемость процессами, возрастает персональная ответственность и сокращаются риски. Эту практику мы будем развивать и совершенствовать.
Считаю, что инвестиционный потенциал Орловской области по-прежнему интересен для бизнеса. Но сегодня мы используем далеко не все инструменты для его успешного позиционирования. Наша задача в этой сфере – стать для инвесторов предпочтительным партнером. Максимально интегрировать Орловскую область в федеральную экономическую повестку. Открыть наши ресурсы и возможности для базирования на своей территории бизнес-проектов, компетенций и производительных сил, задействованных в реализации приоритетных направлений развития экономики страны и государственных программ.
* * *
В заключение хочу поблагодарить предпринимателей, представителей деловых сообществ, федеральных органов исполнительной власти, научных и общественных объединений, активных граждан за сотрудничество, помощь в реализации важнейших направлений нашей совместной деятельности. Убежден, что, объединяя усилия, мы сумеем улучшить деловой климат в Орловской области.
Сможем уверенно идти к своей цели, чтобы поднять авторитет Орловской области и сделать регион – центром качества жизни!
Благодарю вас за внимание.