«Я гражданин Орла. Преклонного возраста» Суд приступил к рассмотрению иска о сносе первого в России памятника Ивану Грозному

icon 27/10/2016
icon 13:33
Главная новость
«Я гражданин Орла. Преклонного возраста» Суд приступил к рассмотрению иска о сносе первого в России памятника Ивану Грозному

Автор:

В Заводском районном суде 26 октября начался процесс по третьему иску экс-депутата горсовета Орла Юрия Малютина, в котором тот однозначно требует сноса первого в России памятника Ивану Грозному. Малютин уверен, что монумент расположен на территории памятника федерального значения орловского Детинца, а значит – решение о его установке, принятое городским советом депутатов, является незаконным. Представители администрации и управления культуры настаивают на том, что место под памятником находится вне заповедной зоны. В качестве специалиста в судебный процесс привлечен краевед Виктор Ливцов. За предварительным слушанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

За несколько минут до начала заседания к зданию суда стягиваются градозащитники и журналисты. 26 октября в Орел снимать сюжет о противоборстве сторонников и противников монумента грозному царю приехала съемочная группа Латвийского общественного телевидения. История с памятником уже давно вышла не только на федеральный, но и на мировой уровень. О Грозном в Орле писали BBC, The Guardian и The Washington Post. Медиарейтинги инициатора установки статуи царю – губернатора, как бы парадоксально это не звучало, коммуниста Вадима Потомского – за последний месяц стремительно взлетели ввысь; по последним данным его персона в медиасфере добралась до пика «славы» и расположилась на втором месте после Рамзана Кадырова. Потомский считает, что восстановил историческую справедливость и часть общества, особенно консервативная часть, в этом его, безусловно, поддерживает. Например, на открытие монумента в Орел приехали даже экстравагантные поборники экстремистского лозунга «Православие или смерть» (решение Черемушкинского районного суда Москвы, принятое 21 декабря 2010 года) из Союза православных хоругвиносцев, а главный байкер России Хирург прямо заявил губернатору: «Спасибо тебе, ты это сделал». Между тем другая часть общества, которая полагает, что государственные деяния царя не могут затмить его зверства и кровожадность по отношению к своим подданным и членам семьи – пребывает в легком недоумении.

Есть и те, кто старается не вдаваться в исторические перипетии, а видит в установке монумента прямое попрание закона и Конституции. Юрий Малютин в их числе, ранее он подал в суд два иска, в которых оспаривал законность действий горсовета Орла и администрации города, согласовавших и начавших работы по установке статуи у театра «Свободное пространство». Однако, на фоне акций протеста, власти изменили свое решение и установили монумент рядом с Богоявленским собором, где «с благословления» старца Илии он и был торжественно открыт 14 октября.

В своем третьем иске Юрий Малютин выдвигает конкретные требования: решение об установке отменить, памятник – демонтировать, а чиновников, в том числе мэра Орла Василия Новикова и сити-менеджера Андрея Усикова, ответственных за установку памятника у собора – привлечь к ответственности.

- Не думаю, что даже если вдруг суд удовлетворит этот иск, памятник кто-то снесет, - говорит мне краевед Виктор Ливцов перед зданием суда.

- А вы на чьей стороне, Виктор Анатольевич? – интересуются у Ливцова подошедшие градозащитники.

Ливцов, облаченный в широкополую шляпу и с объемной белой бородой, всем своим видом напоминающий нашего земляка Ивана Тургенева, лаконично парирует: "Я на стороне объективности и здравого смысла".

На этом разговор заканчивается и все идут в зал, где начинается предварительное слушание по иску Малютина. Судья Светлана Сандуляк, рассматривающая и предыдущие два иска, в очередной раз уточняет данные личности заявителя. После зачитывания даты рождения Юрия Малютина (1937 год), председательствующая поднимает глаза на истца и задает уточняющий вопрос:

- Пенсионер?

Малютин откладывает в сторону кипу документов и поднимается.

- Мне, ваша честь, - говорит он, - неприятна такая характеристика. Я – гражданин Орла.

Выдержав паузу, Малютин добавляет:

- Преклонного возраста.

Далее суд приходит к уточнениям в иске. Малютин настаивает на том, что монумент Ивану Грозному находится в заповедной зоне Детинца орловской крепости. При этом он ссылается на постановление Орловского областного Совета от 2002 года, устанавливающего его границы. «Детинец» Орловской крепости в 1566 г. и прилегавшая к нему часть Посада. Заповедная зона N 1 г. Орла представляет собой протяженное пространство, включающее в себя ансамбли исторической застройки и памятники культуры. Точкой отсчета границы следует считать обелиск, установленный на месте слияния реки Оки и реки Орлик. Граница охраняемой зоны проходит в южном направлении по оси реки Оки, проходит под Красным мостом, поворачивает на запад, проходит по линии задних фасадов домов N 1 и 3 по ул. Гостиной. Затем граница поворачивает на юг и проходит по линии задних фасадов домов нечетной стороны по улице Гагарина, площади К. Маркса и домов по улице Комсомольской до дома N 27 (библиотека им. Крылова) включительно. Здесь граница поворачивает в западном направлении и по оси 1-й Посадской улицы, включая дома, выходит у Тургеневского моста к оси реки Орлик. В этом месте граница делает поворот теперь уже в северном направлении и по оси реки Орлик выходит к начальной точке отсчета, замыкая заповедную зону», - говорится в документе.  Малютин утверждает, что областное управление по госохране памятников вводит всех в заблуждение, когда пытается объяснить, что место под монументом – вне охранной зоны Детница.

В качестве еще одного подтверждения свое правоты Малютин представляет суду книгу бывшего главного архитектора Орла С. Федорова «Центры городов Орла, Курска и Белгорода – комплексные памятники истории и культуры».

- Это фактически монография, - говорит истец. Он демонстрирует суду документальные иллюстрации книги, на которых также обозначены границы Детинца.

Суд соглашается приобщить копии иллюстраций.

Слово берет представитель администрации Орла Екатерина Канатникова. Она заявляет ходатайство о допросе в качестве специалиста «профессора» Виктора Ливцова: «он сможет прояснить все эти моменты».

В этот момент Канатникову перебивает Малютин. Он вскакивает с места, выходит в центр зала заседаний и эмоционально заявляет:

- Я готов опровергнуть все, что он скажет! Если вы хотите Ливцова опозорить – зовите его сюда!

Суд звать Ливцова не стал. По крайней мере, не в этот раз. Судья Светлана Сандуляк напомнила ответчикам, что в настоящее время проходит предварительное слушание, на котором допрос свидетелей или специалистов не предусмотрен. Впрочем, она не отказывает допросить Ливцова на следующем заседании. А данное завершается на том, что суд удовлетворяет еще одно ходатайство Юрия Малютина. Он попросил суд истребовать в архиве проект детальной планировки города Орла от 1985 года. В администрации возражать не стали:

- Спор идет о границах Детинца. Малютин считает, что эта вся упомянутая территория, управление по госохране объектов культурного наследия подтверждает, что памятник установлен вне его границ. Поэтому мы не возражаем, чтобы был представлен план, - отметила Екатерина Канатникова.

Суд назначил следующее заседание, или рассмотрение иска по существу, на 10 ноября.

Как поделился с «Орловскими новостями» экс-главный государственный инспектор управления Росохарнкульуры по ЦФО Геннадий Алексеев, ожидать того, что памятник будет демонтирован даже в случае положительного решения суда – вряд ли стоит.

- Памятник стоит. Это уже случилось. Нужно, на мой взгляд, четко понимать, что сносить его не будут, - отметил наш собеседник.

При этом Алексеев считает, что случай в Сургуте, где по решению суда был демонтирован бюст Иосифу Сталину, не стоит рассматривать, как прецедентный. «Там он был установлен представителями общественности, в Орле – властью. И этим все объясняется», - добавил собеседник ИА «Орловские новости».

Денис Волин