Сегодня, 1 февраля, ровно в полночь, как и обещали чиновники, Красный мост закрылся на реконструкцию. Городские власти утвердили схемы объезда и движения общественного транспорта, об этом трубили едва ли не из каждого чайника – красочные картинки облетели все соцсети и местные СМИ. Однако, как и предполагалось, в городе произошел «транспортный коллапс»: жуткие пробки, нечищеные дороги и знаменитые орловские конубри. Утром корреспондент «Орловских новостей» отправилась в город на маршрутке, чтобы лично проверить, как обстоят дела с транспортным сообщением в городе. Что из этого вышло – читайте в авторском репортаже.

Первой пришедшей в голову идеей было попробовать добраться до редакции, но уже на пути к остановке я отмела ее в сторону – дорога до офиса никогда не лежала через Красный мост. Для чистоты эксперимента я решила притвориться, что сегодня редакция «Орловских новостей» находится в ТРК «Гринн».

Северный район. Остановка УВМ. На часах 7-52. Пока я стояла перед светофором, от остановки отъехали две маршрутки, а мимо пронеслось еще два ПАЗика- служебных.

- Вы не знаете, как до «Гринна» сегодня добраться? – спрашиваю девушку в теплом черном пуховике и вязаной белой шапке.

- Да, также как и обычно. На 5-ой маршрутке, просто потом она на гостинице свернет и в объезд поедет, - явно подготовившись заранее, проконсультировала она меня.

Пока мы общались, мимо проехали еще две маршрутки не нашего с ней направления. Обе переполненные. Сегодня мне повезло и автобус №5 приехал минуты через 3 после того, как я подошла к остановке. Сидячие места были все заняты, стоять тоже особо было негде. Но, судя по увиденному ранее, более пустую маршрутку ждать придется не раньше, чем к полудню. А так и на работу можно опоздать, даже к выдуманному офису. Так что становлюсь очередной «селедкой в банке» и проскальзываю внутрь. Ни о какой социальной дистанции и говорить не приходится, а тем временем, коронавирус никто не отменял.

Московское шоссе практически пустое. Пролетаем его быстро, изредка останавливаясь на светофорах.

«Неужели пробок не будет», - проскользнула наивная мысль в голове.

Но едем дальше. Паники ни у кого нет, и кажется, будто все понимают, как их повезут и во сколько они прибудут на работу. Правда, на Текмаше в автобус зашла пенсионерка, и стало понятно, что вопросы у людей еще остались.

- Водитель, скажите а мы сегодня по старому или новому маршруту поедем? – бодрым голосом поинтересовалась она.

- По новому, мост то уже закрыт, спокойно ответил водитель.

- А я смотрю троллейбусы едут, как же они тогда? Вот я и подумала, может сегодня ещё проскочим? – старушка добродушно улыбнулась.

- Нет, мост уже закрыт. А у троллейбусов свой путь - через Герцена, - объяснил водитель.

Старушка, казалось, была удовлетворена ответом. Но спустя пару остановок у нее снова возник вопрос.

- Водитель, а ещё скажите, мы на гастрономе Москва выезжаем?  

- Да, - коротко ответил он.

- Ага, хорошо, - озвучила пенсионерка мысли вслух.

Но серьезных пробок все еще нет. Был затор от завода Медведева до поворота на улицу Герцена. Но он там всегда был. Поэтому разительно нового я ничего не увидела. А поскольку нам на Герцена поворачивать и не нужно, мы этот участок проскочили довольно-таки быстро. Проблемы начались уже на второстепенных улицах. Они явно оказались не готовы стать магистральными: дороги вопреки обещаниям чиновников здесь не почищены, и вряд ли кто-то латал здесь ямы, порой от тряски казалось, что я потеряю все, что съела на завтрак. Это, и конечно же, увеличенный трафик, стало причиной пробок: стояли улицы Фомина, 5 Августа, Розы Люксембург, и конечно же, мост Дружбы.

- Сильно сегодня опоздаем? – увидев реальную картину, интересуюсь у водителя.

- А до куда вам нужно доехать? – уточняет мой собеседник.

- До Гринна, - коротко отвечаю.

- Смотрите, по графику прибытие 8-30. Сейчас время сколько? 6 минут осталось, - смеется он в ответ. - До Гринна. Такого не бывает. Ну, думаю, минут на 15-20 опоздаем. Вы на работу, да? 

- Ага, - говорю я, вжившись в роль.

- Ну, видите, как получается - в час по чайной ложке едем. Думал, может не будет сегодня такого - и схему вроде как продумали. Да все равно будет. Первый день ведь, - с сожалением в голосе ответил водитель.  

- Эх.., - вздохнула я, притворяясь, что действительно очень опаздываю.

- Сильно опаздываете? – с сочувствием поинтересовался водитель - Просто даже если без остановок за 6 минут не успеть. А людей других все равно высаживать и подбирать на работу. Тут уж никуда не деться. 

А мы, тем временем, начали въезжать на мост Дружбы.

- А сразу после моста остановка будет? – поинтересовалась пассажирка в дубленке.

- Да, - вежливо ответил водитель.  

- Ой, как хорошо, - обрадовалась женщина и обратилась к своей, судя по всему, коллеге: «Хоть пешком идти не придется, так даже ближе».

Как оказалось, новая схема объезда для кого-то стала даже удобнее прежней. Но это, вероятно, единичные случаи.

У окошка в первом ряду мужчина в очках и шапке с кем-то говорил по телефону. И явно уже опоздал.

- Да мост закрыли, вот пиликаю...Ну не то, чтобы забыл, просто забыл, что утром...(смеется)…Да, вот ещё до Розы Люксембург даже не доехал…

Но после моста дорога явно освободилась, и до конечной точки мы доехали уже быстрее. Время в пути составило час.

На часах без пяти 9 часов утра. Я наконец-то добралась до «выдуманной работы».

- Сильно сегодня опоздали? – спрашиваю у девушки лет 30, которая выходила из автобуса вместе со мной.

- Да нет, вовремя приехала. Я просто вышла сегодня специально пораньше, - призналась она.

Задерживать ее я не стала. Все-таки утро. А сама, тем временем, решила провести еще один эксперимент – дорога обратно. Только на этот раз я решила протестировать муниципальный транспорт. В Заводском районе трамваи никто не отменял, а в районе депо обещали бесплатную пересадку. Вот и проверим, как это работает.

Две минуты на остановке и вот уже подъезжает трамвай №3. Мне сегодня определенно везет – на остановке я не мерзну. Но надо отметить, что это лишь по тому, что у меня нет конкретной цели и я сажусь сегодня на первый подъехавший к остановке транспорт, с которым более-менее по пути.

Расплачиваюсь картой, и по привычке собираюсь пройти в салон, не забрав свой билет. Со мной это часто бывает: чеки на кассе в магазинах с тем же успехом там же и остаются.

- Билет возьмите, - окликает меня девушка-водитель.

«Точно, билет», - проносится в голове.

- Если пересаживаться будете, он вам еще пригодится, - вежливо напоминает она. Машинально улыбаюсь в ответ, правда, она это вряд ли увидела – журналист сегодня работал в прямом и переносном смыслах «под маской».

Пассажиров в муниципальном транспорте гораздо меньше – человек пять в целом салоне. За социальную дистанцию порадоваться можно, а вот за экономическое положение ТТП – вряд ли.

До депо доезжаем быстро. Трамваю здесь никто не помеха – едет себе по рельсам и никаких пробок.

На пути понимаю, что не все в курсе, что мост закрыт, и общественный транспорт ходит совсем иначе.

С одной из остановок на Карачевском шоссе доносится примерно такой диалог.

- А до жд района доедем? – спрашивает громким голосом женщина в синей куртке и забавной шапке.

- До депо, - объявила в громкоговоритель водитель.

- Опять до депо? Да что ж такое. Неее до депо не поеду, - возмутилась орловчанка.

- Там будет пересадка, - попыталась ей объяснить заходящая в трамвай старушка, но та и слушать не хотела, а потому пенсионерка просто махнула на нее рукой. Двери закрылись.

На часах 9-15. Трамвай прибыл в депо.

- А где пересадка на автобус? – спрашиваю у тучного мужчины, который только собирался закурить.

- Наверное где-то здесь. Сам ещё не знаю, - добродушно смеется он в ответ. - Давайте у водителя спросим. 

- Да, прям здесь, только придётся подождать. Один автобус только уехал, а другие в пробке на Посадской стоят, - прокричала водитель трамвая, из которого мы только вышли, чтобы информацию услышали все пассажиры.

- Что-то у вас как-то все не продумано, - улыбнулся мужчина с сигаретой.

- Все продумано, утром работало как часы, а сейчас все поехали и пробки образовались, - объяснила бодрая женщина на остановке. Как позже выяснилось, не пассажирка – сотрудница предприятия. Она здесь сегодня кто-то вроде регулировщика, для таких потерянных пассажиров как я. А нас тут скопилось человек семь. И каждый считал своей обязанностью задать все тот же вопрос: а где пересадка на автобус? 

Услышав про пробку, закралась мысль, что померзнуть придется здесь. Но ожидание было минуты 2-3. Не больше. Хотя по идее пересадка должна происходить минута-в-минуту по прибытию трамвая. И это было бы действительно удобно.

Завидев автобус, я в растерянности помчалась к нему навстречу.

- Не спешите, он сейчас к вас подъедет, развернётся, дверь откроет - все условия, - с улыбкой ответила все та же «женщина-регулировщик». И была права.

- Давайте я вас обилечу, а водитель пока покурит. Присаживайтесь, у кого чеки, присаживайтесь, - бодро продолжила свою работу женщина.  

Не прошло и минуты, как подъехал и второй автобус. И он уже ждет следующего трамвая.

- Так, мальчики, не стойте на Посадской. Едьте прямо, где университет, а не вдоль трамвайных путей, - начала она консультировать водителей. - Мальчики не умеют пробки объезжать, так девочки научат. Правда? – с улыбкой она подмигнула проходящей в салон женщине. 

- А до Карла Маркса доеду? – следом спросил молодой человек, вероятно, студент.

- Доедите, куда нужно доедите, запрыгивайте скорее, - произнесла женщина, усадив всех в автобус. - Никого не забыла? Ну, все, езжайте.

Атмосфера тут была приятная. Даже настроение поднялось, но уже на улице Розы Люксембург мы снова встряли в пробку, да в еще большую, чем была час назад. Это несколько омрачило настрой и других пассажиров.

- Ужас, что делается. Ты посмотри! – возмущалась и вздыхала женщина позади меня.

- Ну я надеюсь, они потом скорректируют.., - предположил сопровождавший ее мужчина.

- Михалыч бы если поехал, он бы исчертыхался, - продолжала возмущаться она. 

- Михалыч бы да, - согласился мужчина. А вместе с ним, хоть и безмолвно, и весь автобус…

 

Елена Торубарова