Охота и чистка: Как орловские коммунисты исключают друг друга из партии
©
В субботу, 10 июня, орловский обком КПРФ исключил из рядов партии Владимира Загайнова, активно критиковавшего первого секретаря Василия Иконникова. Ранее обком исключал из партии еще нескольких коммунистов, некоторые из которых позже были восстановлены. Источники в обкоме отмечают, что в ближайшем будущем аналогичные «решительные действия» могут последовать вновь. Оппоненты Иконникова называют действия обкома «охотой на ведьм», сторонники – чисткой рядов. «Орловские новости» рассказывают, как орловские коммунисты исключают друг друга из партии.
Первопроходцем в новой политической истории обкома КПРФ стал Михаил Верижников. Связанные с ним события происходили осенью 2014 года, когда в руководстве региональной парторганизации заговорили о готовящемся заговоре на фоне прихода в регион нового губернатора, члена ЦК КПРФ Вадима Потомского. Огласке внутрипартийную историю предали на пленуме обкома. Расследованием деятельности внутренней фронды занимались собственные «ищейки», и когда оно наконец завершилось, перед делегатами пленума были озвучены фамилии бунтарей: заместители председателя горсовета Михаил Верижников и Артем Левковский, депутаты горсовета Сергей Гришин и Валентина Ашихмина, а также бывшая сотрудница горсовета Илона Имамвердиева. «По версии следствия», именно эта группа решила сместить с поста первого секретаря обкома Василия Иконникова. «Мы собрали комиссию из 9 человек. Провели расследование. Да, вопрос непростой. Да, вопрос тяжёлый, но выяснилось, что целая группа наших товарищей за спиной областного и городского комитетов партии, повели себя не по-коммунистически, дискредитировав светлую идею», - сказал на пленуме обкома Вячеслав Морозов.
Откуда взялась фронда, рассказал сам Василий Иконников. «Это старые аппаратчики, не довольные успехом орловской компартии, замутили воду. Зять Хахичева, устроенный на хорошую должность, Сколов, Ревякин, Минин, ряд людей в окружении Потомского решили дискредитировать компартию и его самого. Вызывали наших людей к себе в кабинет, звонили на работу, составляли тайные списки, обещали должности в обмен на лояльность. Подговаривали многих не знающих подлинной сути дела коммунистов. Более того, ряд депутатов-коммунистов были использованы втёмную. Они не подозревали даже, что за ними стоят кукловоды. Поэтому в выводах комиссии - каждый отвечает по заслугам. Готовилось мощное предательство, товарищи. Мы опросили и взяли заявления от очень многих коммунистов - налицо внутрипартийный заговор. Такого раскола у нас не было с 1993 года», - отметил первый секретарь обкома КПРФ. По итогам пленума Михаил Верижников и Имамвердиева были исключены из партии, остальные участники «тайного штаба» отделались различными нетяжкими взысканиями.
Однако спустя год Михаил Верижников был восстановлен в партии решением ЦК. Сейчас он трудится в должности заместителя председателя контрольно-счетной палаты области.
Следующим, за митинг против губернатора-коммуниста, из партии был исключен Андрей Рослов. Рослов был одним из самых эпатажных депутатов горсовета 4 созыва, его позиция редко совпадала не только с позицией коллег по депутатскому цеху, но и однопартийцев. 8 августа 2016 года он решил организовать в Орле митинг за отставку губернатора Вадима Потомского. На том же митинге Рослов инициировал сбор подписей под соответствующей петицией. К сентябрю их было собрано более 14,5 тысяч. Эти подписи Рослов отвез в администрацию президента РФ. Ответа оттуда не последовало, зато сам коммунист был исключен из партии. «Это внутреннее дело партии. Было рассмотрено персональное дело. Принято решение. [Рослов был исключен] за нарушение партийных норм», - пояснил тогда первый секретарь обкома КПРФ Василий Иконников. Однако спустя некоторое время в обкоме «подняла голову новая гидра», возникла угроза очередного, еще большего раскола, и Рослова, весной 2017 года, восстановили в партии.
Андрей Чижов и Владимир Загайнов рискуют стать первопроходцами без обратного адреса. Именно их источники в обкоме и наблюдатели называют то ли лидерами новой фронды, либо не особенно удавшимися марионетками в руках незатейливых кукловодов из администрации губернатора. В 2016 году, после выборов в областной совет, которые местные коммунисты решительно проиграли, получив всего 6 мандатов, Загайнов ушел со всех партийных постов (он также не прошел в парламент) и обвинил Иконникова во всех последних провалах обкома. Тем временем Андрей Чижов оказывается в эпицентре скандала: после конфликта в ночном клубе его задерживают стражи порядка, в машине коммунист называет одного из полицейских фашистом и становится фигурантом уголовного дела. Это не мешает ему получить депутатский мандат, доставшийся от Василия Иконникова, который переходит в Совет Федерации. Решение о направление в Совфед поддерживает облсовет, где доминируют единороссы. Это становится основанием для последующей критики Иконникова. Новоявленная фронда публикует открытые письма и устраивает акции протеста против первого секретрая. Иконникова обвиняют чуть ли не в работе на «Единую Россию». При этом Владимир Загайнов успешно назначается на должность заместителя руководителя аппарата губернатора Орловской области. Его шефом становится член президиума реготделения «Единой России», мастер внутриполитических манипуляций Вадим Соколов.
10 декабря решением пленума обкома КПРФ из партии исключается Андрей Чижов. Следом обком публикует пресс-релиз, в котором фракция компартии в облсовете сообщает, что перестает считать его своим членом. Но акции против Иконникова продолжаются. Во время одной из них видеокамеры запечатлели подростка, который признается, что стоит с плакатом за деньги, а кто такой Иконников он даже не знает. Вместе с тем активность не спадает, бывшие комсомольцы берут плакаты и едут в Москву, фотографируясь с ними напротив здания Совфеда.
13 февраля Иконников собирает пресс-конференцию, на которой заявляет, что раскол в ряды местных коммунистов вносится искусственно, и к этому причастен Соколов. «Деятельность раскольников ведётся из аппарата губернатора Орловской области. Сегодня я могу назвать фамилии - это [руководитель аппарата Вадим Соколов] и его заместитель Владимир Загайнов. Но наши позиции крепки. О расколе говорить не приходится», - заявил Иконников. В «Единой России» поспешили отвергнуть свою причастность к скандалу. «Мы не вмешиваемся в конфликт внутри КПРФ. Хотя некоторые хотят представить по-другому», - заявил руководитель фракции ЕР в облсовете Михаил Вдовин.
10 июня состоялся очередной пленум обкома КПРФ. На нем было принято решение об исключении Владимира Загайнова из партии. Его сторонники, не пожелав, чтобы их имя было озвучено, назвали это решение «охотой на ведьм, которая затянулась и угрожает самому обкому». Источники в обкоме назвали исключение Загайнова «закономерным». При этом источники не исключили, что в дальнейшем подобные санкции могут быть применены в отношении еще некоторых членов партии, «замешанных в этой истории».
Клубок событий, происходящих вокруг орловских коммунистов, уникальный, считает политолог Владимир Слатинов. «С одной стороны, это конкуренция внутри партии, завязанная на ее неудачи. Партия выступает крайне неудачно с момента прихода Потомского в качестве губернатора. А у этих провалов, разумеется, должен быть виновник. И тут какая-то часть региональных коммунистов обращает взоры на руководство, и, собственно, на кого бы еще их обращать? Но эта схема в Орловской области сталкивается с наличием других факторов и потоков. Второй поток – это взаимоотношение обкома и региональной администрации, и попытки обладминистрации взять обком под контроль. Получается, что критики руководства обкома, вероятнее из личных интересов, играют на руку региональной власти и считаются ее агентами влияния. И это дает основания руководству обкома парировать эту критику с той точки зрения, что оно не видит большую часть собственной вины в последних поражениях. Основную вину оно перекладывает на руководство региона», - считает политолог.
ЦК во всей этой истории, полагает Слатинов, играет роль арбитра и окончательно не становится ни на чью сторону. «Если бы нужно было задавить Иконникова, в принципе это можно бы было давно сделать. Но этого не делается, - говорит политолог. - Там предпочитают поддерживать равновесие. Более того, у ЦК есть понимание, что губернатор тоже несет ответственность за всю цепочку последующих событий. Таким образом, ЦК не допускает игру с нулевой суммой. Поэтому и случаются такие ситуации, когда обком кого-то исключает, а ЦК – возвращает».