Тройка…семерка…туз…

Тройка…семерка…дама…

21 февраля Тульский камерный драматический театр на сцене «Свободного пространства» в Орле показала свою «Пиковую даму». Свое видение безумства пушкинского Германа - одурманенного, увлеченного маниакальной мыслью о быстрой наживе. Безумца, готового на все ради тайны трех карт, сулящей безмерные богатства, но в одночасье способной сделать из неискушенного юноши случайного убийцу, раба, сумасшедшего.

Пушкин не хотел показать сущность денег, то после него сделала целая плеяда мыслителей – начиная от Годвина, Штирнера, Прудона и заканчивая Марксом. Поэт не мыслит материальными категориями, он смотрит в душу, его область – чувственная. Соприкосновение страстной души с пошлой действительностью; у безумства есть свой базис и своя надстройка. Образами ощутимыми, видимыми - труппе тульского театра, на наш взгляд, это и удалось донести до зрителя. Прочувствовать «историю болезни» до конца позволил успешно выбранный антураж, выполненный мрачными красками, мистической атмосферой, зеркалами-прозрачными панелями и – интонацией.

Ничего нового зритель, знакомый с «Пиковой дамой», разумеется, не увидел. Но, как и отмечалось выше, того и не требовалось. Важнее было прочувствовать.

Как известно, историю с тремя картами Пушкину поведал молодой князь Голицын. Тот рассказал ему о своей бабке, которая в молодости блистала в парижском обществе и сильно подразорилась. Окультный граф Сен-Жермен помог княгине, открыв ей тайну трех карт. Женщина воспользовалась запретной информацией и смогла отыграться. Эта легенда и стала основой для «Пиковой дамы».

Спектакль для тульского театра поставил худрук КДТ Алексей Басов. Актеры играют постановку динамично, без антракта, сюжет держит в напряжении до самого конца, до самого безумства героя, от которого и сегодня не застрахован никто, учитывая то, насколько сильно общество пронизано пиететом к «золотому тельцу». 

«Пиковая дама» будет актуальной ровно столько, сколько времени в этом мире отведено на страсть и страстную молодость. Кто-то скажет, что важно не упустить момент и не проглядеть, когда в зеркале вдруг появится княгиня, обвернутая в черный саван, и шепнет заветную формулу.  Иной ответит – лучше не поддаваться страстям, чтобы потом не сидеть на сыром полу, с очерченными медняками глазами и монотонно повторять: «Тройка…семерка…туз…»

Перефразируя Брехта, скажем, вооружившись такими постановками, задача театра – научить людей правильно мыслить…

Денис Волин