«Все решают кадры, они будут, и будет легче»: Главврач онкодиспансера Александр Удодов о ситуации с онкопатологией в Орловской области
©
Один из самых страшных диагнозов, который может услышать человек в своей жизни – это рак. Специалисты утверждают, что рак, выявленный на первой стадии, излечим почти в 100% случаев. В нашей стране злокачественные опухоли нередко выявляются слишком поздно – на третьей или четвертой стадии. На Орловщине в 2019 году от онкологии, по данным Росстата, скончались 1905 человек. О том, какие меры принимаются для улучшения ситуации в лечении больных раком в Орловской области, рассказал в интервью «Орловским новостям» главный врач Орловского онкологического диспансера Александр Удодов.
- Александр Васильевич, в начале немного статистики. Каков процент смертности среди больных в Орловской области, кому поставлен такой страшный диагноз? Растет ли количество онкобольных в регионе?
- Смертность от онкопатологии в Орловской области по сравнению с 2018 годом в 2019 году по данным статистики меньше на 3% и составляет 255 на 100 тысяч человек. По показателю онкологической заболеваемости в регионе наблюдается рост. Мы в последнее время входим пять-семь регионов России с высоким уровнем онкологической заболеваемости. Рост онкологических заболеваний наблюдается во всем мире, и чем выше уровень жизни в стране, там, как правило, показатель заболеваемости больше, это, прежде всего, вызвано демографическими причинами и развитием науки и медицины в целом, благодаря чему диагностика рака становится все более точной и эффективной. Заболеваемость раком растет в России и в мире в целом, потому что люди стали дольше жить. Чем дольше человек живет, тем больше он контактирует с канцерогенами: курит, обгорает на солнце, употребляет в пищу фаст-фуд, сахар, копченые и жареные продукты, имеет хронические инфекции или ожирение.
- Какие чаще заболевания встречаются у ваших пациентов? С чем это связано?
- Структура заболеваемости в Орловской области не отличается от структуры заболеваемости в Российской Федерации. Первые места в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями мужского населения занимают опухоли легкого и бронхов, предстательной железы, органов пищеварения. Рак молочной железы является ведущей онкологической патологией у женского населения.
- Какой на сегодняшний день средний возраст больных в Орловской области?
- Если взять всю заболеваемость, то где-то 73-74% приходится на пациентов возраста старше 60 лет. Максимальное число заболеваний (40%) приходится на возрастную группу 65-69 лет. В основном онкологией болеют пожилые люди. Население планеты растет и одновременно стареет. Чем старше человек, тем больше вероятность заболеть раком. Наука дает врачам все больше методов распознавания рака во всех его проявлениях.
- Какими видами лечения сегодня обладает Орловский онкологический диспансер?
- В онкодиспансере развернуто 200 коек круглосуточного пребывания, которые функционируют на базе четырех хирургических отделений, отделения химотерапевтического лечения и радиотерапевтического отделения. Примерно в год на этих койках пролечивается около 6,0 тысяч человек, выполняется чуть меньше трех тысяч оперативных пособий различного объема. Около 800 человек проходят лечение в радиотерапевтическом отделении и около трех тысяч человек проходят лечение в круглосуточном химиотерапевтическом отделении.
В 2011 году онкодиспансер был включен в федеральную программу «Онкология». Благодаря этой программе произошло укомплектование оборудованием, которое позволяет ставить диагноз на ранней стадии и проводить современное лечение. В 2012 году было организовано отделение радионуклидной диагностики, которого раньше ни в онкодиспансере, ни в Орловской области не было. В том же году закупили две цифровые маммографические установки. Одна из которых позволяет проводить нашим врачам-рентгенологам биопсию молочной железы для своевременной постановки диагноза рака молочной железы. Спустя два года закупили передвижной маммографический комплекс, который весной, летом и осенью работает по районам области, с целью проведения обследования женского населения. Также с 2012 года функционирует дневной стационар на базе поликлиники и на базе отделений круглосуточного стационара.Основное его направление - проведение химиотерапевтического лечения амбулаторным пациентам и проведение оперативных пособий, которые можно сделать в амбулаторных условиях, не госпитализируя пациента в круглосуточный стационар. В течение года на этих койках лечатся более 8000 человек и это большой объем.
В 2013 году в рамках модернизации здравоохранения удалось капитально отремонтировать за счет средств из федерального центра лечебный корпус и патологоанатомическое отделение. В патологоанатомическом отделении работает новый иммуногистохимический комплекс, благодаря этим исследованиям онкологическим больным назначается современное химиотерапевтическое лечение.
С 2019 года в России стартовал Федеральный национальный проект по развитию здравоохранения. Федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями занимает особое в место в борьбе против рака. Он направлен на повышение качества диагностики, лечения и доступности онкологической помощи. В проекте есть онкологическая программа. Благодаря этой программе, начался процесс укомплектования онкодиспансера – переоснащение старого, покупка нового оборудования. Сейчас функционируют новые видеоэндоскопические комплексы, полуторотесловый МРТ-аппарат, сканирующий микроскоп, позволяющие дистанционно провести консультативную диагностику с участием специалистов федеральных центров.
- Какие еще факторы двигают ситуацию в положительную сторону?
- Современное оборудование позволяет выявить онкопатологию на ранней стадии и проводить радикальное лечение. В течение двух последних лет Орловская область закупает современные передвижные комплексы. В 2019 году число выявленных опухолей молочных желез выросло в полтора раза. Это значительный рост. И произошло это благодаря тому, что начали работать цифровые маммографические установки, которые позволяют выявлять заболевание на ранних стадиях и как следствие, в 2019 году опухоли молочных желез на ранних стадиях выявлены в 72% случаях, а в 2018г. в 64%.
Отдельной строкой в федеральном проекте по борьбе с онкологическими заболеваниями выделена модернизация первичного звена медицинской помощи. Ведь для того чтобы поставить диагноз, нужны специалисты первичного звена, они должны заподозрить, провести хотя бы минимальное обследование и направить на лечение к онкологу. Онколог не выявляет болезнь у пациента, он пациента лечит. Если в этом году начнется процесс укомплектования первичного звена оборудованием, это даст значительный толчок к выявлению у пациентов заболеваний на ранних стадиях. Не зря же правительство РФ уделяет пристальное внимание диспансеризации населения.
- Давайте о ней и поговорим. Играют ли какую-то роль в выявлении онкозаболеваний медкомиссии, диспансеризация, которые проходят жители?
- Если человек не обращался в поликлинику, тогда кто у него заподозрит или выявит какое-либо заболевание? Надо пациента заинтересовать, чтобы любое заболевание выявлялось на ранних стадиях, в том числе и онкология. К примеру, маммографические исследования. С прошлого года ввели строгие рекомендации, чтобы каждый житель раз в три года проходил диспансеризацию.
Если население Орловской области один раз в 3 года будет проходить обследование, то и выявляемость будет значительно больше, а у нас ведь есть люди, которые могут и 10 лет не ходить в поликлинику.
- Есть случаи, когда люди до последнего не знают, что у них рак?
- Это происходит в том случае как раз, когда люди годами не посещают врачей. И, к сожалению, таких в Орловской области много. У нас онкологические заболевания выявляются в запущенной стадии в 25% случаев. И эта цифра значительно выше общероссийского показателя.
- Один из кошмаров онкобольных людей, у которых наступила ремиссия, это возвращение болезни. Часто ли случаются рецидивы?
- Такой уточненной статистики нет. Я хочу точно сказать, что лечение онкологических заболеваний определены в стандартах и клинических протоколах диагностики и лечения злокачественных новообразований, которые разработаны ведущими специалистами Ассоциации онкологов России и утверждены Минздравом. В этих стандартах и рекомендациях определен порядок этапов диагностики и лечения в соответствии со стадией выявленного онкологического заболевания. Все онкологии РФ очень четко следуют этим рекомендациям.
- В некоторых странах Европы, да и не только, прогресс в снижении смертности произошел после введения скрининговых программ, когда определенные группы населения поголовно проверяли на онкологию. Готова ли система здравоохранения Орловской области к внедрению такой системы?
- Есть скрининговые программы, эффективность которых доказана, а есть такие, которые проходили апробацию, но было доказано, что они неэффективны. К примеру, взять нашу диспансеризацию. В нее включены определенные скрининговые программы, просто мы их не замечаем. Каждая женщина должна пройти осмотр гинеколога, со взятием цитологического материала. Это тоже скрининговая программа, направленная на ранее выявление онкопатологии. И если что-то не так, то надо пройти дополнительное обследование. Надо об этих программах более шире рассказывать, говорить о том, что они есть и если их регулярно проходить, то можно выявить рак на ранних стадиях, а если не проходить обследование, то информировать население к чему это может привести.
- Какова доля ранней выявляемости онкозаболеваний на Орловщине?
- По цифрам прошлого года ранее выявление онкологических заболеваний проводится 54-55% случаях. Это плюс 1,5% к предыдущим годам.
- Сколько сегодня заложено средств на одного онкобольного в системе ОМС? Ведь ясно, что есть разные виды онкозаболеваний, на которые требуются разные суммы. Хватает ли денег на лечение больных раковыми заболеваниями вашему диспансеру?
- Ежегодно утверждается программа госгарантий. В прошлом году средняя стоимость лечения в круглосуточном стационаре диспансера должна была быть не менее 76 тысяч рублей. Эту цифру по итогам прошлого года выполнили. Точно также и рассчитывается цифра для лечения в дневном стационаре, посещение поликлиники. Онкодиспансер обеспечивает за счет средств ОМС лечение пациентов в круглосуточном и дневном стационаре. Назначение необходимых препаратов пациентам проводится в полном объеме.
- Насколько реальны разговоры об импортозамещении в онкологических препаратах? Есть ли отечественные разработки, которые могут конкурировать с зарубежными аналогами?
- В России есть современное производство, которое выпускает большой перечень тех препаратов, которые раньше страна покупала только за рубежом. Мы отечественные препараты покупаем и применяем их в настоящее время. Закупка лекарственных средств проводится по 44-ФЗ аукционами или запросами котировок по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов. Поэтому сказать до торгов: кто победит, с каким торговым наименованием лекарственного препарата очень сложно. В настоящее время МЗ РФ по поручению Правительства РФ определяет перечень жизненноважных лекарственных препаратов для лечения онкопатологии. Данные лекарственные средства можно будет закупать по торговым наименованиям.
- В онкодиспансере установлено самое современное оборудование. Но даже самое первоклассное оборудование не может работать без специалистов. Хватает ли области хороших диагностов? Как в целом обеспечено учреждение кадрами?
- Жизнь не стоит на месте. Кто-то выходит на пенсию, молодые специалисты трудоустраиваются на работу. Идет смена кадров. В онкодиспансере примерно 40-45% специалистов это выпускники нашего Орловского медицинского института. Я считаю, что если бы его не было, то значительно хуже было бы с кадрами. Большие трудности вызывает обучение онкологов. Связано это с тем, что сейчас нет интернатуры. Теперь специалисты, которые из института выпускаются могут идти работать только участковыми врачами-терапевтами или врачами-педиатрами. Чтобы стать врачом-онкологом, надо пройти двухгодичную ординатуру. Ординатуры по онкологии в нашем медицинском вузе нет, специалисты едут проходить ординатуру в Курск, Воронеж, Москву, и мы не всегда дожидаемся их обратно. Желательно, чтобы был приток кадров, пусть и небольшой. Мы принимаем специалистов, к примеру, в прошлом году к нам пришло семь докторов – два рентгенолога, три врача-онколога, один врач-эндоскопист и один врач-методист. Но желательно, чтобы приходило не семь-восемь специалистов, тогда дефицит кадров ощущался бы меньше.
- Насколько быстро доходят до Орловской области передовые технологии в лечении рака?
- Все отделения онкологического диспансера оснащены современным оборудованием в соответствии с нормативом оснащения онкологического диспансера. Необходимого уровня оперативного пособия для регионального онкодиспансера, мы достигли. В год в диспансере выполняется не менее 200 случаев оказания высокотехнологической медпомощи. Пять-шесть лет назад мы высокотехнологическую медицинскую помощь вообще не оказывали. Приходят сейчас доктора, которые учатся, развиваются и начинают делать больший объем оперативных пособий и выполняют то, что делают в федеральных центрах.
- Есть ли на Орловщине паллиативная служба? Какова нужда в хосписах на сегодняшний день?
- Паллиативное отделение должно быть в онкодиспансере, но в связи с отсутствием площадей это отделение так и не было развернуто у нас. Поэтому департамент здравоохранения Орловской области паллиативное отделение открыл в Плещеевской ЦРБ. Что касается хосписов, скажу так: если откроется хоспис на 15 -20 коек, и он будет полностью загружен, то надо думать, где открывать еще.
- Впускают ли к тяжелобольным пациентам родных и близких?
- В основном этот вопрос поднимается, когда пациент лежит в реанимации. И это вопрос спорный. Надо понимать, что в реанимации находится не одна койка, а, к примеру, шесть. Если в палату, в которой находятся несколько пациентов, впустить родственников, то другие больные могут быть не согласны. Допуск родственников в реанимационное отделение возможен при согласии всех пациентов.
- Налажено ли взаимодействие со специалистами московских онкоцентров? Часто ли направляете пациентов на лечение за пределами Орловского края?
- На лечение направляем тех пациентов, которым надо делать те оперативные пособия, которые в нашем диспансере не выполняются. В течение последнего года на постоянной основе проводятся видеоконференции с участием главного онколога МЗ РФ по современным методам и способам лечения. Благодаря информатизации здравоохранения, теперь пациент не ездит в федеральный центр, а мы посылаем выписки на консультацию, к примеру, для корректировки плана лечения. И оперативно получаем рекомендации федерального центра. Также периодически онкологи из федерального центра приезжают в онкодиспансер для проведения конференции и проведения консультаций.
- Стоит ли ждать строительства новых объектов?
- С нетерпением ожидаем, когда будет разработана проектно-сметная документация на строительство нового хирургического корпуса. В ближайшее время, насколько мне известно, должны пройти торги на ее разработку. Построить корпус должны на территории диспансера. По плану в нем должны быть современный операционный блок, реанимация и хотя бы два отделения.
- Александр Васильевич, а каким-то образом последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС сказались на здоровье жителей региона?
- Определенно можно сказать, что после катастрофы на Чернобыльской АЭС в Брянской, Орловской, Тульской областях был всплеск увеличения онкозаболеваний щитовидной железы. Сейчас цифры заболеваемости на уровне Российской Федерации.
- Не раз в социальных сетях, в СМИ появлялась информация об огромных очередях в онкодиспансере. Эта проблема существует? Как вы ее решаете?
- Проблема эта существует. В поликлинике с каждым годом число посещений возрастает. В медицинских учреждениях области имеется дефицит врачебных кадров. В том числе это относится и к онкологам. Врачи-онкологи есть только в Ливнах, в Плещеевской ЦРБ, в Орле: во второй и третьей поликлиниках. Соответственно весь наплыв пациентов идет в онкодиспансер. Если взять 2011 год то число посещений в поликлинику онкодиспансера было в районе 40 тысяч в год, то теперь от 65 до 70 тысяч.
Для решения этой проблемы мы вместо двух работающих окон регистратуры сделали три. Два дополнительных регистратора осуществляют предварительную запись на прием по телефону на определенный день. Ежедневно по телефону записывают от 70 до 100 человек. В связи с информатизацией, теперь специалисты первичного звена могут сами записывать пациента на прием в диспансер. Согласно норматива, врач-онколог в день должен принимать 20 человек, а реальная нагрузка составляет 30-35 человек. Тем не менее, все пациенты с вновь выявленной онкопатологией принимаются в день обращения. Доля первичных больных с новообразованиями составляет около 25%. Остальные больные направляются для консультации с целью исключения злокачественного новообразования. Велика доля больных, которые приходят на консультацию с другими не онкологическими заболеваниями, которые должны лечиться в общей лечебной сети. Если бы врачи-онкологи были в поликлиниках, то эти пациенты обследовались в поликлинике по месту жительства и у нас бы не было таких очередей.
- Вы упомянули об информатизации здравоохранения Орловской области. В вашем учреждении эта программа заработала? И что поменялось в работе онкодиспансере с ее внедрением?
- В онкодиспансере существовала и существует своя информационная программа, с которой мы работаем с 1997г. На этой программе размещен региональный раковый и госпитальный регистр только для онкодиспансера. Поэтому единая программа на всю область необходима. Новая информационная система позволит пациенту не возить от доктора к доктору все свои медицинские документы. Врач, зайдя в программу, может увидеть всю историю болезни больного.
- Существует ли в области проблемы с выдачей сильнодействующих обезболивающих больным?
- В настоящее время в Орловской области проблемы с обеспечением обезболивающими препаратами нет. Всю обезболивающею терапию назначают врачи первичного звена. Федеральным центром и регионом выделяются финансовые средства на приобретение обезболивающих препаратов. Лекарственные средства в достаточном количестве имеются в аптеке «Орелфармация».
- Александр Васильевич, как по вашему мнению, можно изменить ситуацию в регионе по снижению заболеваемости онкопатологиями?
- Все решают кадры, они будут, и будет легче. Будут люди приходить на диспансеризацию, будет больше выявляться патологии на ранних стадиях и как следствие, будет меньше смертность от онкозаболеваний. Пройдет модернизация первичного звена, появятся аппаратура и оборудование в первичном звене, значит легче будет жителям отдаленных населенных пунктов региона, да и жителям городов тоже.
Беседовала Марианна Альянова