«Им нужны набережные и памятники, а не заводы». О чем говорят рабочие "Дормаша"

icon 29/07/2016
icon 13:02

©

Несколько десятков рабочих завода «Дормаш» 29 июля вышли на митинг, где требовали выплатить им причитающуюся зарплату. Это уже не первая акция протеста рабочих. Общий долг завода перед ними составляет более 40 миллионов рублей. Люди в недоумении и требуют от власти решить их проблемы. Чиновники заверяют, что принимают все меры для вытягивания предприятия из кризиса, однако митингующие относятся к таким заявлениям скептически и обещают новые акции протеста.

Люди у стен завода «Дормаш» начали собираться около 9 часов утра. Спустя полчаса их собралось несколько десятков человек – 30-40, сосчитать было трудно, так как они постоянно перемещались и разгоряченно обсуждали ситуацию. Как и во время предыдущих акций протеста, требование у них одно: верните наши деньги.

Если вернуться немного назад, то впервые о проблемах на предприятии рабочие заявили летом прошлого года. Они написали письмо губернатору, где сообщили, что коллектив завода находится на грани срыва, потому что руководство издевается над работниками и их семьями. Людям месяцами не платили зарплату. Как сообщали чиновники профильного департамента, объем выведенных со счетов предприятия средств за последние годы оценивается примерно в два миллиарда рублей. Общая задолженность предприятия перед рабочими по разным оценкам составила 40-50 миллионов рублей. По факту невыплаты зарплаты следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело. Также по материалам проверки, проведенной прокуратурой, в отношении гендиректора завода Вячеслава Гудкова возбуждено дело и по злоупотреблением должностными полномочиями. Еще один «хозяин завода», как его называют рабочие, Виктор Воропаев не так давно встречался с прокурором области. По инициативе последнего. Воропаеву было разъяснено, что тому так же может грозить уголовное дело за невыплату зарплаты. Насколько хорошо Воропаев понял слова прокурора – неизвестно. Но зарплаты рабочие как не видели, и не видят. Недавно в счет погашения долга им выдали станки и прочее, не реализованное оборудование завода. Чем они, естественно, возмущены, но куда деваться?..

- Ни Воропаева, ни Гудкова мы уже давно не видим, - рассказывают мне рабочие. – Они с нами не общаются. Последний раз, когда видели, директор нам сказал: «Вы давно прожрали свою зарплату». Как вам?

- А денег вам совсем не платят?

- Почему же не платят, платят! - возмущенно говорит еще один рабочий, крепкого телосложения мужчина с седыми усами. – Вот, например, на этой неделе пришла эсэмэс о переводе 30 рублей. Ко Дню Победы тоже сделали щедрый подарок: перевели 11 рублей! Так и живем.

В настоящее время на «Дормаше» трудится около 400 человек. В прошлом году было 600. Да и тех, что остались, уже уведомили о сокращениях.

- Говорят, что в октябре. Я так понимаю, что они сейчас специально ничего не предпринимают, чтобы с нами рассчитаться, чтобы в октябре просто выставить нас на улицу и все, - говорит еще один рабочий, по виду он младше своих коллег по цеху.

В месте, где происходит «собрание», нет полиции, так как митингом в прямом смысле слова его назвать сложно. Люди вышли без лозунгов, без плакатов. Они в растерянности. Вроде бы есть понимание, что уличный протест сегодня наиболее понятная для власти форма диалога, в то же время, как это делать правильно – никто не знает.

- У вас профсоюз есть? – интересуется у рабочих корреспондент коммунистической «Орловский искры».

- Нет, - разводят руками рабочие и тут же переходят в атаку. – Так профсоюза и в стране нет. Всем заправляют Ротенберги и Чубайсы.

Риторика рабочих начинает напоминать совсем недавние заявления дальнобойщиков, протестующих против системы «Платон». Но они сломались. Рабочие «Дормаша» пока сдаваться не собираются. Но сбиваются в постановке вопроса.

- Что вам Чубайсы и Ротенберги, вы за свою зарплату волнуетесь или за что? – говорят им.

- Каждый раз говорю, что мы никому не нужны, - отвечает рабочий. – Не видно здесь губернатора. Ему нужны набережные, театры, памятники, а то, что завод закрывается, ему до фонаря!

В это время к протестующим подходит начальник департамента промышленности Орловской области Геннадий Парахин. Его тут же обступают. Парахин просит рабочих быть спокойнее и объясняет о ситуации на заводе. Который раз. В какой-то момент он обращается к ним с просьбой:

- Вот у меня диктофон в кармане. Меня тут уже начинают обвинять, что это я вас на митинги вывожу. Скажите сами, что это не так.

Люди кивают в знак подтверждения. Кроме того, часть из них начинают сбор подписей под доверенностями о том, что их интересы в суде будет представлять один человек. Дело в том, что 2 августа стартует процесс по возврату, как говорят рабочие, пяти арестованных бульдозеров завода, которые якобы уже кто-то приобрел. С этим не согласны ни сотрудники, ни чиновники.

- Стоимость бульдозеров порядка 30-35 миллионов рублей. Если их удастся отстоять, мы сможем погасить больше половины долгов по зарплате, - говорит Парахин.

Он также рассказывает о том, что накануне состоялось заседание арбитражного суда, где было принято решение о введении на заводе процедуры внешнего наблюдения. С сегодняшнего дня на заводе работает внешний управляющий. Как мы сообщали ранее, ей стала Лариса Титова.

- Процедура должна закончиться выводом конкурсного управляющего о преднамеренности предбанкротного состояния. Иными словами, на этом этапе будет проведен доскональный анализ хозяйственной деятельности предприятия и его руководства. Эта процедура дает нам возможность разблокировать счета, думаю, в течение недели уже это будет сделано. Собственник Воропаев нам заявил, что у него есть возможность начать производство, вот ему и предоставляется уникальная возможность — это сделать, - говорит Парахин.

- Вы ранее заявляли, что Воропаев избегает встречи с вами, откуда уверенность? – спрашиваю у него.

- Он общается со мной исключительно по телефону. Пока – диалог неконструктивный. Но свои заявления я делаю на основании документов, - отвечает Парахин.

Он также рассказывает, что в департамент была представлена антикризисная программа ЗАО «Дормаш». В ней, в частности, говорится о том, что руководство предприятия намерено возвращать долг в 5,6 млн долларов за поставленные в Азербайджан 20 единиц техники. Кроме того, имеется аккредитив на поставку техники в Иран на сумму в 24 миллиона долларов.

- У собственника, таким образом, есть все, чтобы возобновить производство. Если не справится, будет привлекаться инвестор. Мы будем прорабатывать все варианты, - заверил начальник департамента промышленности Геннадий Парахин.

С рабочими он договорился встретиться вновь. Они поначалу предлагали назначить встречу на 5 августа, но чиновник попросил не делать этого. Рабочие пошли на уступки. Встретиться договорились в 9 утра 12 августа. В том же месте. Хотя в ходе митинга звучали предложения выйти к администрации или перекрыть федеральную трассу.

По итогам встречи лица у рабочих не изменились. В помощь властей они хотели бы верить, но пока не получается.

- Мы каждый раз слышим одно и то же, - говорят они.

- Как людей можно оставить без денег, - добавляет сварщик завода, проработавший там 27 лет. – Если оставить человека без денег у него немного остается вариантов. Он пойдет и совершит преступление, так как ему нечего есть. В какую нас поставили ситуацию?

Еще один вопрос, на который рабочие не знают ответа, это как предприятие, находящееся в государственной собственности, внезапно оказалось в частных руках.

- Как завод попал в частные руки? – возмущенно говорит еще один рабочий, токарь, отдавший предприятию 44 года жизни. Он трясет помятыми акциями. – Что мне с ними делать? Зад подтереть?

Немного задумавшись, он добавляет: 

- Нас оставили без законных средств к существованию. Это преступление против рабочих. В нашей стране получается так: у кого деньги, тот и владеет законом…

Денис Волин