Краудфандинг является довольно новой формой инвестирования в нашей стране, которая представляет собой сбор средств на финансирование стартапов или идей с помощью добровольных взносов. В глобальном масштабе индустрия краудфандинга пока не значительна по своим объемам, но она стремительно растет. В некоторых странах она становится важным источником финансирования определенных сегментов рынка.

Доля кредитов, предоставленных с помощью краудлендинговых платформ, увеличивается. В отдельных сегментах рынка ряда стран (например, кредитование малых предприятий или потребительское кредитование) эти платформы становятся реальной альтернативой банковскому кредитованию, и их значение растет. Например, в 2016 году объем кредитования предприятий через краудфандинговые платформы в Великобритании составил около 15% от общего объема всех новых кредитов, выданных малым предприятиям банками (при этом в 2012 году он составлял менее 1%).

Поскольку Россия входит в пятерку мировых лидеров по цифровизации финансового сектора, у нее есть все технологические возможности для развития краудфандинга. Если работа по формированию общей благоприятной среды для краудфандинга проводится в рамках национального проекта «Цифровая экономика», то для обеспечения отраслевого регулирования в августе 2019 года был принят Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон о краудфандинге, который вступил в силу 1 января 2020 года).

Закон определяет основы деятельности краудфандинговых платформ в России. Банк России будет вести реестр операторов инвестиционных платформ и контролировать соблюдение ими требований законодательства. Осуществлять деятельность на рынке в качестве операторов краудфандинговых платформ могут только те лица, которые включены в реестр Банка России. Новый закон устанавливает ряд требований к операторам инвестиционных платформ:

-минимальный капитал (должен составлять не менее 5 миллионов рублей);

- максимальный объем инвестиций со стороны неквалифицированного инвестора: как правило, физическое лицо может инвестировать в течение одного календарного года с использованием одной или нескольких инвестиционных платформ не более 600 тыс.руб.;

-ограничения на привлечение инвестиций: в течение одного календарного года одно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может привлечь с использованием инвестиционных платформ средства на сумму, не превышающую значения, при котором составление и регистрация проспекта ценных бумаг не являются обязательными (в настоящее время эта сумма составляет 1 млрд. руб.);

- для осуществления операций и обособления инвестиционных средств вводится механизм номинальных счетов.

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, профессор Людмила Проняева, основные положения российского закона о краудфандинге соответствуют международным тенденциям в области регулирования и призваны обеспечить баланс между рисками инвесторов и дальнейшим ростом этого сектора. Установление требований к минимальному размеру капитала будет обеспечивать финансовую состоятельность платформ в период финансовых потрясений и согласовывает стимулы кредиторов и акционеров платформ. В большинстве стран платформы должны либо иметь установленный законом фиксированный минимум собственных средств (примерно 50 тысяч евро), либо страховать свою профессиональную ответственность (во Франции). Единственной страной, где требование к минимальному размеру капитала выражено в процентах от объема предоставленных кредитов, является Великобритания. Принятие закона о краудфайдинге позволяет надеяться, что данный способ инвестирования в стране станет популярнее, и средства инвесторов будут направлены на действительно достойные проекты.