Орловский областной суд 30 сентября оставил в силе решение райсуда, по которому к административной ответственности был привлечен гражданин США Дональд Джей Оссеваарде. Он стал одним из первых в России, кто попал под действие так называемого «пакета Яровой» за свою миссионерскую деятельность. Сам американец виновным себя не считает, в суд поддержать его пришло несколько десятков человек, включая консула посольства Соединенных штатов. «Орловские новости» побывали на заседании, а также выяснили, кто такой г-н Оссеваарде.

В холе областного суда утром 30 сентября – ажиотаж. Люди разных возрастов, разного пола, в одежде разного фасона и стиля выстроились в очередь к металлодетектору. В толпе слышится не только русская, но и английская речь. Колонну возглавляют двое солидного вида мужчин. На них деловые костюмы, галстуки, один из них опирается на трость. В нем можно узнать Владимира Ряховского – адвоката, управляющего партнера АБ "Славянский правовой центр" (СПЦ). Ряховский – родной брат Сергея Ряховского – главного пятидесятника России, председателя пятидесятнического Российского объединенного Союза христиан веры евангельской. Владимир Ряховский приехал представлять интересы Дональда Оссеваарде, местного миссионера, попавшего под действие «закона Яровой».

Ранее Железнодорожный районный суд Орла признал его виновным по ч.5 ст.5.26 КоАП («осуществление иностранным гражданином миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях») и приговорил его к штрафу в размере 40 тыс. рублей. Как установил суд, Оссеваарде, как то предусматривают поправки из «пакета Яровой», не уведомил Минюст о начале деятельности религиозного объединения. Американец стал одним из первых в России, кто попал под санкции поправок и первым, кто оспорил решение в суде следующей инстанции.

В зале суда свое место уже занимает сам американец. Это поджарый мужчина, в белой рубашке и галстуке, в очках и черных брюках. Он о чем-то разговаривает с седовласым мужчиной в сером костюме. Говорят на английском с отчетливым американским акцентом. Собеседник Оссеваарде – первый секретарь, консул посольства США в России Ханрахан Ричард Фрэнсис, специально приехавший, чтобы поддержать своего «земляка».

У Оссеваарде три адвоката. Кроме того, колонна людей из холла постепенно перетекает в зал. Большинство здесь, к удивлению, не баптисты, а как раз орловские «пятидесятники» - евангельские христиане, последователи пятидесятничества, одного из направлений протестантизма. В Орле их насчитывается несколько сотен человек. Примечательно, что учредителем одной из организаций пятидесятников «Свет миру» является местный сотрудник полиции Виталий Назаров (возглавляет - Андрей Новоженин). В зале много их соратников.

В зал входит судья Любовь Сафронова. Первым делом она уточняет, нуждается ли Дональд Оссеваарде в переводчике.

- Нет, - говорит американец. – Еще один адвокат.

- Вы хотите заявить еще одного адвоката? – уточняет судья.

- Да, - американец кивает на Ряховского.

На сегодняшнем заседании заявлены свидетели. Судья предлагает начать их допрос, из которого становится ясно, с чего все-таки началось административное преследование 56-летнего гражданина США. Об этом рассказывает сотрудница молодежного правительства Орловской области, дублер замгубернатора по безопасности Анна Бакаева. Именно эта девушка в августе 2016 года подала заявление в полицию с просьбой проверить деятельность американского миссионера-баптиста.

- Впервые я увидела розовую листовку с текстом, в котором содержалось приглашение от миссионера Дональда Оссеваарде на изучение Библии возле кинотеатра «Родина». После этого аналогичную листовку я увидела возле своего дома на улице Пушкина, - рассказала суду Бакаева. – Я сфотографировала эту листовку и сорвала. Так как это мой гражданский долг, я не могла промолчать и понесла листовку в полицию. Там мне объяснили, что это такое, и я решила написать заявление.

Адвокат Ряховский попросил слово.

- Вы считаете, что чтобы писать объявления, нужно иметь разрешение? – поинтересовался он у свидетельницы.

- Я читала «закон Яровой». Поэтому считаю, что да – нужно, - ответила девушка.

В зале раздался возмущенный гул.

Если коротко пересказать фабулу дела Оссеваарде, нужно отметить, что в 90-х годах он приехал в Россию, как он сам говорит, в качестве «частного миссионера-баптиста». Какое-то время присматривался, а потом решил звать людей к себе домой для совместного чтения Библии. Для этих целей он развешивал по городу объявления, раскидывал их в почтовые ящики. В какой-то момент к нему начали приходить люди – так начались богослужения. Несколько лет Оссеваарде никто не трогал, однако недавно в России был принят «пакет Яровой», который в том числе регламентирует миссионерскую деятельность. Одним из условий ее осуществления стала необходимость уведомлять Минюст о начале деятельности религиозного объединения. По мнению суда первой инстанции, американец этого не сделал. Сам он уверен, что никакого объединения у него не было, соответственно, и уведомлять он никого не должен.

Следующим допрашивали свидетеля Полищука. Мужчина в вельветовой куртке рассказал, что «с Дональдом дружим лет пять». Они познакомились в баптистской церкви на Карачевке.

- Дональд тогда был с семьей. Мы подружились. Со временем он купил тут домик. Каждое воскресенье у него там собирались люди, студенты. Он, кстати, в ОГУ преподавал историю Америки, - рассказал Полищук.

Председательствующая поинтересовалась:

- Пожертвования собирали?

- Нет.

- Только богослужения проводили?

- Ну, чай еще пили.

- А богослужения только Дональд проводил?

- Да.

После этого последовали вопросы адвокатов. Они сводились к тому, чтобы показать, что никакого религиозного объединения у американца не было.  Заслушав свидетеля, судья перешла к изучению материалов дела. В них, в частности, имелись анкеты миссионера, которые тот заполнял, прилетев в Россию, а также протоколы допроса других свидетелей. Так, одна из прихожанок рассказала, что о «церкви» узнала от знакомых. «Старший пастырь там – Оссеваарде. Мы там поем песни и изучаем Библию. Хожу добровольно», - зачитала судья.

- У вас есть, что сказать? – обратилась она к миссионеру.

- Есть у меня мнение, - поднялся американец. – Когда я приехал в Россию 14 лет назад, я понимал, что в этой стране есть свобода распространять свою веру. Что здесь есть Конституция и закон. Я начал действовать. Сначала у меня здесь не было знакомых, чтобы разделить с ними свои знания. Со временем я начал сам приглашать людей, которых встречал на улице, которым раздавал приглашения. Ко мне пришел человек и сказал, что хочет изучать Библию со мной.

Оссеварде взял паузу, а затем продолжил:

- 30 лет в Советском Союзе было запрещено распространять свою веру. И я знал, что теперь Россия стала демократической страной и что свобода вероисповедания здесь защищена законом. Но потом появился закон Яровой. Поймите, я всегда хотел быть законопослушным гражданином. Когда я читал этот закон, я подумал, в вдруг что что-то нарушаю, и тогда мне следует уехать из России. Но когда прочитал, я понял, что ничего не нарушаю. Я не проповедую учение какой-то организации, я проповедую свою веру, веру о том, как Иисус пришел в этот мир. Прямо из Библии. Я никого не заставляю изучать Библию со мной. И если бы я нарушал закон, я бы прекратил это делать.

Следующими выступали адвокаты. Владимир Ряховский с места в карьер заявил, что никакой религиозной группы у его доверителя не было, поэтому он не должен был никого ни о чем уведомлять.

- Он [Оссеваарде] действовал в личном качестве – миссионера-баптиста. У него есть свобода вероисповедания, - заявил Ряховский. Он также добавил, что сегодня в России есть 9 аналогичных деле, «и нигде суды не дали внятного обоснования».

Второй представитель миссионера заявил, что в России отсутствует понятие «частного баптиста», в то время как в США это распространенная вещь. «Люли проводят богослужения у себя дома, на фермах, и ни у кого не возникает к этому вопросов», - отметил представитель Оссеваарде. Он попросил суд отменить решение районного суда и прекратить административное дело против своего доверителя.

 

***

Суд вынес решение спустя несколько часов. В кассационной жалобе американцу было отказано. Областной суд счел, что решение суда первой инстанции обоснованным. В частности, отметила председательствующая Любовь Сафронова, Дональд Оссеваарде все-таки должен был уведомить Минюст о начале деятельности религиозного объединения, хотя бы потому, что под религиозной группой понимается добровольное объединение граждан. А такая группа, согласно поправкам Яровой, уведомлять уполномоченный орган – обязана. Таким образом, решение райсуда вступает в силу, а миссионер должен будет заплатить штраф в сумме 40 тысяч рублей. Судья также отметила, что речи о водворении миссионера из России пока не идет…

***

Тем временем «Орловские новости» выяснили некоторые подробности деятельности Дональда Джея Оссеваарде в Орловской области.  Как стало известно «ОН», Баптистская международная миссия (Baptist international missiom, BIMI) с центром в США в 1991 году открыла свою деятельность в Восточной Европе, а именно в странах СНГ. После развала СССР, по задумке теоретиков баптистской экспансии, российские территории стали лакомым полигоном для обращения людей в свою веру. В начале 90-х годов в Киеве был образован Высший институт религиозных наук святого Фомы Аквинского, где готовили пасторов. Дональд Оссеваарде окончил его в 1996 году, после чего переехал в Орел. В короткие сроки от ассоциации он получил деньги (и получает до сих пор), на которые купил себе квартиру на улице Тургенева, а также дом на улице 1-й Курской, который и переоборудовал для проведения религиозных богослужений.

Впрочем, по данным источников «ОН», в этом доме прихожан собиралось не так много - 10-15 человек. По меркам религиозных организаций, действующих в Орле, это капля в море.

Вероятнее всего, дом используется в том числе для встреч с американскими товарищами Оссеваарде. Например, в августе этого года, там гостили двое выпускников того самого киевского института, тоже граждане США.

Вообще к миссионеру регулярно заезжают американцы, а сам он раз в год летает на родину. При этом Оссеваарде – пенсионер, содержит семью, дом и квартиру. Кроме того, с другими баптистскими организациями области он отношений не поддерживает. Действительно ли он такой убежденный «частный баптист» или же преследует какие-то иные цели – однозначно ответить на этот вопрос нельзя…

Если же говорить в целом о «неофициальном» религиозном поле Орловской области, то подобных баптистским объединениям Оссеваарде здесь довольно много. Источники «Орловских новостей» в их числе называют адвентистов седьмого дня, баптистов-раскольников, свидетелей Иеговы и прочих. Практически во всех существует негласное правило для адептов, которое все они отрицают – десятину своего дохода отдавать в фонд этих самых организаций. Особняком здесь стоят пятидесятники. Кстати, по данным из открытых источников, они составляли немалое число в известных событиях на Майдане в Киеве. Как отмечают источники «ОН», были среди них и орловские пятидесятники. Как признавались они сами, «в качестве сочувствующих»…

Денис Волин