«Скажите, я маньяк?!» Прокурор области запросил срок для убийцы Яны Савчук. Репортаж «ОН»
©
В Советском районном суде Орла завершается рассмотрение громкого дела об убийстве орловчанки Яны Савчвук ее бывшим сожителем Андреем Бочковым. 26 апреля состоялись прения сторон. Государственное обвинение представлял сам прокурор Орловской области Иван Полуэктов. Он попросил приговорить подсудимого к 14 годам и 11 месяцам лишения свободы. Бочков вел себя агрессивно и просил назначить ему максимальное наказание с отбыванием срока в условиях особого режима. За заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
- Зачем же она терпела его, я не понимаю, - разводит руками в коридоре суда женщина с вьющимися золотистыми волосами.
Здесь собралось около дюжины человек. Родственники и друзья убитой Яны Савчук. Кто-то плачет, кто-то до сих пор не свыкся с мыслью о смерти, не понимает, как такое могло произойти. Кто-то вспоминает похороны:
- Помнишь, это было как на демонстрации. Человек 300. Море цветов. Это говорит о том, каким она была человеком…
Яна Савчук была убита, а точнее – забита ногами до смерти, 17 ноября 2016 года в центре Орла. За несколько часов до рокового момента в своем доме она ссорилась с бывшим сожителем Бочковым. Она говорила ему, что устала терпеть постоянные угрозы и избиения, говорила, что больше не хочет возобновлять с ним отношения, требовала – покинуть ее квартиру. Девушка даже поменяла замок на входной двери. Примерно в 16 часов она вышла из дома вместе с мастером по ремонту замков, увидела неподалеку Бочкова, и, испугавшись, села в автомобиль к мужчине. Бочков подбежал, открыл дверь, схватил Яну за волосы и ногу, вытащил из салона и бросил на асфальт. Несколько раз он ударил ее ладонью по лицу, а затем начал жестко избивать ногами в голову. Всего эксперты насчитали около 19 мощных ударов. Сам Бочков, убедившись, что Яна уже не придет в сознание, прыгнул в свой автомобиль и скрылся. Как рассказывают родственники девушки, молодые люди познакомились в 2015 году, сначала, может быть, все и было нормально, но в скором времени Бочков начал ее бить и угрожать убийством. Как сказал отец девушки, он несколько раз вывозил ее дочь на плотину, указывал на нее и говорил: «Вот здесь ты будешь…».
Незадолго до убийства, в тот же день, Яна Савчук вызвала к дому полицию. Приехавшие на место сотрудницы, в том числе участковый уполномоченный Наталья Башкатова, лишь выслушали девушку, но ссоре не помешали. Успели даже поёрничать. «Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем. Не переживайте», - сказала Яне Башкатова, которая ранее руководством УМВД признавалась лучшей в профессии. Сейчас Башкатова сама под следствием, ее обвиняют в халатности. Из органов ее уже уволили. А Яну, после ее отъезда, убили…
…В зал суда через толпу родственников проходит прокурор Орловской области Иван Полуэктов.
- Какой-то новый прокурор, - делятся друг с другом люди. Дело в том, что гособвинение в процессе представлял иной сотрудник надзорного ведомства.
Приставы запускают всех. Люди рассаживаются по местам. На последнем ряду знакомые и родственники подсудимого. В том числе, его 11-летняя дочка.
Двери открываются. В зал вводят Андрея Бочкова. В черной кофте, спортивных штанах, небритый и заметно исхудавший. С интересом разглядывает собравшихся. Его отвлекает голос судьи:
- Сообщаю вам, что в процессе сменился государственный обвинитель. Выступать в прениях будет прокурор Орловской области Иван Полуэктов.
Он поднялся со своего места. Раскрыл подготовленную папку с текстом своего выступления, и ровным голосом начал:
- Сегодня подводятся итоги судебного следствия по делу Бочкова. Жертвой бесчеловечной жестокости стала молодая женщина. Это зверское убийство вызвало широкий общественный резонанс. Произошло около жилых домов на глазах людей, стало проявлением нечеловеческой агрессии со стороны подсудимого в отношении беззащитной женщины. Подобные деяния нарушают конституционный запрет на посягательство на жизнь человека, это вызов всему обществу, и подсудимый должен понести справедливое и, следовательно, суровое наказание.
Далее Иван Полуэктов перечислил обстоятельства дела, в том числе показания свидетелей, результаты экспертиз и прочее. Бочков из аквариума, в котором он находился, поначалу слушал прокурора спокойно, но в какой-то момент не выдержал, обхватил руками голову и начал рыдать. Затем он, несмотря на выступление гособвинителя, через весь зал начал кричать своим родственникам и попросил вывести из зала малолетнюю дочь.
- Доченька, прости меня! – крикнул он ей вслед.
Тем временем Иван Полуэктов продолжал:
- Вина подсудимого доказана в полном объеме. Нужно учитывать, что до этого он неоднократно угрожал девушке убийством. При этом девушка не совершала аморальных действий, которые могли бы спровоцировать насилие. Поэтому доводы о душевном состоянии подсудимого – беспочвенны. Данные действия он совершал в силу своего злобного и крайне агрессивного характера. За совершение столь жестокого убийства Бочков должен быть понести наказание по всей строгости уголовного закона. Давало ли право Бочкову решение Савчук о прекращении с ним отношений поднять на нее даже руку, не говоря уже о том, что он сделал? Ответ один и однозначный – нет.
Его распущенность, отсутствие моральных устоев, ранее имевшие место факты насилия в отношении женщин – позволили ему это сделать. Он сам являясь асоциальной личностью, посягнул на жизнь добропорядочного человека, молодой девочки, которая никогда не была замечена в чем-то противоправном, работала, хотела создать семью, родить ребенка. Вместо этого она получила от Бочкова полную тиранию, боязнь общаться со знакомыми, подругами, безосновательную ревность и угрозу расправы.
Прокурор напомнил, что Бочков ранее привлекался к ответственности по трем статьям уголовного кодекса, в том числе за хулиганство с применением оружия, изнасилование с угрозой убийства, и перевозку наркотиков. Дважды сидел. После освобождение нигде не работал.
Отдельно прокурор области отметил и действия сотрудников полиции. Он попросил суд внести частное определение начальнику УМВД по Орловской области Юрию Савенкову за просчеты его подчиненных, в том числе участковой, которая проявила халатность.
- На основании изложенного прошу суд назначить Бочкову наказание в виде 14 лет и 11 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на один год, - завершил свою речь Иван Полуэктов. Также он попросил суд удовлетворить гражданский иск потерпевших.
Как только гособвнитель закончил выступать, с места вскочил подсудимый.
- Я ж 15 лет просил! – заявил он.
На него никто не обратил внимания. Слово предоставили отцу убитой. Он полностью поддержал позицию прокурора. Затем выступить дали адвокату Бочкова. Его позиция сводилась к тому, что Яна Савчук сама своими действиями формировала в Бочкове негативное душевное состояние. «Яна постоянно упрекала Бочкова, что он мало зарабатывает, что она не может забеременеть»…, - начал он.
Бочков его перебил, постучав по аквариуму. «Не надо», - сказал подсудимый.
Тогда адвокат перешел на критику свидетелей, которые не предотвратили преступление. Он написал одного из них, отметив, что он выше и крупнее Бочкова, но почему-то не остановил его, когда тот начал избивать девушку. Он также заявил, что когда Бочков увидел Яну, садящуюся в машину к мастеру дверных замков, подумал, что это ее любовник. «Бочков долгое время находился под психо-травматическим воздействием. В сильном душевном волнении», - заявлял адвокат. Свое выступление он завершил словами: «Можно было не доводить моего Бочкова до такого состояния».
Сам Бочков поспешил откреститься от защитника.
- Я не согласен с адвокатом, - поднявшись со скамейки, заявил он. – Все это бессмысленно. Мне больше подходит позиция прокурора. Я бы только попросил его внести корректировки и попросить для меня 15 лет с отбыванием в условиях особого режима.
Иван Полуэктов попросил право на реплику. Когда он начал говорить, Бочков вновь вскочил с места и истерично закричал:
- Что вы меня трепете?! Я согласен на 25 лет! По-человечески же попросил! Что вы цирк устраиваете! Прокуроры эти меняются!
Затем Бочков уперся лбом в стекло аквариума, вперил взгляд в прокурора области и прорычал:
- Я что, маньяк, по-вашему? Я маньяк?!
Прокурор промолчал. Ответили родственники убитой Яны:
Натуральный!
Суд постановил вывести Андрея Бочкова из зала.
- [нецензурное слово], - крикнул он, бряцая наручниками и растворяясь в коридоре.
Прокурор области тем временем перешел к своей реплике, касавшейся позиции адвоката.
- Говоря в защиту погибшей, я хочу сказать, что как можно жить с человеком, которого мы только что видели в суде, наглядней ситуации не придумаешь. Как можно быть аморальным по отношению к нему – представить себе невозможно. Если он здесь, сейчас отпусти его, - готов броситься, на кого угодно, - отметил он.
На этом суд завершил прения. Последнее слово подсудимого состоится 4 мая. Затем суд удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.
Денис Волин, из зала суда