«Мы законопослушные граждане». В Орле начинается судебный процесс по запрету Свидетелей Иеговы
©
В Орле 25 мая прошли подготовительные слушания к процессу над местной религиозной организацией Свидетели Иеговы. Ранее Минюст на основании оперативных мероприятий УФСБ и Центра по противодействию экстремизму приостановил деятельность организации и обратился в суд с иском о ее запрете и полной ликвидации. Сами «свидетели» утверждают, что занимаются законной деятельностью, а в претензиях к себе видят политику. За предварительной беседой в Орловском областном суде наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
Заседание было назначено на 10 часов. Незадолго до начала рядом с залом что-то обсуждали представитель Минюста со своим помощником. Пристав открыл зал и разрешил пройти внутрь. В этот момент небольшими группами начали появляться представители Свидетелей Иеговы: мужчины и женщины разных возрастов. Мужчины в брюках и светлых рубашках, своим видом напоминают членов христианских общин из американских фильмов.
В зал входит прокурор, смотрит на мужчину представительного вида и интересуется:
- Где представитель Минюста? Вы?
- Похож, да? – с ухмылкой отвечает мужчина.
Остальные «свидетели» переговариваются, кто-то отвечает на телефонный звонок:
- Пятый зал, подходите быстрее.
Один из «свидетелей», адвокат из Воронежа, пытается взять стул, чтобы занять место за столом рядом с настоящим представителем Минюста. Но пристав не позволяет:
- Сядьте на переднем ряду, - грубовато говорит он.
- Сразу видно отношение.., - с едва заметной улыбкой реагирует «свидетель».
Тем временем зал продолжает наполняться адептами организации. К тому моменту, как в зале появилась судья Майорова, их собралось 18 человек.
Заняв свое место, председательствующая объявила, что 25 мая проводится беседа для подготовки к судебному заседанию. После чего зачитала права сторон.
Первым слово взял представитель Свидетелей Иеговы Александр Филин, пояснивший, что сторона ответчика не получила всех документов, которые вместе с иском были представлены Минюстом в суд.
- Нет документов УФСБ об обнаружении экстремистских материалов, - в частности, отметил представитель «свидетелей» и попросил суд обязать Минюст их предоставить.
Далее председательствующая вкратце прошлась по исковому заявлению. Требования в нем сводятся к ликвидации юридического лица «Свидетели Иеговы Орел» и запрете деятельности организации на территории Российской Федерации. Основанием для иска стали материалы проверки, в том числе оперативные мероприятия полиции и ФСБ, которыми установлено, что организация якобы занимается хранением и массовым распространением экстремистской литературы.
«Правоохранительными органами не раз выявлялись факты распространения экстремистской литературы. При этом организация неоднократно предупреждалась прокуратурой, но эта деятельность не прекратилась. Так, 16 июля 2015 года в поселке Кромы в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был установлен факт хранения экстремисткой литературы с целью последующего распространения. Аналогичный факт был установлен 26 ноября. В частности, были изъяты такие брошюры, как «Пробудитесь», «Армагеддон. Что это такое?», - пояснил представитель Минюста.
Председательствующая поинтересовалась:
- А в чем заключалось массовое распространение?
- Литература распространялась среди своих членов и совместно изучалась.
- А сколько человек было на этих собраниях в Кромах?
Представитель Минюста немного замешкался:
- Ну, два человека – это уже масса. На собрании было как минимум три.
После выяснения обстоятельств проведения ОРМ в Кромах слово дали «свидетелям». Они сразу же заявили, что исковые требования не признают.
«Сейчас мы можем сказать, что организация вообще не распространяет литературу, тем более экстремистскую. Более того, мы следим за обновлением списка запрещенных материалов Минюста и постоянно знакомим с ним наших членов. Кстати, один из этих списков был изъят сотрудниками полиции в ходе ОРМ в Кромах», - пояснил Александр Филин.
Он также отметил, что в 2009 и 2013 годах Свидетелей Иеговы Минюст уже проверил и попросил приобщить к делу акты проверок, из которых следует, что никаких нарушений закона ведомством не выявлено.
«Местная религиозная организация в Орле существует 16 лет и только с июля 2015 года у нас начались проблемы, - продолжал объяснять суду представитель «свидетелей». - Деятельность организации законная. Ее численность 11 человек. Остальные – граждане, которые исповедуют религию Свидетелей Иеговы, не являясь ее членами. Объединение в Кромах не имеет к нашей МРО никакого отношения за исключением конфессиональной принадлежности. Максимум мы помогаем там верующим снять помещение для проведения богослужений».
Представитель ответчика заявил, что Минюстом не доказан факт распространения экстремистской литературы. Судом это не установлено, а информация ФСБ приниматься за доказательство не может, уверен он. Кроме того, Филин напомнил, что 15 апреля 2016 года Верховный суд РФ отменил решение о ликвидации Свидетелей Иеговы в Томской области. В своей мотивации, отметил ответчик, суд указал на наличие положительных проверок, малочисленность организации, а «неоднократность распространения экстремистских материалов не может являться однозначным основанием для ликвидации организации». «В нашем случае фактов распространения вообще не имеется», - еще раз повторил Филин.
Впрочем, приобщить решение Верховного суда председательствующая Майорова отказалась. «Практика суда у нас не является прецедентной, поэтому в приобщении отказываем», - пояснила она.
Международная религиозная организация "Свидетели Иеговы" была образована во второй половине XIX века, а получила современное название в 1931 году. По подсчетам самой организации, в ней состоит более семи миллионов человек. С точки зрения традиционных конфессий, "Свидетели Иеговы" являются сектой. В настоящее время деятельность организации запрещена в ряде регионов, в том числе Белгородской области, в Самаре и Москве. В апреле пресс-служба "Свидетелей Иеговы", комментируя представление Генпрокуратуры РФ, поясняла , что экстремизм у организации — это "заблуждение, повторенное стократ, но не ставшее от этого истиной". "Российской власти уже более 60 лет хорошо известно, что мы так же далеки от экстремизма, как небо от земли. Наши верующие садились в тюрьмы и даже шли на расстрел, лишь бы не поднимать оружия на людей, ради каких бы идеалов это ни происходило. Мы не имеем никакого отношения к экстремизму", - заверяют в организации.
- Имущество у вас есть? – поинтересовалась судья.
- Нет.
- А в аренде?
- Ну, что-то арендуем, конечно. Для проведения богослужений.
Беседа завершилась на том, что суд пришел к необходимости проведения предварительного слушания, которое назначено на 1 июня. Заседание начнется в 10:30.
- Как думаете, - интересуюсь у председателя комитета орловских Свидетелей Иеговы Владимира Мельникова, - с чем связаны претензии к вам со стороны органов и Минюста?
Высокий худощавый мужчина интеллигентного вида, в сером костюме и сумкой через плечо отвечает:
- Это все ложные обвинения.
- Но если так, то с чем-то они должны быть связаны?
- Не знаю. Видимо, политические игры какие-то, заказы…
- То есть вы утверждаете, что ведете свою деятельность абсолютно законно?
- Все в рамках закона.
- И на какой исход судебного процесса рассчитываете?
- Мы уверены, что мы законопослушные граждане. Думаем, сможем это доказать.
Денис Волин