Вставай на лыжи!

В Орле пройдут соревнования по лыжным гонкам, сообщает «ОрелСпорт». Открытие пройдет 23 января в 12:00 в Медведевском лесу. Орловцы посоревнуются в личном и командном зачетах. При подведении итогов будут учитываться результаты четырех мужчин и одной женщины, показавших лучшее время в своей команде. Вместе с чемпионатом состоится и первенство области, за его награды поборются спортсмены шести возрастных категорий.

Малышам и их родителям

С 18 января по 6 февраля на базе выставочного центра «Ракурс» (пер. Почтовый, 8) работает городская выставка детского изобразительного творчества «Разноцветная планета». На ней представлены работы воспитанников учреждений дополнительного образования города. Здесь можно посмотреть на все многообразие техник, которым обучают в Домах творчества. Маленькие мастера творят поистине шедевры, причем поражает не только высочайший уровень исполнительского мастерства, но и идеи, которые легли в основу произведений.

Как пояснили в управлении образования городской администрации, в рамках выставки проходит конкурс на лучшее произведение. Победителей определит компетентное жюри. А 25 января в 15 часов в выставочном центре «Ракурс» состоится их награждение. Время работы выставки: в будние дни — с 9.00 до 17.30 с перерывом с 13.30 до 14.00, в субботу — с 11 до 15 часов, воскресенье — выходной.

Папам и их сынишкам

В Военно-историческом музее Орла уже в шестой раз проходит выставка оружия, экипировки военнослужащих разных стран мира. Как пишет сайт «ИнфоОрел»,  выставка продолжит работу до 31 января. А в субботу 23 января запланирован день открытых дверей и показательное мини-шоу для посетителей (в 11.00). Информацию о проходящей экспозиции обнаружить на официальном сайте музея нашей редакции не удалось.

 

Музей Андреева приглашает на обновленную экспозицию

Официальное и торжественное открытие обновленной экспозиции состоялось 21 августа, в день рождения Леонида Андреева, который в музее писателя отмечают каждый год - пишет "Городская газета".

Как рассказала заведующая музеем Татьяна Полушина, предметы хранились в музее писателей-орловцев. После начала его реконструкции вещи были переданы в экспозицию Дома Леонида Андреева, а затем было принято решение «андреевскую коллекцию» не дробить. Так что она останется здесь если не навсегда, то очень надолго.

– Когда в начале 90-х создавался наш музей, – говорит Татьяна Полушина, – главной его отличительной особенностью должна была стать домашняя атмосфера. Ведь сам дом, можно сказать, и есть главный и, наверное, самый ценный экспонат музея – в этих стенах, под этой крышей до поступления в университет 17 лет жил Леонид Андреев, а после каждый год приезжал сюда на каникулы. Именно поэтому экспонаты и фотографии у нас не подписаны. У себя дома вы ведь не подписываете фотографии, которые вешаете на стены...

Действительно, сотрудникам музея удается создать у посетителей ощущение, что семья орловского землемера Андреева, отца писателя, лишь ненадолго покинула дом и с минуты на минуту хозяева вернутся.

До недавнего времени экспозиция полностью воссоздавала атмосферу и интерьеры орловского мещанского дома – самовары, ажурные лампы, кружевные салфетки. Однако, начав самостоятельную жизнь, Леонид Андреев полюбил модный в то время стиль модерн. По своему вкусу он подбирал мебель для финской дачи. Именно она теперь стоит в Доме-музее на Пушкарной. Первые комнаты в нем остались неизменными – здесь рассказывают об орловском периоде жизни Андреева, его семье. Затем, в двух комнатах с новыми интерьерами, – о расцвете его творчества и последних годах жизни.

– В новой экспозиции можно увидеть стол, за которым работал писатель, пишущую машинку, которой касались его пальцы, мебель из гостиной финской дачи, шкаф с его книгами, – рассказывает Татьяна Полушина. – Много предметов с уникальной историей. Вот, например, зеркало. Между Андреевым и его слугой случился конфликт, слуга стрелял в писателя, пуля попала в большое зеркало, которое разлетелось на осколки. Один из осколков оправили в новую раму, и Андреев продолжал им пользоваться, а остальные куски разобрали родственники писателя. Здание финской дачи не сохранилось – сгорело, но в новой экспозиции можно увидеть макет дома, сделанный самим хозяином.

Цена и актуальность

Мебель Леонида Андреева, его личные вещи передавались в Орёл потомками классика. Однако самая большая заслуга в том, что предметы вообще сохранились в таком количестве и качестве принадлежит родной сестре писателя Римме Николаевне, в замужестве Оль. Цена за то, что мы теперь можем трогать эту мебель и любоваться ею, была заплачена страшная: Римма Николаевна умерла от голода и холода в блокадном Ленинграде в 1941 году. Она могла сжечь мебель брата, чтобы обогреться. Она могла продать его фотографии, картины, кофемолку, наконец, чтобы достать еды. Однако этого не сделала. Все вещи сохранила для нас с вами. Неизвестно, добавляет ли этот факт что-то к знаменитой атмосфере андреевского дома...

– Замечаю, что в последнее время к Андрееву тянется молодежь, – размышляет Татьяна Викторовна. – У нас недавно было два почти идентичных случая... Как-то пришла большая экскурсионная группа. На следующий день – одна девушка: «Можно я билетик не буду покупать, мне вчера все рассказали, просто постою у входа, побуду здесь?». Еще приходил парень лет 25, говорит: «Мне не нужна экскурсия, я просто постою в музее, похожу по комнатам, подышу воздухом, которым дышал Андреев. Я недавно прочел «Дневник Сатаны», просто восхищен и поражен! Нет ни одного лишнего слова!». Потом так же, после экскурсии, к нам вернулась девушка – студентка худграфа, долго тут рисовала, приводила друзей...

Концепция «живого музея» на сегодняшний день является востребованной во всем мире. Просто глядеть на полки со статичными экспонатами современному человеку неинтересно и, наверное, даже сложно. Гораздо увлекательнее потрогать, попробовать, окунуться в прошлое, подышать им, почувствовать себя в иной реальности. Этим, к сожалению, довольно часто пользуются разного рода псевдоисторики и псевдореконструкторы. Тем важнее именно то, что делает Дом-музей Леонида Андреева, погружая в достоверное историческое прошлое. К примеру, здесь за небольшую плату вам могут устроить «Чаепитие в доме Андреевых», предложат самостоятельно принести воду на коромысле, разжечь сапогом старинный самовар, расскажут о традициях чаепития в России вообще и в семье Андреевых в частности. Однако устроить такое чаепитие – дело хлопотное и масштабное. Самовар большой, поэтому сотрудники музея советуют организовываться компаниями не меньше 10 человек, но и не больше 15 – размеры андреевского двора совсем невелики.

А тем временем на Пушкарную слободу, которую так вкусно описывал Леонид Андреев, которую просил сохранить академик Лихачев, наступают многоэтажки. Пока в городе идет вялотекущая дискуссия на тему «надо бы нам создать музейный квартал», прямо напротив Дома-музея Леонида Андреева вырастает 18-этажный дом. Говорят, что их будет четыре. Жители окрестного частного сектора собираются распродавать имущество и уезжать – не хотят, чтобы им во дворы заглядывали с верхних этажей - отмечает издание.

 

Мемориальный дом-музей Владимира Русанова приглашает посетителей

Крупнейший портал нашего города InfoOrel.ru опубликовал для читателей сведения о постоянной экспозиции в этом музее и заодно сделал небольшую фотоэкскурсию.

Владимир Александрович Русанов – русский  геолог, исследователь Севера. Окончил Орловскую духовную семинарию. За участие в марксистских кружках был арестован и сослан в Печорский край. Окончил естественное отделение Сорбонны. B 1905-1906 гг. изучал геологические особенности потухших вулканов. B 1907-1911 гг. был участником экспедиций по изучению Новой Земли, собрал ценные материалы, открыл новые месторождения  каменного угля, асбеста и мрамора. B 1912 во главе экспедиции на судне «Геркулес» обследовал угольные месторождения Шпицбергена. Затем Pусанов продолжил плавание, намереваясь пройти Северным морским путём, в 1913 достиг побережья Таймыра. Далее следы судна и экспедиции теряются.

Мемориальный дом-музей В.А. Русанова (ул. Русанова, 43) был открыт в 1982 году. Дом принадлежал матери Владимира Александровича, Любови Дмитриевне, в который они переехали после смерти отца. Владимир Русанов родился в другом доме, немного дальше, на пересечении теперешних улиц Русанова и 2-ой Курской (см. фото).

Экспозиция открывается показом начала жизни Русанова: рассказом о его учёбе в Орловской классической гимназии, затем обучении в Орловской духовной семинарии, его революционной деятельностьи и ссылке в Вологду. Подлинные фотографии самого Русанова того времени, его родных,  жены, которая поехала с ним в ссылку, людей, находившихся с ним  в ссылке – это всё восхищает и уносит нас в прошлое.

Следующий зал посвящён жизни и учёбе Русанова во Франции, в Сорбонском университете. Он поступает на естественный факультет этого университета. Музейная реконструкция позволяет представить, как выглядел кабинет Русанова в его парижской квартире.

Третий зал полностью посвящён жизни и деятельности Русанова-полярника. Карта маршрутов, фото людей, которые изучали Север, проходили по Северному морскому пути. Мы видим подлинные картины Пылко Вылко, друга Русанова, его проводника, человека, который был с ним всегда. После крещения он получил имя Илья. Этим именем он подписался на своей картине на гальке, которую подарил Русанову. Самым значимым компонентом экспозиции является макет судна «Геркулес». Кроме того, можно увидеть снаряжение, оборудование, которое стояло на судах класса «Геркулес». Здесь же мы видим фотодокументы о поисках экспедиции Русанова. В 1977 году выходили на поиски активисты газеты «Комсомольская правда». Оловские активисты клуба путешественников «Русь» в 2000-м году сделали главную находку: были обнаружены человеческие останки. По результатам экспертизы было установлено, что это капитан судна «Геркулес» Александр Кучин. Ещё остаются надежды, что в будущем кто-то прольёт свет на тайну пропавшей экспедиции Русанова.

Второй этаж музея – мезонин – вмещает мемориальную часть экспозиции. Если на первом этаже жизнь и деятельность Русанова показана в хронологическом порядке, от рождения до гибели, то здесь показана жизнь семьи в начале двадцатого века. Мы видим столовую и жилую комнату Русанова. Все вещи подлинные, конца XIX-начала XX вв. Все они принадлежали родственникам, друзьям и жителям окрестных улиц и были переданы в дар музею при его открытии.

Время работы музея: понедельник, вторник - выходной; будние дни - с 10.00 до 18.00; выходные дни - в 10.00 до 17.00.

 

Для детей и подростков

В Орле открылся необычный музей "Экспериментория". В обычных музеях запрещено трогать экспонаты, а в этом наоборот - настоятельно рекомендуют все потрогать, посмотреть, послушать, даже посидеть собственной попой. Несколько сотен различных устройств знакомят детей с законами самых разных разделов физики, математики и химии. Совсем маленьким будет не очень интересно, а вот школьники готовы будут провести в музее несколько часов. Впрочем, корреспондент "Орловских новостей" получил от посещения выставки не меньше положительных эмоций. Где еще можно зажечь лампочку голосом, померяться силой крика, как заправский индийский йог постоять и посидеть на гвоздях, поиграть на настоящей ударной установке и вызвать бурю в стакане, завязать шнурки плоскогубцами, поднять самого себя как барон Мюнхгаузен и сделать фото на память с отрезанной головой? Перечислять все экспонаты – просто бесполезное занятие. Такого музея Орлу не хватало и очень хорошо, что он появился.

 

Посмотрите на золотые марки и филателистические редкости

Необычная выставка открылась в Орловском музее изобразительных искусств. В экспозиции представлена коллекция из первых выпусков почтовых марок различных стран мира и их золотых и серебряных реплик. Уникальные экспонаты начинаются с самой первой в мире марки – «Чёрного Пенни», выпущенного в Великобритании в 1840 году. Кроме этого на выставке экспонируются знаменитые филателистические редкости - первые марки: Бразилии – «Бычий глаз» (1843), Бельгии - «Эполеты» (1849), Королевство Саксония - «Саксонская тройка» (1850), США - «пятицентовик Б.Франклин» (1847), Франции - «Церера («Серее») 20 сантимов», Королевства Пруссии (Германия) - «Прусский зильбергрош» (1850), Канады - «Трёхпенсовый бобёр» (1851) и многие другие.

Большинство первых марок мира являются произведениями искусства, потому что выполнены в технике графической миниатюры. Подлинные экземпляры первых марок мира дополнены их золотыми и серебряными репликами. Каждый экспонат имеет свой сертификат подлинности и является художественной миниатюрой в золотой фольге. Но самым ценным экспонатом выставки, безусловно, является совершенно уникальная почтовая марка известная в мире, как «Тифлисская уника». Экземпляр, представленный на выставке, из коллекции знаменитого ювелира и филателиста Агафона Фаберже прибыл из Швейцарии из частной коллекции. Более дорогой и уникальной марки в Российской и Грузинской филателии нет.