«Город просыпается» В Орле прошла акция протеста против политики губернатора
©
В Орле 8 августа состоялся массовый митинг противников губернатора Орловской области Вадима Потомского. В мероприятии по разным оценкам приняли участие от 400 до 1000 человек. Организатором митинга выступил экс-депутат горсовета, коммунист Андрей Рослов. Впрочем, он сразу подчеркнул, что пришел на площадь перед администрацией Железнодорожного района не как член КПРФ, а как обычный гражданин. В ходе акции участники организовали сбор подписей за отставку губернатора. Петицию в последующем планируется направить в адрес президента РФ Владимира Путина. За мероприятием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
«Врачуют меня врачи,
Кроят из меня Иуду.
И мне говорят: "Молчи!"
А я говорю: "Не буду!"», - цитирует в сквере рядом с площадью по Трамвайному переулку экс-депутат горсовета, коммунист Владимир Симонов. До митинга еще час. Симонов говорит, что пришел поддержать своего коллегу Рослова и намерен декламировать Городницкого со сцены. Так же, как и Рослов, Симонов не допущен орловским обкомом КПРФ к выборам в облсовет. Сильно он этим не опечален, но осадок есть.
Прямо перед входом в администрацию Железнодорожного района установлена большая сцена. За ней возвышается огромное полотно, на котором красными буквами нанесена надпись: «Потомского в отставку!». Левее — длинный стол, где организован сбор подписей за отставку губернатора. За полчаса до начала митинга публика только начинает стягиваться. Основная масса, как и на протестных акциях в прошлом году, - актив «Лесоторговой». Не секрет, что опальный депутат облсовета, бизнесмен Виталий Рыбаков приложил руку к организации мероприятия. Впрочем, об этом свидетельствуют и однотипные плакаты, и соратники Рыбакова — депутаты горсовета Сергей Елесин и Игорь Коновалов. Между тем, справедливости ради, нужно сказать, что и не связанных с «Лесоторговой» горожан было достаточно. В авангарде — пенсионеры: казалось бы, те, кто еще без малого два года назад голосовали за Потомского.
- В отставку его, конечно! - говорит мне одна из пенсионерок, она в компании сверстниц стоит рядом с металлическим заборчиком-ограждением.
- Так вы ж, небось, два года назад за него голосовали? - спрашиваю я.
- Ни за кого мы не голосовали, - подхватывает еще одна женщина. - Я вообще не понимаю, как он мог 90 процентов голосов набрать!
- А сейчас посмотрите, во что область превратил! - откликается третья женщина. - Ни одного предприятия! «Дормаш» загибается. На все должности поставил своих «варягов». Он делает все против людей.
- Да давайте отдадим его оренбуржцам, как подарок, - радостно предлагает еще одна пенсионерка. Намекает на недавний опрос, где в эфире одной из радиостанций по результатам слушатели высказались за то, чтобы сделать Потомского своим губернатором.
За забором показался один из ближайших сподвижников губернатора г-н Минин. Он, как и первый, приехал с берегов Невы. В свое время его прочили чуть ли ни в замы Потомского, однако, видимо, что-то не сложилось. Минин остался не у дел. Теперь ходит по акциям протеста, фотографирует антагонистично настроенный электорат: к тому же за последние два года число протестных митингов резко возросло. Вместе с Мининым тем же делом, съемкой, занимаются оперативники различных ведомств.
- Готовность номер один. Город просыпается! - восторженно говорит проходящий мимо Рослов.
Площадь неожиданно быстро начинает заполняться. Люди стягиваются к сцене. Начинают разворачивать плакаты и транспаранты. Лозунги самые разные: «Потомский, сдай партбилет»; Потомский, где особая экономическая зона?»; перечеркнутые названия предприятий «Дормаш» и «Орлэкс» и прочие.
Подхожу к столу для сбора подписей. Навстречу мне идет женщина.
- Вы, - спрашиваю, - тоже против губернатора?
- Я пока не определилась, - говорит она. - Вот сейчас послушаю и решу. Буду махать кулаками после драки.
Она улыбается и идет дальше.
Подпись под петицией за отставку губернатора оставляет бородатый мужчина. Представляется Николаем, пенсионер. Почти что поэт. Говорит стихами.
- Год назад был здесь с плакатом. «Нью-Васюки — кластер, Потомский обещал. Жду через год, но оказалось, что врать он мастер.
В это время со сцены раздается голос организатора. Микрофон берет Рослов и начинает декларировать заявленные темы митинга: привлечь внимание жителей к теме провальной кадровой и финансовой политики губернатора Орловской области, правительства Орловской области и областного Совета народных депутатов. На митинге планируется затронуть тему «юбилейных» строек, проанализировать финансово-экономическое положение Орловщины, высказаться о невыполнении майских указов президента.
- Только став губернатором, Потомский обещал: команда правительства будет формироваться из орловцев. На деле - «варяги». Каких только жуликов не приводил губернатор. Где орловцы? - вопрошал Рослов. - Строительство нефтеперерабатывающего завода с 15 млрд инвестиций. Где? Ежегодное открытие 2-3 тысяч рабочих мест? Не вижу. Потомский называл спасение «Орлэкса» своей миссией. Миссия, как в фильме, оказалась невыполнимой. «Орлэкс» - умер. На очереди «Дормаш». Два с половиной года власти не видели, что выводились миллиардные активы? Не видели, как не платили людям зарплату? Им полгода по 11 рублей переводят. А власти вещают: мы спасаем завод. Ничего власть не сделала.
А что же «юбилейные» объекты? Что мы видели на протяжении подготовки. В последние два месяца взрыт весь город. Рабочие в авральном порядке осваивали за два месяца деньги, которые должны были осваиваться несколько лет. И что мы слышим? Реляции нашего губернатора, как все красиво и здорово? С внучкой пришел на салют. 36 минут ждали, пока выпускник ракетного училища вспомнит, что по приказу в 22 часа горожане ждут салют. Малыши, кто плакал, кто засыпал, родители нервничали, многие уходили домой. Это организация? А что, потратив такое количество денег, нельзя было почистить речку? А кто приехал к нам в Орел? Обещали фигуры: Путин, Медведев. Где они? И еще: о косноязычии нашего губернатора уже ходят легенды. Над ним смеется вся Россия. Но страшнее то, что смеется она уже не над ним, а над нами...
Дальше Рослов начал заигрывать с публикой. Началась перекличка.
- Отношение губернатора к жителям выражается в следующих фразах. Как он нас называет? Кому не нравится его идея с памятником Грозному у ТЮЗа — смотрите коню под хвост. Было такое?!
- Да! - хором отвечали собравшиеся.
- Кому не нравится, как сделали Ленинскую, тот пусть закусывает! Было такое?!
- Было! - кричала толпа.
- А я хочу сказать, мне нравилась моя Ленинская. Мне нравилось, как она пахла розами. А то, что сейчас с ней сделали, это убогие гробницы. Никаким архитектурным осмыслением здесь и не пахнет! Что они нам говорили: улица Ленинская будет самой красивой улицей в мире. Да пусть они со своим мировоззрением валят из города Орла. Потомский — в отставку!
Толпа начала скандировать лозунг.
Тем временем на сцену вышел член Союза дизайнеров России Виктор Панков. Он тут же заявил, что все последнее время Орловская область живет «в атмосфере непрерывных скандалов и сенсаций».
«Мы находимся во власти необдуманных высказываний наших областных руководителей, и все больше и больше поднимают на смех не сколько их, сколько всю нашу бесконечно терпеливую область. Вместо того чтобы заниматься реальными проблемами, нам все время навязывают какие-то памятники, и дискуссии вокруг них искусственно подогреваются, чтобы мы не могли переключиться на эти проблемы и заставить власть их решать», - заявил Панков.
Лаконичным, но вместе с тем эмоциональным получилось выступление руководителя ветеранской организации пограничных войск Александра Черепнина.
- Не везет нам с губернаторами, - сказал он со сцены. - Орловская область из ранее процветающей превратилась в нищую. Один — развалил промышленность, разогнал сельское хозяйство, лодырей каких-то в колхозы приволок. Но зато в наградах, орденах, четыре креста!
Толпа отреагировала:
- Молодец дед!
Черепнин продолжал:
- После этого был ставленник сельского хозяйства. Те предприятия, которые еще дышали — разбил все. И очень тяжелая досталась ноша Потомскому. Он принял область с большими долгами. Но Владимир Ильич Ленин говорил, что за правду надо с кулаками драться! Но я не вижу, чтобы он взял Путина с Медведевым, привел в нашу область и сказал: я приял ее нищей, давайте сделаем ее процветающей Пока об этом молчок. Ну, раз такое дело, то значит то, что тут написано, - указал ветеран на плакат «Потомского в отставку», - написано точно. Спасибо за внимание.
Собравшиеся проводили оратора бурными аплодисментами.
На митинге также выступили несколько представителей собраний жильцов многоквартирных домов, экс-депутат Юрий Малютин, депутат горсовета Сергей Елесин («долги бюджета города к концу срока губернатора достигнут 2,5 млрд рублей, а это значит — город будет объявлен банкротом»), а также рабочий «Орлэкса». Он рассказал о разочаровании от того, что завод не удалось спасти и посетовал: «Думаю, дни «Дормаша» тоже сочтены. Обычно, кто много говорит, тот мало делает. И это — истинная правда».
Градозащитник Илья Кушелев выступил с гневным памфлетом. Он заявил, что за два года губернаторства Вадима Потомского культурному наследию Орла был нанесен непоправимый ущерб.
«За пять лет при Козлове не было снесено ни одного памятника. Действовали механизмы сдерживания — власти боялись открыто нарушать закон. Команда Потомского пошла напролом, решив взять воздвигнутую обществом правовую крепость штурмом: действующих такими методами в определенной среде называют «беспредельщиками», - заявил Кушелев.
Он отметил, что 2016 год стал годом «серийного убийства памятников истории и культуры», напомнил об уничтожении объекта культурного наследия по Гостиной, 1, о пребывании в полном запустении и разрушении остальных памятников.
В завершение митинга была оглашена резолюция.
- Социально-экономическая ситуация в Орловской области катастрофически ухудшается. Уровень жизни падает. Зарплата падает. Уровень безработицы и налоги растут, - начал декларировать Рослов. - По информации Орелстата, на 1 декабря 2014 года суммарный долг по выплате зарплаты в области составлял 4,5 млн рублей, по состоянию на июнь 2016 года размер просроченной задолженности по зарплате достиг 54,2 млн рублей. Только за январь-июнь 2016 года численность официально зарегистрированных безработных увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,4% - и это при обещании создания 2-3 тысяч рабочих мест в год. И это как раз часть майских указов президента, которые Потомский не выполняет.
Средняя зарплата по промышленности в Орловской области за период с сентября 2014 года по июнь 2016 года, продолжил Рослов, уменьшилась с 29 117 рублей до 20 980 рублей, что является абсолютным минимумом в Российской Федерации. Средняя зарплата учителей в нарушение майских указов президента не повышалась на протяжении 3 лет. С сентября 2014 года уменьшилась в связи с так называемой оптимизацией фонда оплаты труда и составила в июле 2016 года 20 463 рубля, что составляет все равно меньше, чем средняя зарплата по промышленности.
- Уникальный способ нашел наш губернатор выполнять майские указы президента, - говорил оратор. - Он не повышает зарплату учителей, он уменьшает среднюю зарплату по промышленности в области. Все мы знаем, что в предприятиях строительных холдингов не получают зарплату в полном объеме. Они получают только авансы, и то на 3-4 месяца с опозданием. Далее. Установленная Потомским для жителей Орловской области ставка транспортного налога в полтора-два раза больше аналогичной ставки в соседних регионах ЦФО (Рязанская, Брянская, Курская области). Ставка взноса на капремонт в многоквартирных домах 6 рублей 60 копеек — более чем вдвое превышает аналогичный показатель в Санкт-Петербурге. При этом средняя зарплата в Орле и Орловской области меньше в 2,2 раза. Правительством Потомского установлена грабительская кадастровая стоимость земли, приведшая к увеличению налогов на землю для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Смертность превысила рождаемость в Орловской области на 1 846 человек. Население области только за шесть месяцев 2016 года уменьшилось почти на 2 тысячи человек. В Орловской области за 2014 год поголовье крупного-рогатого скота уменьшилось на 10,1%, в 2015 году в регионе отмечен один из самых высоких показателей уменьшения поголовья КРС в России — на 12,2%. Больший процент только в еще одном регионе. А мы помним обещания, которые давались Путину в 2014 году? Через два года, говорил Потомский, мы накормим не только Орловскую область, но и вся Европа будет кормиться орловским мясом. И где же, господин Потомский, наше мясо? Где ваши обещания? Там же, где и все остальные...В строительной отрасли за период январь-июнь 2016 года введено в действие жилых домов 84,2% от площади жилья, введенного в эксплуатацию за аналогичный период 2015 года, падение на 16%.
Свою речь Рослов завершил словами:
- Потомский, если ты мужик, уйди в отставку!
Публика единогласно проголосовала за резолюцию. После чего на сцену вынесли картонную инсталляцию, напоминающую губернатора, сидящего на осле. Под ликование собравшихся ее закрепили за дюжину красных шаров и запустили в небо.
Денис Волин