В Орловской области сделали первый шаг к залоговому фонду
©
Вопрос о формировании залогового фонда впервые прозвучал на заседании комитета Орловского областного Совета 16 августа. Сама идея была озвучена губернатором Вадимом Потомским еще в 2015 году, когда он предложил использовать имущество региона для поддержки инвесторов и предприятий. Обсуждение получилось бурным. «ОН» приводит краткий пересказ.
Предлагаемые изменения вносят уточнения в существующий закон о порядке управления и распоряжения государственной собственностью Орловской области. Статья 11 этого закона и сейчас предполагает, что залог областного имущества может осуществляться для обеспечения в том числе «иных обязательств, в исполнении которых заинтересована Орловская область». Вносимые губернатором изменения уточняют, кто конкретно может выступать залогодателем, какими он качествами должен обладать.
- Создание залогового фонда очень актуально, потому что часть предприятий не может получить кредиты или может рассчитывать только на очень большие проценты, - пояснила руководитель управления госимущества Ольга Кирсанова.
У нас много имущества? – вступил депутат Виталий Рыбаков, припомнив «Родину», которую продали.
- Сначала вносятся изменения в закон – это первый этап большого пути, - пояснила чиновница. - Далее будут разрабатываться положение о залоговом фонде, положение о порядке включения туда имущества, положение о критериях отбора организаций, которые могут это имущество предоставлять в качестве обеспечения. Эти документы находятся в стадии разработки, - сообщила Ольга Кирсанова.
- Имущество стоит мертвым грузом. Необходимо принять закон, который бы позволил использовать его для поддержки наиболее важных предприятий, инвестиционных проектов, в тоже время не дать возможность разбазарить это имущество, обходя законы о приватизации, но не минуя права облсовета и правительства управлять этим имуществом, - поддержал руководитель правового департамента Федор Карпычев. Он уточнил, что о конкретном имуществе пока говорить рано.
Своими опасениями поделился депутат Михаил Навлев, приведя в пример неловкую ситуацию, когда сам выступил поручителем.
- Я перепугался, когда с меня пытались по суду взыскать чужой долг, - рассказал он. - А не получится так, что имущество уйдет, и не будут об этом знать ни депутаты, ни исполнительная власть?
Карпычев уточнил, что если депутаты примут закон в первом чтении, далее он будет активно дорабатываться.
- Ко второму чтению каждый будет понимать, кому, когда и с какой целью может быть отдано имущество, - пояснил Федор Карпычев. - Эти условия должны быть отражены в законе, - заявил чиновник. - Мы должны сделать так, чтобы в залог не поступало имущество для «недееспособных» лиц, находящихся в предбанкротном состоянии, имеющих задолженности по налогам. Должны быть установлены условия пользованием залогом. Партнер должен быть для нас экономически значимым – градообразующее предприятие, реальный значимый для области инвестпроект. Предполагается заключение соглашения с внесением некоторой платы за пользованием залогом, - уточнил Карпычев. Однако, действительно, залогодатель несет ответственность за лицо, которому предоставлен залог, признал чиновник.
- Очень интересно, но попахивает коррупцией, – отметил Михаил Навлев.
- Успешные предприятия в услугах залога не нуждаются, - заявил Виталий Рыбаков.
- Все зависти от масштабов инвестиционного проекта и желания участвовать в делах области, - парировал Федор Карпычев, напомнив, что передача в залог – это одна из законных форм распоряжения собственностью.
- Закон ни о чем, - оценила старший помощник прокурора Орловской области Елена Рыбалкина. - Здесь нет прозрачности и не понятно, что мы вообще собираемся передавать в залог. Действительно, есть полномочия, но закон сырой. По мнению прокуратуры, он коррупциогенный. Его нужно проработать, чтобы потомки не спрашивали: а куда ушло это имущество в нашей многострадальной области, в которой уже и так все украли, что могли, - сказала Елена Рыбалкина.
- Статья 11 закона о порядке управления госсобственностью существует, но не регулирует залог достаточно конкретно, - заявила начальник правового управления облсовета Ирина Желиховская. - «Иных обязательств, в исполнении которых заинтересована Орловская область» - это действующая редакция. В ней есть правонеопределенность. Сам по себе проект изменений, предложенных губернатором, не противоречит ни одной норме. Иные обсуждения – это обсуждения сущностной, экономической стороны, - подчеркнула Ирина Желиховская. - Добавить после слова «порядок» - условия. То есть в залог передается имущество, находящееся в собственности Орловской области, тем юридическим лицам, которые будут соответствовать условиям, которые будет устанавливать правительство, - заключила Желиховская.
Услышав возражения прокуратуры, депутаты хотели переложить тему на членов нового облсовета, состав которого определят жители на выборах уже в сентябре.
- Ничего страшного, пусть еще 10 лет пролежит без движения, - оценил нерешительность руководитель департамента правового обеспечения. - Пять лет простоял и никому не нужен был. Только начали двигаться, и сразу «давайте снимать».
Далее Карпычев перешел к увещеваниям, отметив, что есть инвесторы, заинтересованные в области, но им нужно лишь немного помочь, в том числе через залоговый фонд.
Комитет решил вынести вопрос на сессию и предложить принять поправки в первом чтении. Рекомендовал сформировать рабочую группу, в которую необходимо включить представителей облсовета, администрации области и пригласить сотрудников прокуратуры.
- Придут другие депутаты, возможно, будут умнее, доработают, - заключил председатель комитета по экономической политике Владимир Загайнов.