«Гораздо легче в условиях ДО халтурить и все свои просчеты списать на вирус», или несколько мыслей о дистанционном обучении

icon 17/04/2020
icon 09:00
«Гораздо легче в условиях ДО халтурить и все свои просчеты списать на вирус», или несколько мыслей о дистанционном обучении

Резкий переход всей системы образования на рельсы дистанционного обучения расколол общество. Страсти в школах порой накаляются немыслимо, сдают нервы у детей, родителей и, конечно, учителей. А что вузы? В этой статье мы приводим мнение преподавателей университета, который приложил максимум усилий и смог сохранить учебный процесс на должном уровне.

Елена Сергеевна Филонова, заведующий кафедрой «Математика, информатика и общегуманитарные дисциплины» Орловского филиала Финансового университета при Правительстве РФ:

– Учебная работа в дистанционной форме – вынужденная мера. И мы все это понимаем, а именно, все, кто стоит по обе стороны этого процесса – и преподаватели, и студенты.

Вот взгляд преподавателя на такую форму учебной работы. Большой плюс дистанционного формата обучения в том, что ответственные преподаватели остаются таковыми в любых условиях. При организации дистанционной работы такие педагоги нашли новые технологии, формы и методы передачи знаний студентам. Это значит, что они усовершенствовали свои методические, педагогические навыки, да и проявили себя, как настоящие психологи, помогая студентам преодолеть сложности, возникшие при переходе в новый формат обучения.

С дидактической точки зрения применение дистанционных образовательных технологий дает все необходимые возможности для качественной передачи знаний: позволяет читать лекцию с применением импровизированной доски и проекционной техники, использовать интерактивные методы обучения (элементы дискуссии, беседы и др.), позволяет подключить на занятии сразу несколько программных продуктов одновременно.

Очевидным минусом такого обучения является невозможность качественно проконтролировать процесс усвоения материала обучающимися, т.к. любые формы контроля при дистанционном обучении предполагают возможность студентов «на другом конце провода» использовать дополнительные средства информации.

Слушая мнения студентов по поводу дистанционного обучения, следует сказать, что они высказываются о большой необходимости личных встреч с преподавателем в процессе обучения. Особенно это касается дисциплин математического блока, эконометрики, анализа данных.

Подводя итог, можно сказать, что из всех возникающих в нашей жизни ситуаций человек должен извлекать новый опыт общения, познания и развития собственной личности и окружающих его людей. Гораздо легче в условиях ДО халтурить и все свои просчеты списать на вирус. А вот удержать качество обучения на достойном уровне даже в условиях самоизоляции – это, во-первых, большой труд, а, во-вторых, дело чести каждого уважающего себя преподавателя.

Лидия Викторовна Мазур, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финансового университета при Правительстве РФ:

– COVID19 внес свои корректировки во все сферы жизнедеятельности, образование не является исключением.

Вопрос только в объеме вмешательства и способах его устранения. Если для ряда предприятий это критическое, толкающее к банкротству, большим долгам, невозможности выполнения своих финансовых обязательств, то для образования, оно сглажено, возможностью использования дистанционных технологий. В Орловском филиале занятия в дистанционном формате проводятся с помощью коммуникационной программы Skype for business, т.е. сохранен непосредственный процесс общения преподавателя со студентами. Более того, наиболее активные студенты могут принимать участие даже в коллоквиумах. Мой опыт говорит о том, что существенным недостатком являются проблемы с интернетом, которые, к сожалению, периодически возникают, а также отсутствие контроля со стороны преподавателя за деятельностью студентов в процессе проведения занятий.

Несомненным плюсом является объем информации, который преподаватель дает студентам во время лекционных занятий (увеличился практически в 2 раза). Однако, обратной стороной этого является то, что непонятно, насколько внимательно тебя слушают на обратном конце, чем при этом заняты студенты (слушают музыку, общаются с друзьями, спят, смотрят ролики и т.д.). Конечно, периодически можно проводить опрос, чтобы активизировать познавательную деятельность студентов, но это не решает вопрос с постоянным контролем, который возможен в аудитории.

При наличии презентации с решенными задачами студенты молниеносно решают задачи любой сложности (на что в аудитории обычно уходит достаточное количество времени).

Посещаемость студентов 100 %, однако, возникает вопрос, чем при этом они заняты?

Отсутствует возможность работы в ряде профессиональных программ со студентами, что также не в лучшую сторону влияет на качество их образования.

В целом можно сказать, что качество образования в таком формате ухудшается, причем это отмечают и сами студенты, которые постоянно изъявляют желание оказаться в аудитории вместе с преподавателем для более детальной работы на практических занятиях.

Наталья Вячеславовна Артемова, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финансового университета при Правительстве РФ:

Когда наш вуз перешёл на дистанционное обучение, для меня это показалось странно и не понятно. Ну, как это, сидеть и разговаривать с монитором? Сложности есть: интернет перегружен и готовиться к занятиям приходится дольше, чем обычно. Но есть огромный плюс: мы перестали спешить. Включила компьютер, закрыла дверь в комнату- все, ты на работе. Не надо собираться в спешке с мыслью "ещё 5 минут и застрянешь в пробке на 15". Мы стали больше успевать, работа стала продуктивнее. Можно принять удобную позу и вести занятия, наслаждаясь общением со студентами.

Однако, я уверена, каждый преподаватель представляет тот день, когда мы все снова встретимся со студентами офлайн и будем вспоминать дистанционное обучение как прекрасный опыт, который нас многому научил.