СМИ снова обсуждают повышение цен на ЖКХ в следующем году, гадают насколько взлетит предельная величина роста тарифов в регионе. Потому как не может не взлететь – уровень инфляции этого года не оставляет выбора. К тому же вице-премьер Марат Хуснуллин анонсировал доведение тарифов до экономически обоснованных, при этом, для социально незащищенных категорий граждан подорожание обещают компенсировать мерами адресной поддержки. 

Всё это не касается жилищной услуги. Хотя зачастую жители считают, что плата за газ, свет, электроэнергию и текущий ремонт идёт в один карман. Это не так. В отношении жилищной услуги действует уникальная ситуация – минимальный тариф на услуги управляющих компаний устанавливают местные органы самоуправления, которые являются выборными. Экономически обоснованный тариф жители с управляющими компаниями обсуждать не хотят – зачем платить больше, если можно обойтись минимумом. При этом требования к жилищной услуге предъявляются отнюдь не минимальные. Так что возможность установить экономически обоснованный тариф на каждом доме, остаётся только на бумаге, в 99% домов, она неосуществима. Значит, все дома пользуются тарифом, установленным депутатами городского совета. Которые «неусыпно беспокоятся» о благе каждого орловца.

  В Орле, например, тариф на жилищную услугу не поднимался с 2017 года, в то время как на свет, воду, газ, а теперь еще и обращение с ТКО исправно повышается два раза в год. Индексация на уровень инфляции по жилищной услуге законом не предусмотрена. И поэтому в целом тариф на неё зависит от позиции депутатов.  В тех регионах, где есть понимание, что жильё нуждается в том, чтобы его качественно обслуживали, а на это нужны средства, тариф на жилищную услугу повышается вместе с ценами на стройматериалы и ростом минимальной заработной платы. В Орле этого не происходит. Живя в 9-этажном доме, орловец платит за жилищную услугу 13.45 руб. с кв/м, в то время как даже во Мценске 17,94, а в Ливнах 22,15. В Брянской области эта услуга стоит 22.48 руб./кв.м, в Тульской 27.22 руб./кв.м.

Таким образом, на орловские дома тратится в 2-3 раза меньше средств, чем в других городах.  Муниципальное предприятие, оказывающее жилищную услугу  - МУП ЖРЭП (З), постоянно балансирует на грани банкротства и просит денег из бюджета. И что самое интересное, ему дают.

На что, при этом рассчитывают городские депутаты? На чудеса, которых, как известно, в экономике предприятий не бывает? Безответственная и поппулиская позиция приводит к росту ветхого и аварийного жилья. А то жильё, которому еще далеко до аварийного, всё равно содержится именно на 13.45 руб./кв.м. Зачастую квартира – это всё, что есть у человека. И немалую часть в её стоимости имеет состояние дома в целом – состояние лифта, кровли, конструктивных элементов. Если эти части дома рассыпаются на части, то и стоимость квартир в таком доме падает. Так что так называемая «забота» о жителях, на деле оборачивается медвежьей услугой.

Отсутствие ежегодной индексации размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества приводит к невозможности выплачивать достойную заработную плату, а следовательно - это приводит к отсутствию высококвалифицированных сотрудников.

Кроме этого, сфера ЖКХ специфична, в управляющих организациях основная масса работников - это мужчины, задача которых получать достойную заработную плату и должным образом обеспечивать и содержать свои семьи. Однако, тариф, замороженный на уровне 2017 года не даёт индексировать зарплату. Учитывая, что жилищная отрасль даёт работу большому количеству людей, неудивительно, что уровень зарплат в Орловской области в целом, намного ниже, чем у соседей.

Но вернёмся к состоянию жилья. Благодаря рекордно низкому тарифу, размер которого вызывает оторопь в других регионах, жильё ветшает быстрыми темпами. Орловская область, из года в год при этом, попадает в число регионов, которые больше остальных отстали от плановых показателей по расселению аварийного жилья. В прошлом году, например, Орловская область оказалась в антирейтинге с выполнением нормы всего на 31%.

Еще одна возможность качественного улучшения состояния жилых домов – их капитальный ремонт, за деньги самих жителей, которые они дисциплинированно перечисляют, так же «успешно» упускается, мягко говоря, не первый год. Причем, если в этом году, еще можно оправдать отсутствие подрядчиков несоответствием смет и реальной стоимости стройматериалов, то в прошлом, позапрошлом, и так далее, с 2014 года, таких оправданий просто нет. Как нет и оценки властями работы фонда с соответствующими оргвыводами. Есть только возбужденные дела по некачественно выполненному капремонту 2017 года, но, как известно, уголовное дело на хлеб не намажешь. Жители остаются в своих плохо отремонтированных домах ни с чем. При этом, власти из года в год обещают как-то наладить работу фонда, корректируя в сторону уменьшения два раза в год невыполненные адресные годовые программы ремонтов.

И напоследок цитата из доклада руководителя фонда капремонта на комитете по ЖКХ. Оцените полёт цифр:

«В порядке очерёдности по программе капремонта будут отремонтированы 238 многоквартирных домов, – сообщил Басалаев. – Десять из них уже завершены, на 13 ведутся работы, по 46 готовится проектно-сметная документация, по 83 объявлены аукционы».

Кончается октябрь, и работы завершены аж на 10 домах из 238.

Наблюдая картину такого капремонта из года в год, поневоле задумаешься: а может это часть какого-то плана? 6 лет беспомощности и не выполнения самих же себе поставленных задач не могут остаться незамеченными прокуратурой, например.

В общем, в том, что касается состояния жилищного фонда, Орловская область уверенно идёт к «успеху». Однако, наше жильё — это не бумага, которая всё стерпит. Оно требует финансовых средств, умелых рук и хороших мозгов, для того что бы всё это организовать. То, что число опасных для проживания домов сегодня растёт и их приходится расселять в экстренном порядке, - прямое следствие того, что власть закрывает глаза на существующие в жилищной отрасли проблемы.