Что дал нам месяц тотальной «дистанционки»?

icon 24/04/2020
icon 08:11

©

Цифровизация общества была заявлена в планах нового российского правительства еще задолго до коронавируса, самоизоляция же ускорила внедрение этих планов многократно. Вот один из пунктов плана: Цифровизация школ. Половина занятий в классах будут проводиться с использованием цифровых технологий. Две трети домашних заданий будет выполняться учащимися в цифровом виде с автоматической проверкой.

Больше месяца процесс обучения в школах и вузах осуществляется дистанционно. Сплошь и рядом в сети встречаются подобия следующей цитаты, встреченной нами на просторах соцсети ВКонтакте:

«Я допустим вот не математик и не англичанин ну вот ни разу, как я могу объяснить ребенку то, чего сама не понимаю? И большинство такие и это нормально. Грубо говоря работая в узкой специальности навряд ли ты будешь помнить весь школьный курс.»

«Тем более незаконна подмена этим суррогатом очного обучения. К тому же все это имеет рекомендательный характер.

Поэтому совершенно шизофренично выглядит осатанелое рвение части учителей в «освоении» ДО.

Неужели им непонятно, что оптимизаторы прощупывают почву для внедрения этой имитации наравне (если не взамен) с классическим образованием?

И что это чревато диким падением качества обучения, а в перспективе - массовыми сокращениями их, «лишних» учителей.»

Имеют ли под собой реальные основания такие умозаключения и опасения?

Сегодня мы публикуем еще один отзыв о системе дистанционного обучения.

Федорова Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финансового университета при Правительстве РФ:

«Преподавателям и сотрудникам Финансового университета, имеющим детей- школьников, совершенно очевидно, что дистанционное обучение должно остаться лишь крайней мерой в условиях пандемии и не более того. Ученику нужен Учитель. Тем более младшему школьнику. Школьникам всех возрастов и студентам необходим опыт взаимодействия в коллективе ровесников. Передать социальные связи невозможно в дистанционном формате, а значит невозможно сформировать уверенность в себе, дружеские сети и создать здоровый соревновательный стресс во многом предопределяющий успех в жизни.

Другое дело, есть ли в образовательных организациях возможности для как можно более безболезненного преодоления этого трудного отрезка времени? Есть ли хоть какой-то положительный опыт спустя месяц тотальной «дистанционки»?

Финансовый университет при Правительстве РФ использует образовательные платформы и программы, предоставляющие широчайшие возможности для качественного дистанционного обучения в формате он-лайн: Skype для бизнеса – коммуникационная программа-клиент, позволяющая студентам и преподавателям общаться друг с другом в реальном времени, используя мгновенные сообщения, видео- и голосовую связь, общий доступ к рабочему столу, конференции, передачу файлов, Microsoft Teams — корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения, Система дистанционного обучения Mirapolis LMS и др.

Каждый день занятий в новой реальности все больше и больше погружает учебный процесс в новый непривычный формат усвоения материала, заставляя преподавателя искать новые формы его подачи. В начале этой трансформации без визуального контакта было непонятно – есть ли вообще восприятие той логики, которую выстраивает доцент, чтобы донести знания в учете, анализе и аудите, оперируя ссылками на бухгалтерские проводки, методы калькуляции и методику аудиторской проверки и контроля. Как оказалось на практике, лекционного материала уходит больше, а слайды «пролистываются» почему-то с космической скоростью. Подготовка к трем парам занятий стала занимать в рабочем графике преподавателя не менее 6-7 часов чистого времени при наличии немалого педагогического стажа. И если в начале выхода на орбиту дистанционного обучения были вопросы к методике контроля усвоения знаний, то через несколько дней обнаружились первые положительные качества:

  1. Материал воспринимается! Есть обратная связь, можно проводить опрос, получать даже развернутые ответы, появился азарт «здоровой конкуренции», которая воплощается в ответах в чате с молниеносной скоростью.

  2. Эффективно используется время практического занятия: за 90 минут студенты успевают работать с нормативными материалами, справочными системами, самостоятельно «один на один со своим ноутбуком» решать задачи по поиску «точки безубыточности» в управленческом учете и даже строить графики маржинального дохода, а при желании, разработать план и написать программу аудиторской проверки. Такой творческий подход к решению задачи уникален, у каждого свой – без списывания, лишних обсуждений – разговоров и шаблонного аудиторного решения.

  3. Увеличилась роль самостоятельной работы студента. Это положительный момент. При наличии «опытного капитана – наставника», который умело расставит фонари в космической бездне, каждый член экипажа успешно справляется со своей задачей, умеет распределить свое учебное время на выполнение домашнего задания (индивидуально выполняются и присылаются преподавателю).

  4. Текущий контроль реализуется путем тестирования, а ответы в течение обозначенного времени присылаются в чат. При этом у преподавателя еще остается время на разбор и объяснение допущенных ошибок.

Таким образом, разные формы подачи и контроля материала держат студенческую аудиторию в тонусе, не дают возможности отвлечься на утренний кофе, просмотр новостей в социальных сетях и исключают совместную переписку в смартфонах и айфонах (чем частенько грешат будущие экономисты и менеджеры в аудитории).

Среди недостатков:

1. Самый большой недостаток дистанционного обучения – снижение воспитательной функции, отеческого и материнского контроля за нашими подопечными. Профессиональные знания они освоят на практике, в бизнесе, а вот стать хорошим человеком с отзывчивой душой им поможет собственный пример опытных наставников в лице преподавателей и руководителей нашего университета!

2. Невозможно дистанционно передать принадлежность к научной школе. Учеба – это не просто передача какого-либо объема информации от одного к другому. Это передача личностного знания, неформализуемого компонента, который лежит в основе научной традиции. Вы можете дистанционно передать знание «что», но знание «как», можно передать только разделив часть жизни, съев не один пуд соли совместно со своим учеником.

3. Большое время работы за компьютером неизбежно скажется на остроте зрения студентов, школьников и преподавателей. А может мы теперь не сможем жить без гаджетов?!

Очень надеюсь, что за время изоляции снизится безумная тяга к гаджетам! Хочется всем пожелать КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ и ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ не в виртуальном, а в реальном мире аудиторных занятий!».