"Если это будет продолжаться - дойдем до революционной ситуации". Репортаж с пикета дальнобойщиков в Орле
©
В воскресенье, 29 ноября, в Орле прошла протестная акция дальнобойщиков, выступавших за отмену системы «Платон», которая предусматривает новые сборы за передвижение большегрузных автомобилей по федеральным трассам. В мероприятии приняли участие более 100 человек, в том числе к орловским перевозчикам присоединились и коллеги из Белгорода, Курска и Железногорска. Акцию также поддержали местные отделения КПРФ и партии «Яблоко». В общей сложности, за отмену «Платона» орловцы собрали уже более 500 подписей: вместе с соответствующей петицией их планируется передать в правительство РФ. За массовым пикетом наблюдал корреспондент ИА «Орловские новости».
О намерении орловских дальнобойщиков провести пикет в областном центре стало известно в двадцатых числах ноября, после того, как в интернете появилось видео с их другой акции (кстати, второй по счету): несколько десятков автомобилей, в том числе фур, выстроились вдоль объездной. Так называемый молчаливый протест, или забастовка. Именно тогда был объявлен и сбор подписей против системы «Платон» (сокращение от «плати за тонну»), которая за короткое время успела сформировать в России новый протестный класс.
Одной из самых массовых по числу участников уже признана акция протеста дальнобойщиков в Дагестане, к которой присоединились и водители из других регионов юга России. Участники акции заявили, что поедут колонной в Москву, где 30 ноября устроят акцию протеста.
Вкратце напомним, о чем вообще идет речь. С 15 ноября 2015 года в РФ введена плата в размере 3,73 рубля за километр за проезд автомобилей массой более 12 тонн по федеральным трассам. (3 ноября правительство РФ приняло постановление, вводящее поэтапное повышение платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам. В документе говорится, что до 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 рубля на один километр пути. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно плата составит 3,06 рубля на километр). Сбор средств проводится через систему «Платон», оператором которой является «РТ-Инвест Транспортные системы». Гендиректор компании Александр Советников ранее сообщал, что общий объем вложений в создание «Платона» составил более 29 миллиардов рублей. Росавтодор 21 ноября объявил, что за пять дней работы «Платона» в Дорожный фонд собран 191 миллион рублей. А в 2016 году, по расчетам ведомства, оплата проезда грузовиков позволит пополнить Дорожный фонд на 40 миллиардов рублей.
Протестный пикет в Орле начался в 10 утра 29 ноября у подножия Александровского моста. Несколько машин полиции и ГИБДД обеспечивали безопасность активистов, которые, наверное, и сами не ожидали, что когда-то им придется прибегнуть к такой форме борьбы за свои права. Большинство из них топтались на месте и не совсем понимали, что и как нужно делать. Первые минут двадцать массовка стояла разрозненными кучками и с явным недоверием поглядывала на немногочисленных журналистов.
«Для них это в новинку, поэтому понять можно», - говорит мне руководитель городского штаба партии «Яблоко» Сергей Зайцев. Он вместе с соратниками решил сегодня поддержать перевозчиков. Почему — становится ясно по плакату яблочников: «Налог на дальнобойщиков — удар в спину народа».
В этот момент организаторы пикета начинают разворачивать свои плакаты: «Плата на всё», «Платон» - кормушка для олигархов», «Сегодня за дороги, завтра — за воздух», «Нет побору Ротенберга» и так далее.
Кстати говоря, фамилия Ротенберг в этот день вообще стала именем нарицательным.
«А вот кто-нибудь знает, как его зовут?» - интересовался один из дальнобойщиков у коллег.
Те лишь пожимали плечами. Да и какая разница, важно лишь то, что он причастен к ненавистной им системе поборов.
42-летний предприниматель Игорь Ротенберг — сын миллиардера Аркадия Ротенберга, наряду с «РТ-инвест Транспортные системы» участник концессионного соглашения с Росавтодором. В этом году компания «Ростех», принимавшая участие в создании фирмы-оператора «Платона», перешла под его контроль.
«Они просто хотят деньги собрать, - делится своим мнением относительно системы «Платон» один из организаторов пикета, дальнобойщик Владимир Богатищев. - За счет чего? За счет простых людей. Но это же цепная реакция. Все же понимают, что мы инфляцию разгоним как минимум процентов на 20. А у меня дети, внуки. По словам Богатищева, в Орле нет собственных логистических компаний, только средний и малый бизнес.
«В условиях кризиса мы уже работаем на грани рентабельности. Наши диспетчеры на рынке конкуренции сделали такую вещь: машина идет из Орла по ставке 35-40 рублей за километр, назад — 20 рублей километр. Средняя получается 28-30. Рентабельность передвижения 1 км 20 тонного автомобиля — 20-22 рубля. Считайте, что остается? А если сейчас мы начнем работать с «Платоном» - рентабельность будет равна нулю. Естественно, никто работать не будет, - говорит дальнобойщик. - Мы сегодня уже платим 7 рублей с литра топлива, и с объема двигателей. Если эту сумму сложить, машина в среднем у нас проходит в месяц не 8 тысяч в год, как они думают, а 10 тысяч в месяц. В среднем машина расходует порядка 40 литров дизтоплива на 100 км. Если 10 тыс. км проходит — это 45 тонн. Умножаем на 7 рублей. Получается сумма в год порядка 320 тысяч рублей. Плюс плата за объем двигателя. И вот вам — 350-400 тысяч».
Богатищева поддерживают и другие перевозчики.
«Если «Платон» не отменят — работа потеряет смысл. Бесплатно работать никто не будет. Или бизнес умрет, или будут подниматься цены. У нас нет выбора», - говорят перевозчики. - Мы всего неделю стоим, и уже — острая нехватка в подвижном транспорте. В наши магазины сейчас 10-20% продукции не завезены. Если мы отстоим еще неделю — это будет ощутимо для потребителя. А потребители — это все мы».
Одним из главных аргументов правительства, - то, чем обусловлено введение «Платона», - называется необходимость заботы о федеральных трассах. Дескать, большегрузы их разрушают, следовательно, кто-то должен компенсировать восстановительные работы. Однако перевозчики несогласны с такими аргументами.
«В 60-е годы в СССР было большое количество нефти и на рынке она стоила очень дешево. С переработкой у нас оставалось много битума. И его начали применять в строительстве дорог. Высыпали на дорогу щебень, отсев, перемешивали с битумом и раскатывали на дорогу. Сейчас технологии немного изменились, но битум остался. Это пористый материал. Он вымывается водой. И каждый год переход через ноль размывает его. И вопрос только в том, кто этот камешек вытащит из покрытия: грузовая машина, легковая или человек своими ногами. Без разницы», - уверен Богатищев.
В последнее время в России сложилась странная тенденция записывать в «клеветники» и «агенты Запада» всех, кто критикует власть. С началом протеста дальнобойщиков подобные ярлыки зачастую вешают и на них. «Те, кто говорят, что мы якобы на деньги Америки выходим, в случае чего — первые побегут из страны. А эти мужики, которые сейчас вас окружают, возьмут в руки автоматы и будут стоять за свою землю», - говорит Владимир Богатищев.
В этот момент с Александровского моста спускается колонна под красными флагами. Протест решили поддержать местные коммунисты. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, так как представители компартии действуют в своей привычной логике: любые социальные выступления они традиционно разделяют. Тем более что критика и требование отставки правительства Дмитрия Медведева — это в последнее время их основная линия поведения. Справедливости ради стоит отметить, что фракция КПРФ в Госдуме вместе с эсерами и ЛДПР голосовала против введения «Платона».
Между тем в толпе дальнобойщиков мнения относительно присутствия коммунистов разнятся.
- Хоть кто-то поддерживает, - говорит коренастый мужчина в коричневой куртке.
- Да что толку в этой поддержке? Они сюда из-за политики пришли, - отвечает его скептически настроенный коллега.
Спустя полчаса на импровизированную трибуну (кузов грузовичка с бесплатным чаем для активистов) поднимаются организаторы мероприятия.
- Есть предложение создать профсоюз перевозчиков. По одиночке мы ничего не добьемся, не сможем донести нашу позицию до власти. Если мы организовываемся, то давайте идти до конца, - обращаются к собравшимся организаторы.
Толпа встречает предложение неоднозначно.
- Что толку в ваших профсоюзах? Нужно ехать 30 декабря в Москву. Там все движение! Здесь нас никто слушать не будет. Дагестанцы уже выезжают. Никому не задавить этот народ, Путин должен это слышать! Я лично поеду, у меня двое детей и мне нечем кормить семью!
- Давайте с себя начнем! Каждый доложен начать в своем регионе.
В толпе начинается словесная перепалка. Вновь вспоминают Ротенберга:
- Почему какой-то аллигатор с большими зубами президента не слушает? - возмущается один из дальнобойщиков.
- Да потому что они друзья! - смеется другой.
Постепенно возмущение начинает набирать обороты. Люди вспоминают, что в Госдуме есть представители Орловской области.
- Где представители от власти, чиновники, депутаты? Почему их здесь нет?
В этот момент депутаты облсовета от КПРФ, присутствующие на акции, делают вид, что говорят о какой-то еще власти и не спешат реагировать на возгласы протестующих. Однако спустя пару минут через толпу пробирается лидер орловских коммунистов: «Дайте пройти, мужики», говорит он и поднимается на борт грузовичка. Дальнейшая сцена напоминает выступление Ленина на броневичке .
- Моя фамилия Иконников, я депутат Госдумы, - начинает он.
- Знаем! - кричит кто-то из протестующих.
Тем временем Иконников продолжает:
- Здесь задают вопросы — почему вы вышли? Может быть, не надо выходить, надо следовать тому, что пишут в законах, указаниях правительства? Нет. Вся политика, которую проводит правительство РФ, направлена на то, чтобы забирать деньги у населения. Оно проводит такой экономический курс, который выражает интересы крупного капитала. Вы представители малого бизнеса, у вас минимум наемных рабочих, вы своим трудом зарабатываете деньги, причем деньги небольшие, не олигархические.
На слове «олигархические» оратор запинается: «Слово это не выговариваю». «Да и не надо выговаривать!» - слышится из толпы.
- Мне в Госдуме видно, что антикризисные меры правительства идут главным образом на поддержку банковского капитала. Когда отчитывался вице-премьер Шувалов, он не назвал ни одной цифры. И когда вышла председатель Счетной палаты Голикова, она четко сказала, что исполнение всех их мероприятий — менее 35 процентов. И когда смотрят по позициям финансирования, то на 99 процентов профинансированы только банки. Но когда вы откроете любое заявление правительства, везде будет указано: «мы поддерживаем малый бизнес». Конечно, это от лукавого. Объем поддержки крупного и малого бизнеса совершенно разный.
Если вы по всей стране организовались и вышли защищать свои права — это нормально. Во все времена трудящиеся выходили и протестовали против того, что им не на что жить. Пока мы еще не дошли, но если так все будет продолжаться, мы дойдем и до революционной ситуации. Но не дай Бог до этого доходить, - заявил Иконников.
В минувшую пятницу Орловский облсовет поддержал инициативу направить обращение на имя Медведева с просьбой наложить мораторий на систему «Платон» как минимум на год. Иконников пояснил собравшимся, что данное обращение им уже направлено. Кроме того, отметил первый секретарь обкома компартии, на днях с требованием отменить «Платон» к президенту Владимиру Путину обратился Геннадий Зюганов.
- А 5 декабря в рамках всероссийской акции за отмену данной системы мы проведем в Орле свой митинг, - пообещал Иконников.
После выступления его со всех сторон обступили активисты и принялись задавать разные вопросы: «Вы вот голосовали в Госдуме за эту систему?» - спрашивали у депутата. «Я — нет. Но у нас от Орловской области в Госдуме два депутата», явно намекая на единоросса Николая Ковалева, отвечал он.
Организаторы в свою очередь объявили о походе на «серый дом». Дескать, первый заместитель губернатора Александр Бударин готов с ними встретиться.
- Думаю, человек 150 там [в здании правительства области] вместится, поэтому пойдем все.
Правда, к этому моменту дальнобойщики уже начинали расходится. В общей сложности на встречу с региональной властью отправились порядка 30 человек. Таким образом пикет плавно перетек в шествие. Колонна прошла через Александровский мост, Ленинскую и подошла к боковому входу обладминистрации.
Когда протестующие пришли, оказалось, что Бударин их совсем не ждал. Внутрь их не пустили. Более того, единственным, кто в этот час смог выйти к дальнобойщикам, оказался заместитель губернатора по безопасности Виталий Утешев.
Вряд ли эту встречу можно назвать тем, на что они рассчитывали, но тем не менее главное, для чего в этот день собирались перевозчики, было сделано: они показали, что в случае чего могут организоваться и солидарно защищать свои права. А это уже немалое достижение в расслоенном атомизированном российском обществе.
«Этой акцией мы хотим, чтобы власть нас услышала, обратила на нас внимание. Чтобы до них наконец дошло, что в условиях кризиса нельзя делать такие вещи. Такими темпами правительство свой электорат в лице нас потеряет очень быстро. А пока нам не остается ничего, чтобы бороться до конца, - говорил еще до шествия Владимир Богатищев.
P.S. Тем временем сегодня стало известно, что намеченная на 30 ноября акция протеста водителей большегрузов на подъездах к Москве переносится. Как пояснил СМИ председатель профсоюза дальнобойщиков Валерий Войтко, из-за препятствий, которые создают сотрудники ГИБДД, водители из разных регионов не успевают к указанной дате доехать до столицы.
Денис Волин
См.также: "Нет побору Ротенберга". Фоторепортаж с акции дальнобойщиков в Орле