«Я не боюсь»: Как в Орле прошла оппозиционная акция 31 января. Репортаж «ОН»
©
В российских городах 31 января проходят несогласованные акции в поддержку политика Алексея Навального, арестованного на следующий день по прилете в Москву из Германии, где проходил курс лечения после отравления в России. Это уже вторая акция в его поддержку. Орел не стал исключением. Во второй раз на акцию вышли от 200 до 300 человек. Подавляющее большинство участников — те, кого уже видели на улицах города 23 января, в основном молодежь, были люди среднего возраста и даже пару-тройку стариков, были известные в орловской среде активисты. За действием наблюдал корреспондент "Орловских новостей".
По данным из разных соцсетей, акция должна была начаться в 12 часов. Однако прибыть к главной площади вовремя и уж тем более раньше не удалось, хотя порыв такой был. С вечера 30 января в Орле начался сильный снегопад, который не прекратился ни утром, ни днем. Вызвать такси было довольно проблематично, да и быстро доехать тоже не получилось – город, как будто специально никто не убирал (нечищеные дороги, по которым трудно пробираться, и ни одной единицы техники на всем пути следования).
- Вы за Навального топить? – спросил меня таксист, увидев адрес назначения.
- Я журналист, - коротко ответила я.
- Я тоже хотел выйти. И поверьте, большинство людей выходят не столько за Навального, люди просто устали от того, в каких условиях живут, от того беззакония, что творится в стране. Хватит ставить у власти олигархов, нужны люди из народа, - обозначил свою позицию таксист.
Подобное я слышала не раз и среди протестующих. Но к этому мы еще вернемся.
Снега на площади прибавилось не только благодаря погодным условиям. Накануне координатор «Открытой России» в Орловской области Сергей Носов опубликовал пост, в котором рассказывается, что на площадь Ленина завезли снег. Мэр Орла Юрий Парахин объяснил это явление тем, что снег понадобился для восстановления разрушенных снежных фигур во время акции 23 января. И заметил, что хотел бы посмотреть в глаза «разрушителям». Саму акцию мэр назвал «бардаком». При этом активисты не только предложили мэру встретиться с ними на площади, но и подметили, что «было бы хорошо создать условия для мирных протестующих».
Но ни условий, ни мэра в центре города 31 января не наблюдалось. Зато были замечены несколько рядовых сотрудников городской администрации, снимающих протестующих на телефон, чем неоднократно вызывали вопросы собравшихся.
Впрочем, свезти горы снега на площадь было не единственным решением местных властей в преддверии акции. 29 января в прямой эфир в Инстаграмме вышел губернатор Орловской области Андрей Клычков, объявив, что 31 января в центре города перекроют доступы к Детскому и Городскому парку, а также закроют кафе и магазины по улице Ленина и всех прилегающих улицах, не будет работать и каток.
И действительно, 31 января каток не работал, музыка с площади не доносилась (хотя это не помешало протестующим прихватить с собой колонки с заготовленным репертуаром, среди прочего играли «Перемен» Виктора Цоя и «Воины света» Ляписа Трубецкого), да и сама площадь была огорожена, не работали и большинство заведений и магазинов на главной пешеходной улице (судя по тому, как протестующие массово грелись кофе из близлежащей кофейни, что-то да работало, как позже рассказал один из парней, были открыты для посетителей одно кафе и два магазина крупной торговой сети). Но повезло не всем. Один тучный мужчина пытался зайти внутрь гостиницы «Салют» погреться, но уже через минуту с той стороны донеслось: «Как нельзя? Что и в туалет нельзя? Безобразие!».
Кроме того, к полудню в центре города патрулировали полиция, Росгвардия, ОМОН и даже военная инспекция, были пригнаны несколько автозаков и полицейских машин. Даже наняли машину «Ростелекома», которая дежурила неподалеку от столпотворения и через колонки включалась запись, напоминающая жителям, что их акция несогласованна.
И так как на главной площади из-за обилия снега собраться оказалось невозможным, орловцы выбрали другую локацию для протеста – на пятачке перед гостиницей «Салют» к полудню собралось около сотни человек, но уже через полчаса народу прибавилось. Всего на акцию вышли по разным подсчетам от 200 до 300 человек.
По прошествии сорока минут люди продолжали мирно стоять, никто не доставал плакаты, не выкрикивал лозунги.
- Давайте, что ли споем, - предложил один бодрый пенсионер. Правда, его никто в этом не поддержал.
И вот уже ближе к часу дня один из протестующих развернул флаг России, кто-то выкрикнул «Свободу!», и как по цепочки пронеслась волна лозунгов. Это стало сигналом для той самой машины с колонками, что пора включать запись. Диктор напоминал орловцам о недопущении нарушения закона, а орловцы в ответ лишь неустанно скандировали: «Свободу!».
В течение еще получаса люди периодически выкрикивали лозунги: «Один за всех и все за одного!», «Россия будет свободной!» и другие, кто-то даже пытался завести хоровод под выкрики «Свободу!».
В половине второго жители решили сменить локацию, ринувшись вдоль улицы Ленина. В отличие от акции 23 января люди старались идти в полной тишине под знаменитую песню Цоя, которой кто-то еще пытался подпевать. И если бы не редкие возгласы зазывал, которые периодически поддерживала толпа (а иногда и не поддерживала, в ответ получая: «народ, ну вы чего?») и не развивающийся над ней единственный флаг России, а также не сопровождение полиции, было бы трудно сказать, что люди протестуют. Такое явление было, по меньшей мере, удивительным. Но и оно имело свое объяснение.
«Я думаю, что в какой-то мере сыграла и пропаганда, и психологическое давление, когда пугали погромами, беспорядками и так далее. Сегодня количество случайных людей уменьшилось. Плюс нельзя проводить акции столь часто. Ходить каждую неделю на митинг смогут только самые убежденные и самые мотивированные», - объяснил этот феномен правозащитник Дмитрий Краюхин, а в конце добавил, качнув головой в сторону огромных КАМАЗов Росгвардии: «И к тому же, в прошлый раз такой красоты не было».
Люди не провоцировали полицию на задержания, а продолжали мирное шествие. Никто из пришедших на акцию даже не поддались соблазну нарушить правила дорожного движения. Там где орловцы ежедневно перебегают дорогу от подножия Ленинского моста к скверу Ермолова, не было замечено ни одного человека – все цивилизованно отправились переходить дорогу по пешеходному переходу.
Постояв еще 20 минут в сквере Ермолова, скандируя уже известные лозунги, и даже танцуя под «Аквадискотеку», протестующие отправились дальше – в сторону Красного моста и сквера Танкистов. По-прежнему в тишине, иногда выкрикивая «Свободу» проезжающим и сигналящим мимо автомобилям.
В конечной точке шествия, в сквере Танкистов, появились новые лозунги. Здесь уже к «Свободе!» прибавилоси и «Долой царя!», а также был развернут первый плакат, который гласил: «Бойтесь царя-гульфика!».
- Я не боюсь, и вы не бойтесь! – выкрикнула державшая плакат девушка.
Затем плакат перехватил стоявший рядом парень, и поднял его еще выше. Это едва не обернулось первым задержанием за три часа акции. Однако конфликт удалось урегулировать: толпа окружила сотрудников полиции, требуя прекратить задержание, и тем под напором пришлось отступить. Крики «Позор!» сменились на возгласы: «Полиция с народом!». А к толпе вышел один из сотрудников правоохранительных органов в штатском.
- Лучше б на санках или на ватрушках пошли кататься, - обратился он с добродушной улыбкой к собравшимся.
- Да какие санки, когда в стране беспредел творится? – возмутился парень в черном и с густой бородой из толпы.
А на фоне из колонок по-прежнему доносились призывы к соблюдению закона и использованию цивилизованных мер для высказывания своего мнения. Но ни после инцидента, ни до него, в большинстве своем никто из собравшихся и не был настроен на провокации. Многие уже к этому моменту стали расходиться, а самые стойкие остались в сквере просто общаться на политические темы: ребята объяснили феномен «тихого шествия», вспомнили Белоруссию и «90-е».
- Здесь вопрос не в том, что кто-то боится или не боится. Просто если будешь провоцировать, то и у полиции не будет повода поддерживать людей. Конфликт будет обостряться. Дело не в страхе, просто нужно поступать разумно. А полиция, рано или поздно, просто поймет и будет поддерживать народ. И я надеюсь, что это будет так, - объяснил формат сегодняшней акции парень в черной курке, темной толстовке с капюшоном и ярко-красной арафатке, повязанной вокруг шеи.
- Как только это случится в первом регионе, эту цепную реакцию будет не остановить, - поддержал его парень с густой бородой из толпы, вспомнив «90-е». - Когда произойдут серьезные перемены на верхах, в этот момент нам главное не проспать, потому что начнут именно с силовиков: поставят отбитых ребят, начнутся провокации и полная неразбериха, чтобы озлобить людей против полиции. И тогда уже ни нас никто не сможет защитить, ни их. И тогда «90-ые» версия 2.0 вернутся не с той силой, что были, и сказкой покажется то, что было тогда. Этим воспользуются.
- Сегодня, если не все, но кто-то выходит за Навального. Мы каждый по отдельности – никто, нас всех могут просто брать и сажать…, - продолжил первый выступающий.
- Я выхожу за будущее! – перебила его девушка в маске и очках.
- Да, неважно. Главное, просто выходить и не молчать. Не надо никого провоцировать, не надо даже эти плакаты поднимать. Главное, чтобы люди другие нас видели – из окон домов, из проезжающих машин, что едут и сигналят нам, что кто-то выходит, кто-то недоволен. Нельзя же, чтобы все жили хорошо и вот взяли и вышли на улицы. Такого не бывает! Это накапливается! Конечно, не надо на полицейских бросаться, главное – просто выйти и показать, что мы есть.
- Уже даже котов не осталось, которые родились не при Путине! – сказал кто-то из толпы.
- Бедные коты…, - засмеялись собравшиеся.
- 20 лет у власти, а у нас все хуже и хуже каждый день… - констатировал один из протестующих.
- Задумайтесь, что происходит в Белоруссии! Тот же Лукашенко. Куда ему бежать? Он там держится только за полицейскую власть. И у нас тоже самое происходит! – продолжал высказывать свою позицию парень с красной арафаткой. - Сейчас самое главное, чтобы народ дожил до сентября с этим настроением, и когда будут выборы в Госдуму, всем прийти, проголосовать и не допустить единства «Единой России».
Кто-то молча его поддерживал, кто-то соглашался вслух. Но уже на этой ноте протестующие начали расходиться. По крайней мере, стало понятно, чего на самом деле хочет народ и по какому пути он выбирает идти. И в этот раз обошлось без задержаний.
Елена Торубарова