Приближающийся конкурс частных перевозчиков повлечет кардинальные перемены в работе общественного транспорта – в Орле отменят 20 маршрутов пассажирских перевозок, а 18 изменят свой путь по улицам города. Жителей волнует масса вопросов, поэтому корреспондент «Орловских новостей» встретился с начальником областного управления строительства, транспорта и дорожного хозяйства Алексеем Васильевым, чтобы из первых рук узнать о грядущих переменах. Это уже не первый конкурс и каждый раз его проведение сопровождает волна пикетов и забастовок частных перевозчиков, которые теряют привычные рабочие места. 

ОН: Как отреагировали перевозчики на нововведения, на сокращение большого количества маршрутов?

Васильев: Мы совместно с Орлом неоднократно проводили совещания с перевозчиками. Те перевозчики, которые сейчас ездят легально, не нарушают, имеют свои производственные базы, у которых не одна-две машины арендованного транспорта, а много своего транспорта - они отреагировали абсолютно нормально. Потому что уверены, что по заявленным критериям смогут выиграть. Они меняют подвижной состав, то есть автобусы старше пяти лет редко появляются у них на маршрутах. Потому что это не выгодно, экономически нецелесообразно. Легче взять новую машину и работать на ней, потому что эксплуатационные затраты гораздо дешевле. 

Часть перевозчиков восприняли это нововведение в штыки: «Это неправильно, мы будем саботировать!» Но если взять предысторию: я общался со многими коллегами из соседних областей. Я не беру крупные города: Москву, Петербург. Город у нас маленький, пропускная способность улиц – низкая, потому что город старый, нет широких дорог. Только Раздольная новая широкая – остальные дорожки узкие. И вот когда перевозчики собрались саботировать, они прекрасно понимают, что не смогут в новых условиях работать. Федеральный закон 12 лет пыталась принять Госдума, который бы регламентировал всю работу пассажирского транспорта начиная от международного и заканчивая муниципальным. Это действительно большой и сложный закон. И многие его не поняли, поэтому перевозчики начинают поднимать непонятную полемику, будоражить граждан. 

Согласитесь – когда мы смотрим нашу пропускную способность улиц: одна из центральных – улица Тургенева и Посадская с Комсомольской. Остановочные павильоны и площадки сделаны максимум для двух транспортных средств. Больше их расширить невозможно. Транспортные средства у нас (автобусы, маршрутки) представлены от 18 до 24 транспортных мест. Большая вместимость только у ПАТП-1  - больше нет. Когда у нас идет «авто-поезд» из нескольких маршруток, институт транспорта просчитал, что пассажир теряет больше времени, выстаивая в пробках в полупустой маршрутке, чтобы добраться до конечного пункта. 

Когда это все приведется в порядок, перевозчики, которые нормальные – они будут вы выигрыше, они будут по графику работать. Для сравнения могу привести пример по городу и пригороду: есть перевозчик, у него четыре транспортных средства: три «Газели» и один «ПАЗ». «Газели» - 2006 года выпуска. На них неудобно ездить пассажирам – неудобная крыша, проход узкий – очень неудобно. Такой и решает саботировать – «меня выгоняют с маршрута». Я спрашиваю : «Ты работаешь три года на маршруте, а что ты сделал для того, чтобы обновить транспортное средство? Рядом с тобой работает другой перевозчик – он за три года обновил свой парк на 70 % - купил новые автобусы. Ты работаешь на таких же условиях, на том же маршруте. В ответ слышу: «Ну я не знаю, у нас плохо в стране, все плохие, правительство плохое и нас задушили». 

Ты ездишь на дизельном топливе. Переводись на метан либо на пропан. Отвечает: «Я на пропан перевелся – мне не выгодно». Переводись на метан тогда!  Купи себе ПАЗ, переведи на метан. Это экологично, дешевле себестоимость – он окупится за полгода, если будешь нормально работать!
 
Что касается реакции муниципальных перевозчиков. ТТП и ПАТП-1. Трамваи - безальтернативные у нас. Они прекрасно ездят, заторов нет. Что касается троллейбусов – это конечно вместимость 80-100 человек, но в скорости он проигрывает, имеет большие габариты, его постоянно подрезают. С учетом уменьшения числа маршруток, все пассажиры должен разместиться. У нас 90% рынка – это частники. Если частнику выгодно – он будет возить. И будет возить и до 12 ночи, и до часу. Во многих торговых комплексах торговый день до 8-9 часов вечера – 10-12 человек собираются – перевозчику выгодно будет возить. 

ОН: Что с трехзначными маршрутками. Прошла информация о точках пересадки. Как они просчитываются, где будут размещаться?

Васильев: Это все не просто так делается, это все уже сложившееся и рассчитанное. Если брать транспортную схему и паспорт маршрута - со Знаменки у нас идет маршрут до Мезенки. Почему такой маршрут был сделан? Вы прекрасно знаете, что больница находится на Плещеева. Туда проехать можно только через город. Либо по центральной ехать до Мясокомбината вниз, либо через Посадскую. Большой процент жителей пригорода - Знаменки, Лаврово, ЗБК, Куликовки, Некрасовки – учится и работает в Орле. 

Совместно с нашим институтом УНПК мы просмотрим основные точки посадки и высадки пассажиров. Постоянно перевозчики городские говорят на пригородных – вы забираете у нас выручку. Пригородный транспорт – это для жителей пригорода. Городской – для жителей города. Если люди живут и работают в городе, то нужно их в город и привезти. Знаменка – это тот же город – тут проехать километр. Остановочные пункты будут: Мега-Гринн, автовокзал, институт ОГУ, 1-ая Посадская, если дальше пошел в Советский район – это сквер Гуртьева. Мы посчитали: на некоторых маршрутах будет по 3-5, на некоторых по 6 пунктов посадки. 

Самое главное, я хочу, чтобы услышали - высадка пассажиров будет действовать на любой остановке, но посадка будет осуществляться только в определенных местах. Сесть можно только там, где это определено паспортом маршрута. В соответствии с законом, который введен в июле 2015, будут действовать большие штрафы за неправильную посадку и высадку пассажиров: начиная от 5 тысяч и до 300 тысяч. Надеюсь, что этими штрафами мы организуем всех перевозчиков. 

На любом маршруте могут быть нелегальные перевозчики, которые утром и вечером набили карманы и уехали. Те, которые в конце понимают, что вышел новый закон и надо его исполнять. Мы два года это утрясаем и пришли к единообразию, в том числе и с перевозчиками. Ведь большая часть выручки оседает не на перевозчиках. Водитель себе до 50% заберет с плана. Мы начнем с ограничения количества остановочных пунктов в Орле для посадки пассажиров. 

ОН: У нас в городе такая странная система сложилась, например, в районе больницы Семашко маршрутки останавливаются точно напротив павильона. Там просто места больше нет. А на других остановках останавливаются, не доезжая до остановки. Можно как-то организовать маршрутчиков, чтобы они останавливались в заездном кармане? Они же такой чехардой постоянно создают аварийные ситуации. 

Васильев: Есть два пути решения данного вопроса. Первый – это кнут. Это штрафные санкции. Второе - неисполнение государственного или муниципального контракта. За нарушение условий контракта перевозчик может лишиться маршрута, а за нарушение перевозки пассажиров - его карают рублем. Второй путь - более четкая работа диспетчерского центра. У нас есть три основные компании, которые предоставляют услуги.

По первому пути мы пойдем после подписания контрактов. По второму – с лета попытаемся вводить уже на определенных маршрутах. Если это хорошо себя покажет, мы перенесем это на пригород и межгород. Вопрос транспортной безопасности стоит остро. Особенно на межгороде и пригороде.

ОН: Предусмотрена ли ответственность для водителей, которые регулярно нарушают ПДД. После конкурса случится чудо?

Васильев: Что касается пригорода и области. В соответствии с пожеланиями в наше постановлениями, которое действовало до принятия закона 220 ФЗ было внесено порядка 16 пунктов, по которым был расторгнут договор в одностороннем порядке, в том числе грубое нарушение простейших ПДД: проезд на красный свет, проезд на красный сигнал светофора, проезд на железнодорожном переезде, если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. По данным направлениями взаимодействие с ГИБДД мы наладили таким образом: если мы не можем сделать что-то в рамках закона, то это в рамках полномочия ГИБДД.

Это действует только на добросовестных перевозчиков. У нас было, что перевозчик привлекал транспортное средство, которое не заявлено договором. Я посмотрел муниципальный контракт – очень грамотно ребята подошли, коллеги из администрации. Там за любой чих можно привлечь и наказать. Когда пройдет новый конкурс – наводить порядок станет проще.

ОН: На последней сессии депутаты Горсовета заметили, что 8 маршрут троллейбуса пропал. Но прошлой осенью точно также пропал 3-ий маршрут – а никто и не заметил. В СМИ об этом не было никаких официальных сообщений. Можно ли хоть муниципальных транспортников привлечь к работе в рамках закона?

Васильев: Здесь, как у любой медали -  две стороны. «Отрицательная»: Троллейбусы всегда менее рентабельны, чем автомобильный транспорт. Троллейбус я уже не помню, когда покупали в последний раз для города. Трамваи - да, мы покупали по федеральной программе за последние 15 лет. По троллейбусам нужно парк обновлять. Себестоимость перевозки у них небольшая. С другой стороны - у троллейбусов и большая наполняемость. В часы-пик он везет больше пассажиров. По 2015 году средняя компенсация за поездку сложилась – 12 рублей по ЕСПБ. Это вопрос к властям – как они допускают то, что выпадает такой социально-значимый маршрут. Вспомните отмену маршрута №9 на СПЗ. Там действительно были объективные факторы. Нужно было менять столбы контактной сети – очень большие затраты. В итоге заменили троллейбусы маршрутками.

Но многие пассажиры выступают именно за троллейбусы. Там более плавный ход и люди чувствуют себя более защищенными. Это большое транспортное средство, большой проход. В дачный сезон залезть в ПАЗик с сумкой, граблями и тяпкой - невозможно. Поэтому тут, я считаю, нужно администрации города более детально подходить к проблемам ТТП. Если что-то есть – помогите решить эти проблемы. Если проблема другого характера – потребуйте, чтобы эта проблема была решена. Муниципальное предприятие – одно из старейших, терять его ни в коем случае нельзя. Либо помогайте, либо требуйте. Да, я понимаю, 8-ку отменили на время прокладки трубы на Наугорке. Но извините – там уже два месяца как все закатали асфальтом. 

ОН: Как быть с маршрутками, которые в ночное время должны находиться на стоянках? Это будут собственные стоянки или можно будет арендовать их у ПАТП? Кто будет контролировать, чтобы они не стояли ночью? 

Васильев: В рамках 220 ФЗ установлено, что органом власти субъекта будут установлены критерии для ночной парковки транспортных средств. С 23 до 6 утра. Порядок и критерии, по информации Минтранса, разрабатывается и до середины марта должен выйти. В этом порядке и будет прописано: какой должна быть ночная парковка для транспортных средств. 

На мой взгляд, это должна быть площадь, охраняемая территория, необходимо исключить доступ посторонних лиц, наличие собственного КПП, медик, механик – такие критерии должны быть заложены. После выхода документа от Минтранспорта, мы создадим свою комиссию, и она решит, соответствует ли стоянка требованиям. Что касается контроля, это функция государственного надзора по Орловской области. 

ОН: Когда орловцы смогут оплачивать проезд по универсальным электронным картам?

Васильев: Мы начали работу на базе единого проездного билета, сейчас активно ведется внедрение, разработка всего комплекса. Программа разработана, сейчас формируются электронные кошельки, все это прописывается. Я думаю, что в 2016 году эта система точно запустится. Транспортные средства уже оснащены валидаторами. Система более двух лет обкатана и она работает. Фактически проходят онлайн-платежи Сбербанка. Это действительно хорошая и надежная система. И в этом году она распространится на все маршрутки. 

Часть вопросов относительно конкретных маршрутов осталась без ответа, так как требует пояснения специалистов городской администрации. Для наглядности хорошо было бы показать орловцам схемы – какие дублирующие маршруты отменяют, и по каким можно будет добираться до работы, чтобы люди заранее смогли привыкнуть к изменениям. А не как в прошлый раз, когда в пятницу на пресс-конференции городские власти объявили, что транспортная система в городе меняется, а уже в субботу с утра маршрутки ездили под новыми номерами. Редакция «Орловских новостей» надеется, что это интервью получит продолжение и со своей стороны готово разместить не только текст, но и схемы маршрутов для ознакомления с ними всех жителей.