В Орле завершил свою работу международный фестиваль камерных и моно спектаклей LUDI. В очере Последние новости Орла: происшествия, ДТП, события, политика, ЖКХ, экономика, бизнес, финансы, культура, спорт, афиша мероприятий. Свежие и актуальные репортажи, интервью, мнения экспертов, аналитика. Сетевое издание."> В Орле завершил свою работу международный фестиваль камерных и моно спектаклей LUDI. В очере">

«Без глубоких разочарований»: в Орле подвели итоги международного театрального фестиваля LUDI

icon 14/06/2017
icon 12:30
Важная новость
«Без глубоких разочарований»: в Орле подвели итоги международного театрального фестиваля LUDI

Автор:

В Орле завершил свою работу международный фестиваль камерных и моно спектаклей LUDI. В очередной раз в областной столице кипели театральные страсти. Свои работы орловцам показали театры из Сербии, Болгарии, Канады, Израиля, Италии, Киргизии, Калуги, Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Перми, Нижнего Новгорода, Вологды, Орла. Всего в рамках конкурсной программы прошли 15 спектаклей. 13 июня в «Свободном пространстве» прошла итоговая пресс-конференция. Члены жюри поделились своими впечатлениями о семи фестивальных днях.

Как рассказал организатор театрального конкурса, художественный руководитель «Свободного пространства» Александр Михайлов, фестиваль этого года стал самым драматичным за всю историю его существования. Если в прошлые годы преобладали жизнерадостные темы, то сегодня на сцене царила мрачная, мистическая атмосфера. Однако она никак не уменьшила зрительского интереса. На всех спектаклях был аншлаг.

- Сегодня так получилось, что на фестивале одна трагедия сменяла другую. Составляя программу, мы не ставили перед собой задачи собрать только такие работы, это получилось само собой. Эта триллеровская, мистическая атмосфера всех нас придавила. Если вспомнить, что фестиваль означает – праздник, то в этом смысле, сегодняшнему событию этого не хватило. Возможно, это отражение времени и того, что происходит с людьми. Будем надеяться, что для художников время повернется новой гранью и в следующем году они заговорят более веселыми голосами, - сказал Михайлов.  

 

Он также отметил, что дальнейшая жизнь и судьба фестиваля LUDI зависят от финансирования. Собственными силами проводить подобного рода мероприятия невозможно.

- Приятно, что у нас все получилось, так как были серьезные организационные проблемы, проблемы с получением виз, с финансрованием. Мы организовывали фестиваль без официальной финансовой помощи. На самом деле, это невозможно. Мероприятие состоялось благодаря спонсорской поддержке. Мы сработали в ноль. Если в следующие годы мы не получим постоянную поддержку, то фестиваль обречен, - констатировал главный организатор.

Его порадовало, что конкурсная программа прошла без «глубоких разочарований», что зритель с большим интересом следил за тем, что происходило на сцене, а зал был заполнен.

- Это говорит о том, что фестиваль нужен, он востребован, что люди хотят видеть серьезное театральное искусство, - подчеркнул Михайлов. - Люди приходят, понимая, что в Орел привезли не просто какие-то антрепризные постановки. А сегодня оторвать человека от существующей действительности очень сложно. В современном ритме ему некогда остановиться и задаться вопросом: «Куда и зачем я бегу?». Прошедшие спектакли дали нам эту возможность. Мы старались, чтобы афиша была разнообразная в плане драматургического материала, режиссерского опыта и подхода.

Как отметили члены жюри, фестиваль этого года им запомнился больше не режиссерскими, а актерскими работами.

- Впечатления отрадные. У фестиваля актерское лицо, - отметил театральный критик Владимир Спешков, - это совершенно естественно, когда на фестивале преобладают моно спектакли. Как говорится в одной пьесе, актер, выходя на сцену, должен либо войти в тебя, либо выйти вон. На этом фестивале было десяток актерских работ, а это очень много, которые вошли в нас. Это «Эдит Пиаф», «Подлинная история Фрекен Бок», старший из Карамазовых, актерский ансамбль из «Клятвенных дев», «Вдребезги», «Мой бедный Марат». Встреча с разными актерскими индивидуальностями - это настоящая радость.  

 

Спешков также отметил, что жюри фестиваля работало в плотном графике. Помимо просмотра конкурсных спектаклей и обсуждения их с молодежным жюри и артистами, в театре проходили мастер-классы и читки пьес.

- В прошлом году мы постоянно гуляли, а сейчас даже некогда было выйти на улицу. Все время что-то происходило. И это хорошо. Фестиваль в городе должен быть, потому что без него Орел станет беднее и скучнее.

Главный редактор литературного журнала «Драматургия» Карине Ходикян отметила, что у фестиваля не только актерское, но и женское лицо. По ее словам, отдельного внимания требует спектакль «Клятвенные девы» по пьесе Олега Михайлова.

 

- Особенно отрадно, что пьесу про женщин написал мужчина. Он прекрасно справился со своей задачей. Здесь каждая женщина рельефна, это не просто персонаж, а человеческая судьба, каждая со своей трагичной историей. Это прекрасный актерский ансамбль. На этом фестивале, мне кажется, победила актерская работа. Режиссерская работа – это не только человеческая история. В спектакле я должна видеть режиссерскую руку, его подход, какую-то новизну, креативность. На фестивале ярких режиссерских работ было меньше, чем актерских. Одним из спектаклей, который меня тронул, это «Вдребезги».

О критериях, по которым судят качество постановки, рассказал театральный режиссер Геннадий Тростянецкий.

- На этом фестивале был момент, когда у меня перехватило дыхание от восторга, но был и момент отчаяния, когда я торопил время, мол когда же это закончится. Пускай не катарсис, но какое-то волнение спектакль должен рождать. Вот это критерий. Фестиваль в Орле это спектакли репертуарных театров, где выхвачены, может быть, не самые лучшие спектакли, но характеризующие эти театры. Это мне кажется наиболее интересным. Необходимо вести диалог между зрителем и театром. Как сказал Толстой: «Искусство должно входить в человека помимо его воли, без всяких дополнительных от человека затрат», - процитировал Тростянецкий.   

 

Он также отметил существенную разницу между отношением публики к театру в России и в Европе.

- В Европе прийти в театр – это не схватить кусок сенсации, о которой потом будешь разговаривать дома, с соседями. Там посещение театра – это в порядке вещей, такое же обычное действие, как взять с полки книгу. Это меня покоряет.

Отвечая на вопрос корреспондента «Орловских новостей» о расхождениях в оценке постановок или актерских работ, члены жюри признались, что были спорные работы, которые вызвали бурные обсуждения.

- Были споры, еще какие! – ответил Спешков. – Но какие работы вызвали разногласия, мы не скажем. Это внутренняя работа жюри. Наше мнение будет выражено в оценках.

В этот же вечер экспертное жюри объявило победителей фестиваля и обладателя гран-при. Материал по итогам награждения «Орловские новости» опубликуют совсем скоро.