«Дормаш»: история без финала
©
На минувшей неделе задержали директора завода «Дормаш» Вячеслава Гудкова. На предприятии - долг по заработной плате более 40 млн руб., большие проблемы с отчислениями в соцфонды – более 10 млн руб. С лета коллектив завода сократился на треть. Кризис вышел из тлеющего состояния - сейчас на «Дормаше» уже не производят технику.
«Орловские новости» решили напомнить историю предприятия, хронологию его переходов от собственника к собственнику и поразмышлять о его дальнейших перспективах.
Орлу повезло
Свое начало «Дормаш» берет с 1955 года, указано на сайте компании. Именно в это время появляется приказ министра строительного и дорожного машиностроения «Об образовании Орловского завода автогрейдеров». С тех пор завод развивался с переменным успехом. В 1990-х, как и все производства в новой России, он оказался в сложном положении. В 2000 году было образовано закрытое акционерное общество «Дормаш». 100% акций принадлежало «Орловской промышленной компании», в свою очередь, учрежденной комитетом по управлению имуществом Орловской области. Под крыло «ОПК» попали более 40 предприятий, большинство из них уже ликвидировано, а имена знакомы орловцам только по названиям торговых центров и остановок.
Антикризисный управляющий
В 2000 по приглашению губернатора Орловской области Егора Строева инвестором и антикризисным управляющим ЗАО «Дормаш» стал Виктор Воропаев. Бизнесмен входил в сотню самых богатых челябинцев. Воропаев к тому моменту уже занимался выпуском дорожной техники на родине, и Орел стал для него площадкой для расширения бизнеса. Увлеченность челябинца собственной техникой стала даже предметом его диалога с президентом Путиным на одной из выставок. Воропаев настолько страстно рассказывал о тракторе, что получил реплику: «Вы как о невесте говорите!». «Да, люблю это», – заявил предприниматель. «Оно и видно», – ответил президент.
Смена собственника
Из областной собственности завод перекочевал в частную как-то тихо. Еще в 2002 году 100% акций было у областной «ОПК». Примерно в это время уставный капитал вырос с 35 млн руб. до 70 млн руб. Далее в числе учредителей числятся уже гражданин России (50%) и ООО «ДорМашЭкспорт». Первый, судя по всему, Виктор Воропаев. Так как на всех мероприятиях он выступает в качестве собственника. На встрече с губернатором именно он обсуждал пути вывода предприятия из кризиса. 82% «ДорМашЭкспорт» принадлежат Валентине Кудашовой, 18% - гражданину Ирака. Основной вид деятельности этой компании - сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
Деление и почкование
Примечательно, что непосредственно производственной деятельностью занимается ЗАО «Дормаш». А реализует изготовленную продукцию ООО «Дормаш-Интернешнл», образованное в 2004 году. Генеральным директором является Евгений Воропаев. В отличие от завода продавцы завершают каждый финансовый год в плюсе, активно принимают участие в госзакупках. Также «Домашем» было учреждено ООО «Джесан» для производства электродвигателей, генераторов и трансформаторов. Генеральным директором в настоящий момент также является Евгений Воропаев, а владелец - Виктор Воропаев. Офисы «Дормаша» и «Джесан» находятся по одному адресу.
Вообще на Кромском шоссе, 3 зарегистрировано около 60 организаций действующих и почивших. Среди них есть, например, ООО «Царский леденец». В целом, производственных площадей у «Дормаш» много, и территория, еще не разбита на кусочки по новым собственникам.
Генеральный директор
Генеральным директором «Дормаш» в 2010 году стал Вячеслав Гудков. Он начинал свою карьеру руководителя на родине. Был генеральным директором ООО Челябинский МПЗ «Вюрст» (в настоящий момент общество ликвидировано), ООО «Мясоперерабатывающий завод «Вюрст» (Исключен из ЕГРЮЛ), директором ООО «Вюрст ПФ» (Исключен из ЕГРЮЛ). Далее Гудков перебрался в Орел. Он был генеральным директором ЗАО «Орел-Погрузчик» (ликвидировано) и руководителем ЗАО «Погрузчик» с 2006 до 2011 год. Далее ему доверили управление «Дормашем». Говорят, Вячеслав Гудков и Виктор Воропаев учились вместе или в одном потоке.
Нельзя сказать, что коллектив завода питает к руководителю теплые чувства. По словам рабочих, Гудков руководит предприятием достаточно отстраненно. Кроме того, в его адрес звучали упреки в излишнем интересе к политике, а не к прямым обязанностям.
Банкротство
В апреле 2014 года ЗАО «Тракт-Москва» подал в арбитраж заявление о банкротстве «Дормаш». Сумма претензий составляла около 214 тысяч рублей.
- Это обыкновенный рабочий момент, который периодически может возникнуть на любом предприятии, - комментировал тогда ситуацию Вячеслав Гудков. - В 2013 году наше предприятие выпустило почти 250 единиц дорожной техники и более чем на 11 миллионов рублей запчастей, - подчеркнул генеральный директор.
С 2010 года ЗАО 138 раз оказывалось ответчиком в арбитражном суде. Общая сумма требований истцов превышает 345 млн руб.
Сейчас истцы выстроились в очередь, требуя банкротства завода.
Уголовные дела
На заводе осталось около 400 рабочих, хотя летом их было более 600. По факту невыплаты заработной платы следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ (частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы). Накопилось уже более 40 млн руб. Также по материалам проверки, проведенной прокуратурой, в отношении Гудкова в связи с тем, что он умышленно не уплатил в Пенсионный фонд РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере более 10 млн рублей, израсходовав имевшиеся деньги на иные цели, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Точка кипения
Областные власти не раз заявляли, что «Дормаш» является частной собственностью, однако старались не оставаться в стороне от конфликта. Тем более, когда рабочие завода написали летом 2015 года губернатору письмо, с сообщением, что коллектив находится на грани срыва, потому что руководство издевается над работниками и их семьями. Вадим Потомский и сотрудники департамента промышленности с тех пор начали сообщать, что сотрудничеством с «Дормаш» удалось заинтересовать нефтяников, дорожные службы разных регионов. Однако технику, собранную для самой Орловской области, ждали долго, так как готовые машины забирали за долги энергетики. Первые жалобы рабочих и их акции протеста генеральный директор завода связал с происками политических оппонентов (это было в преддверии выборов в горсовет). Как показало время, ошибался.
Светлое туманное будущее
В конце 2015 года Вадим Потомский заявил, что найден некий инвестор. Он помог выплатить часть заработной платы рабочим. Как выяснилось позже, инвестором оказался Первый чешско-русский банк. Но в настоящий момент в отношении него ЦБ ввел мораторий на выплаты кредиторам. Если до этого оставался шанс на санацию банка, то после выплат основной массе вкладчиков экономического смысла санация иметь не будет.
22 апреля в Орел приезжала делегация из Беларуси. Помимо прочего представители ОАО «АМКОДОР» посетили и «Дормаш». С Воропаевым обсудили возможные варианты сотрудничества. Как уверяют в департаменте промышленности, речь шла только о переходе с китайских комплектующих на продукцию белорусских производителей. Однако губернатор Орловской области внезапно на аппаратном совещании заявил, что рад сотрудничеству с братским народом, однако переход завода в собственность иного государства не приветствует. Потомский хотел бы обсудить судьбу «Дормаш» с министром промышленности РФ, чтобы оценить потенциал и предложить формулу вывода из сложившегося положения.
По оценке главы региона, на старт необходимо около 2,5 миллиарда – это долги и оборотка.
Кстати, банкротством «Дормаш-Интернешнл» заинтересовался «Меркатор Холдинг». ООО «Аби», которое 15 декабря 2015 года подало иск о банкротстве «Дормаш-Интернешнл» за долг 2,55 млн руб., попросило произвести замену заявителя по делу в связи с произошедшей уступкой прав требования ООО «Меркатор Холдинг». Это крупная компания. У нее 384 госконтракта на общую сумму около 9 млрд руб. Уставный капитал – 10 млн руб. «Меркатор Холдинг» учредил пять компаний со сходным названием, привязав к географии, - «Меркатор Калуга», «Меркатор Санкт-Петербург», «Меркатор Казань» и прочие.
Остается надеяться, что «Дормаш» не постигнет судьба «ОРЛЭКС», часового завода и прочих. Продукция востребована. Было бы желание развиваться.