«Не насилуйте Орёл» В Орле прошла акция протеста против памятника Ивану Грозному
©
Массовый пикет против установки в Орле памятника Ивану Грозному состоялся 18 июля перед входом в театр «Свободное пространство». В протестной акции по разным данным приняли участие от 40 до 60 человек. Не обошлось и без провокаций: единственными, кто поддержал инициативу губернатора-коммуниста по увековечиванию памяти царя в этот день стали националисты в футболках со свастиками. На пикете было собрано около 300 подписей в адрес президента РФ и патриарха Кирилла с просьбой отказаться от приезда в Орел на празднование 450-летия. Кроме того, орловцы просят федеральные власти не допустить установки памятника. За мероприятием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
Начало протестной акции было запланировано на 17 часов и тут не обошлось без скандала. Незадолго до старта в администрацию Орла вызвали одного из организаторов Анну Дулевскую. Ей сообщили, что в связи с неким мифическим распоряжением «сверху» пикет перед ТЮЗом проводить нельзя, так как там будет производится уборка, поэтому активистам предложили другое место — тротуар перед истфаком ОГУ. Логика властей понятна: необходимо во что бы то ни стало не допустить скопления граждан в месте, где губернатор Потомский пообещал 3 августа открыть памятник Ивану Грозному. Мол, здесь все тихо и спокойно, шумиха ни к чему. Однако планы чиновников были нарушены принципиальностью самих активистов.
- Мы никуда отсюда не уйдем! - заявили они сотрудниками полиции в час начала акции.
На месте скопилось несколько десятков человек. Они еще не успели развернуть транспаранты, но уже продемонстрировали свою решительность. Обступив полицейского, организаторы пытались объяснить, что пикет в этом месте был согласован еще в минувшую пятницу, а сообщать об изменении места за час до акции — это ни в какие ворота не лезет.
В это время толпу в буквальном смысле на две части делила уборочная машина. Щетки метали воду в разные стороны, техника шла тараном на горожан. Люди разбегались по сторонам, а потом вновь собирались вместе.
- Вам не стыдно? Что вы творите! - то и дело раздавались крики рассерженных горожан в адрес водителей техники.
Спустя некоторое время и коммунальщики, и полиция поняли, что бороться с людьми бессмысленно и позволили начать акцию.
- Я очень люблю этот театр, хожу в него всегда. Я не хочу, чтобы пространство перед театром было несвободным, - рассказывает мне девушка Надежда, музыкант, она разворачивает плакат «Не насилуйте Орел». Она сегодня здесь, потому что не хочет видеть перед любимым театром памятник «тирану и убийце».
Идея увековечить в Орле память Ивана Грозного принадлежит двум людям. Первый — губернатор Орловской области, член ЦК КПРФ Вадим Потомский. В многочисленных интервью он неоднократно заявлял, что считает царя великим правителем, при котором, как бы странно это не звучало из уст коммуниста, революции в России никогда бы не произошло. В то, что Грозный убил своего сына, орловский губернатор не верит, о том, что царь истребил 2/3 мирного населения Новгорода, равно как и о том, что он убил митрополита Всея Руси Филиппа II — предпочитает не говорить. Зато, говорит губернатор, он был за государственность. Кстати, Потомский — не единственный коммунист, выступивший за памятник царю. 18 июля заявление о поддержке главы региона в «патриотическом поступке» увековечить память Грозному сделал и лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Второй, кому обязаны орловцы возможным появлением в городе памятника царю, стал представитель международного фонда славянской письменности и культуры Михаил Соколовский. Несмотря на заявления федеральным СМИ орловского губернатора о якобы собранных деньгах на памятник самими орловцами, именно на спонсорские деньги этого фонда сейчас изготавливается монумент. Сам Соколовский, личность до недавнего времени находившаяся в тени, хорошо известен правоохранительным органам по работе в должности вице-губернатора Корякского АО. В середине нулевых он отбывал два срока за превышение должностных полномочий (в результате чего, как писали федеральные СМИ, в Корякии был сорван отопительный сезон) и мошенничество. «Вопрос финансирования памятника и роль заинтересованных в его продвижении лиц вызывает серьезные вопросы», - заявляют организаторы пикета у стен ТЮЗа.
Люди продолжают прибывать. Большинство плакатов и транспарантов уже развернуты. Они красочные и красноречивые. На одном из них: «Памятник тирану нам не нужен», на другом: «Здесь нет места опричнине».
Несколько человек держат большой и длинный баннер с надписью: «Вадим Владимирович, вы типа царь, а мы вас выбирали как слугу народа».
В сторону Потомского здесь слышится много резкой критики. Люди высказываются разные: дизайнеры, театралы, историки, писатели, архитекторы, журналисты, простые граждане, с плакатом с изображением Карабаса-Барабаса стоит даже ребенок.
Встречаю соратника орловского губернатора по партии, экс-депутата горсовета Андрея Рослова.
- Я не мог не прийти, - говорит он. - В моем родном городе ставят статую, коня, на котором восседает, как я считаю, садист, который в этом сам признался. Может быть, единственное снисхождение, что он покаялся перед смертью, признал, что являлся душегубом своего народа. Но для меня, ставить ему памятник возле театра «Свободное пространство» - это верх цинизма. И посмотрите, как это делается. Некто, приехавший с берегов Невы, воскликнув «азъ есмь царь!», решил вопреки уважения к жителям, поставить этот памятник. Это неправильно, и именно поэтому я здесь. Более того, это реальная дискредитация орловского отделения компартии.
Один из организаторов пикета, Наталья Голенкова, соглашается, что установка памятника Ивану Грозному абсолютно неприемлема не только для Орла, но и для России в целом.
- Давайте говорить честно: ставить памятник — это значит, уважать и поклоняться этому человеку. Мы все знаем, что фигура Ивана Грозного — очень неоднозначная. Фактически за 500 лет ни один монарх, ни один генсек, ни один президент не смог найти в себе силы и космической глупости, чтобы поставить такой памятник.
Да, все мы знаем положительные стороны Ивана Грозного, его реформы, его приращение территорий, но все же в демократическом обществе основной ценностью является жизнь человека. Мы не можем поставить памятник человеку, который учредил опричнину и за 10 лет 20 тысяч человек погибли. В своем государстве митрополит Всея Руси был убит за то, что он отказался благословить царя на поход на Новгород и Псков. Мы можем поставить памятник такому человеку? В стране, где подавляющее большинство христиан, где в Уголовный кодекс внесена статья за оскорбление чувств верующих? Не место в Орле, не место в России таким демонам! - эмоционально говорит Голенкова.
В тот момент, пока мы общаемся, с крыши «Свободного пространства» спускают цветной транспарант с изображением царя и надписью: «Слава! Ивану IV Великому, для врагов Грозному». Дело рук местных националистов. Они пришли на акцию и стояли небольшой кучкой у металлических ограждений. Затем некоторые из них пробрались на крышу и спустили баннер, другие, внизу, аплодировали. Большинство из них татуированные, в футболках с языческой символикой.
Журналисты мигом обступили одного из них, крепкого, на вид — ближе к 40, мужчину, с густой бородой и в футболке с рунами и свастикой. Он живо принялся рассказывать, что активно выступает за установку памятника «своему царю». Он признает, что плакат — дело его рук. «Памятник в Орле быть должен, с местом можно что-то пересмотреть», - говорит, как выяснилось, представитель организации «Вятичи» Вадим В.
- А вот, - интересуюсь, - у вас свастика на груди, символы языческие. Но царь был православным. Это ничего?
- Футболка православная, - невозмутимо говорит он. - Открою некоторый нюанс. До реформы Никона православие - было язычеством, а христианство называлось правоверие. И Иван Грозный в первую очередь - это защитник страны. За дачу денег под проценты сажал на кол, за мздоимства рубил руки. Ой, как нам этого сейчас не хватает!
- А вы про Соколовского слышали, мецената, который памятник этот спонсирует, вы ему тоже руки будете рубить? - интересуются журналисты.
- Мне все равно, кто платит. Если вы за Грозного, будем рубить. Я Потомского терпеть не могу. Мне нужен факт — памятник, - говорит националист. Он добавляет, что у Репина, который написал картину «про Ивана Грозного», «рука сразу отсохла».
Спустя какое-то время полиция все же заставляет националистов снять баннер с театра.
Олег Федоров, историк, также поддержавший акцию протеста, называет решение установить памятник царю «глупым и необдуманным».
- Место заповедное. Ставить здесь монумент нельзя. Тем более это лучшее здание в Орле, исторический памятник. Просто напросто будет уничтожено архитектурное достояние. Ведь здесь уже стояли монументы и Марксу, и Ленину. И судьба распорядилась, что их здесь нет. Поэтому лучше здесь не ставить ничего, здесь должна быть клумба, - говорит Федоров.
С точки зрения личности - Иван Грозный, продолжает историк, «имеет опосредованное отношение к Орлу».
- Никаких указов он не подписывал по его созданию. Это была засечная черта, которая ставилась из ряда поселков — Елец, Воронеж, Курск, Белгород, Орел. Он тут ни разу и не был. Какой он основатель? Какого города? Ведь и города тогда никакого не было. Кроме того, фигура царя довольно противоречивая. Одни его называют тираном, другие — реформатором. Там всего достаточно. Но — в историю он вошел как тиран. Крови на нем было немерено. И он сам это прекрасно знал. Я считаю, что ни канонизировать такую личность нельзя, ни памятники ставить. В истории он должен остаться, как фигура, сыгравшую значительную роль в развитии российского государства. Со всеми плюсами и минусами, - добавил историк Олег Федоров.
Многие на пикете обсуждают вышедшие накануне сюжет «России-1» и выступление Владимира Соловьева, где инициатива установить в Орле памятник Ивану Грозному подверглась суровой критике.
- Ну, неужели его [губернатора] уже ничто не может остановить? Это же прямой звоночек из Кремля, что делать этого нельзя, - говорят между собой пришедшие на акцию горожане.
- У Кремля много башен. В одной сказали одно, в другой — другое. Вон Зюганов — вроде бы коммунист, а внезапно стал монархистом, - саркастически замечает кто-то.
Люди активно оставляют подписи под петициями. Одна из них в адрес президента Владимира Путина и патриарха Кирилла. В тексте перечисляются последние, по мнению авторов, «деяния» орловских властей (и ветхие, полуразрушенные памятники, и продажа кинотеатра «Родина», и циничное уничтожение памятника на Гостиной,1, и идея увековечить Ивана Грозного), а в заключение призыв не приезжать на празднование юбилея Орла.
«Ваш приезд даст дополнительное ускорение тем негативным процессам — избавления от памятников прошлого и водружение ненавистного народу идола - с которыми мы на протяжении многих лет отчаянно боремся, и что Вы невольно станете участниками лживого спектакля, имитирующего юбилей, а на самом деле грозящего стать веселой циничной тризной по нашему родному городу» - так завершается текст петиции в адрес Владимира Путина.
Денис Волин