«Фильтр Потомского» Как орловский губернатор ограничивает права СМИ
©
На минувшей неделе орловские СМИ столкнулись с проблемой допуска к еженедельным аппаратным совещаниям губернатора Орловской области, которые стали традицией с 90-х годов прошлого века. Позже в областном правительстве сообщили, что данные совещания будут закрытыми и что пускать на них будут лишь прогубернаторские телеканалы, которые, впрочем, будут вести лишь протокольную съемку. 3 июля выяснилось, что совещания закрыты не для всех, на них будут присутствовать лишь избранные, лояльные губернатору СМИ. Пока, конечно, рано говорить о цензуре в Орловской области, однако об ограничении прав журналистов на получение объективной, а не «правильной» информации, говорить приходится. «Орловские новости» рассказывают, что произошло.
Аппаратные совещания в правительстве Орловской области проводятся каждый понедельник. На них руководители структурных подразделений администрации докладывают о положении дел по тем или иным вопросам, таким, например, как переселение из аварийного жилья, дорожное строительство, освоение федеральных денег и так далее. Зачастую глава региона дает на совещаниях какие-либо поручения своим подчиненным, нередко звучит критика. Словом, учитывая, что деятельность администрации области не является самой прозрачной из тех, что имеются, аппаратные совещания позволяли журналистам, а, следовательно, обществу складывать хоть мало-мальски объективную картинку происходящего. В конце концов, контроль за деятельностью власти в интересах общества - это один из краеугольных камней журналистской деятельности. И этот камень, кажется, сегодня власть решила тотальным образом подточить.
26 июня 2017 года на аппаратное заседание правительства не пустили корреспондента «Орловских новостей». Чуть позже выяснилось, что туда не пустили никого из СМИ. В тот же день издание «Вечерний Орел» со ссылкой на пресс-службу областного правительства сообщило, что с этого дня еженедельные аппаратные совещания будут проводиться в закрытом для СМИ режиме. «На совещаниях будет присутствовать только одна телекамера, и та будет снимать происходящее «протокольно», - уточнило издание.
3 июля «Орловские новости», как и другие издания, снова не пустили на аппаратное совещание. Однако в этот раз туда пустили представителей прогубернаторского интернет-ресурса РИА57. Издание было создано при поддержке областной администрации, в частности, советника губернатора по медиа Ирины Зацепиной, которая также является одним из авторов ресурса. Интернет-издание специализируется на создании положительного образа Вадима Потомского, исключающее любую критику областного руководства. 3 июня на сайте издания начали появляться сообщения с аппаратного совещания, причем изначально прямая речь главы региона, а также вся остальная информация публиковалась как информация издания. Буквально через полчаса в текстах начали появляться уточнения «как сообщили в пресс-службе». Разумеется, в официальных сообщениях пресс-службы такой информации, а уж тем более прямых речей Потомского, использованных в тексте, на тот момент не было. Все это позволяет говорить о том, что орловский губернатор решил создать так называемый «фильтр», с помощью которого планируется дифференцировать СМИ на «своих» и «чужих»: тех, кто восхищается губернатором (в силу своего характера или иного, более деликатного интереса), и тех, кто пишет, как есть, не верит на слово заявлениям чиновников (вспомнить хотя бы историю с ФК «Орел», когда губернатор в прямом эфире назвал вбросом информацию о запрете для клуба участвовать в любых официальных соревнованиях, а на следующий день СМИ обнародовали сам документ), и пытается объективно информировать своих читателей. Так или иначе, подобная ситуация позволяет говорить о некоем ограничении прав СМИ на получение информации. Учитывая массу скандалов, связанных с деятельностью областного правительства, выход многих из них на федеральный уровень, обращение внимания на регион президента РФ Владимира Путина, подобный шаг Потомского выглядит не иначе как попытка максимально завуалировать свою деятельность. А это чревато тем, что обществу будут выдавать порции «добрых новостей», посредством которых, очевидно, должна сформироваться некая вторая реальность, в которой нет многомиллионных хищений бюджетных средств, нет превышений должностных полномочий, нет разбитых дорог, нет проблем с лекарствами для льготников - нет вообще нерешенных проблем; а если проблемы и есть, то совсем незначительные, который усердные труженики из команды бравого губернатора решают с неимоверной оперативностью.
Целью Потомского, устанавливающего «фильтры» и запрещающего доступ к совещаниям, может быть желание убрать негативный информационный фон, считает главный редактор газеты «Орловская среда» Татьяна Филева. По ее словам, история, когда на совещания в облправительство допускаются только «свои» СМИ, которые будут подавать информацию с «нужной» точки зрения, повторяется. «Такое случалось и при прежних губернаторах и теперь при Вадиме Потомском. Я думаю, после череды последних скандалов по поводу его неосторожных высказываний они решили подстраховаться и оградиться от независимой прессы, которая доводит до граждан информацию так, как она есть, а не так, как это выгодно губернатору и его окружению. Возможно, таким образом они пытаются убрать негативный информационный фон», - сказал «Орловским новостям» Татьяна Филёва.
Юрий Лебёдкин, главный редактор газеты «Красная строка», считает, что ограничить негативную информацию у губернатора все равно не получится. Само же решение о закрытых совещаниях, по его мнению, недальновидное. «Закрываться от СМИ - это, конечно, глупость неслыханная. Если взять нас, то мы и так получаем информацию о том, что там происходит. У нас есть контакты, есть люди, которые могут поделиться информацией, если считают, что там делается что-то неправильно. То есть закрыться такими запретами в стиле «не пущать!» все равно не получится. Второе, это чем вызвано такое решение и какие цели оно преследует? Ограничить негативную информацию? Не получится, потому что хвалиться губернатору нечем. Обычно такие меры говорят о том, что в датском королевстве все совсем плохо. Сильная власть и сильный политик никогда не будет бояться прямо говорить о проблемах, обсуждать их, встречать удары. Они не боятся критики. У них есть дела, которые они могут показать. А когда этого нет – нет понимания, дел, сильных кадров, - приходится бегать. Заметьте, что губернатор, как и его замы, перестали проводить пресс-конференции. О чем это говорит? Говорит о том, что он боится вопросов», - считает Лебёдкин. По его словам, действия губернатора относительно закрытых совещаний, конечно, не попадают под уголовную ответственность. Однако по существу права СМИ ограничивают. «Это совершенно очевидный доступ к информации», - говорит Лебёдкин, добавляя, что жаловаться на это, по сути, бессмысленно. В качестве примера он привел опыт «Красной строки»: в первом случае губернатор лично признался, что дал типографии указание не печатать тираж газеты, во втором – многотысячный тираж попросту украли. В «Красной строке» знают имена причастных, но от правоохранительных органов адекватной реакции добиться так и не удалось: проверка закончилась ничем.
В целом сегодня существует тренд определенного недоверия населения к государственным и региональным СМИ, которые проводят определенную лояльную политику к власти, считает доктор политических наук Дмитрий Нечаев. «У меня есть возможность сравнивать различные регионы в плане открытости и публичности власти, эффективных коммуникаций обратной связи между этой властью и лидерами общественных объединений, к которым относится и ваше СМИ. Я бы оценил этот шаг исполнительной власти Орловской области как очередную глупость, которая только затруднит эти коммуникации. В случае с орловским губернатором, такой шаг только тромбирует эти коммуникации. Ведь я не думаю, что ваше и другие издания, которые не входят в так называемый губернаторский пул, противники развития орловского региона. Наоборот, они хотят, чтобы власть работала эффективно, они указывают власти на ее ошибки, хотели бы получать информацию из первых уст, а не причесанную, не приглаженную информацию, чтобы самим делать какие-то выводы», - сказал «Орловским новостям» Нечаев.
По словам политолога, тот открытый, публичный формат, который с начала 90-х годов существовал в Орловской области и других регионах, теперь похоронен. Впрочем, отмечает Нечаев, такая же ситуация произошла в Воронежской области еще 2001 году, а то, что данный формат так долго продержался в Орловской области, означает, что в данном регионе высока политическая конкуренция, и СМИ не являются институтом, полностью поглощенным исполнительной властью региона. Тем не менее, уверен политолог, Потомский сделал «совершеннейшую глупость». «В числе прочих ошибок и неудач это решение будет внесено в копилку тех непозитивных дел, которые в конечном итоге за счет количества перерастут в качество и, наконец, через какое-то время Потомскому укажут на выход», - говорит собеседник «ОН». Нечаев также отметил, что сворачивание подобных коммуникаций [открытых аппаратных совещаний] могло бы быть оправдано, если бы был результат в экономическом развитии региона: появлялись новые производства, новые рабочие места, улучшалась социальная инфраструктура. «Но региональный лидер, который сворачивает определенные демократические завоевания, но при этом не дает эффект, а напротив, [при нем] растут коррупционные проявления, непрозрачность госзакупок, административные барьеры, - в этом случае подобные решения не прощаются. Полная демократизация, конечно, никогда не была свойственна нашей стране, но нужно знать чувство меры», - говорит Дмитрий Нечаев.