Не пора ли затянуть пояса: расходы на содержание облсовета в 2018 году превысили 100 млн рублей
©
Обеспечение деятельности орловского областного совета народных депутатов в 2018 году обошлось региональному бюджету в 104,5 миллиона рублей, следует из ответа на запрос “Орловских новостей”. По сравнению с 2017 годом, расходы на содержание облсовета выросли на 1, 3 миллиона рублей. Стоит отметить, что облсовет - это не только депутаты, а целый аппарат со своими структурными подразделениями. В его состав входят 7 профильных управлений и 4 отдела. Руководит аппаратом Сергей Потёмкин - сын зампреда облсовета Сергея Потёмкина-старшего. Численность аппарата областного совета согласно штатному расписанию с учетом сокращения штата составляет 65 человек.
Если брать только депутатов, то зарплату из бюджета получают 13 человек, включая председателя Леонида Музалевского. Все они работают в облсовете на постоянной основе и не имеют права подрабатывать на стороне.
На что тратит облсовет
В 2018 году на содержание центрального аппарата облсовета было потрачено 102, 1 миллион рублей. Из них 61,9 миллионов - это заработная плата. 11,6 миллионов - иные выплаты, 19,6 миллионов - начисления на выплаты по оплате труда. На закупку товаров и услуг облсовет в 2018 году потратил 8,7 миллионов рублей. 191 тысяча рублей "ушла" на премии и гранты. Примечательно, что облсовет также берет на себя затраты на обеспечение членов Совета федерации и их помощников. В 2018 году по этой строке расходов потратили 2,4 миллиона рублей.
Самым высокооплачиваемым представителем облсовета является Леонид Музалевский. Голый ежемесячный оклад спикера регионального парламента 160 тысяч рублей. При этом его официальный доход, указанный в декларации, - 3,3 миллиона рублей в год. Это 275 тысяч рублей в месяц. Исходя из этого можно сделать вывод, что дополнительные 115 тысяч - это надбавки и премии. Первый заместитель председателя - Михаил Вдовин - получает “голыми” 110 тысяч рублей в месяц. Согласно декларации, его годичный доход составляет 2,1 миллиона рублей: 181,5 тысяч рублей в месяц.
Другие заместители спикера облсовета, а также председатели комитетов, обходятся бюджету чуть дешевле. Их ежемесячное содержание варьируется от 70 до 100 рублей. Всего таких депутатов шесть: Анатолий Крючков, Валерий Савин, Лариса Удалова, Геннадий Сафонов, Валентина Остроушко и Татьяна Ерохина.
На зарплате “сидят” и заместители председателей комитетов. Зампред по образованию Ирина Гоцакова, зампред по местному самоуправлению Андрей Куцын, зампред по здравоохранению Юлия Мальфанова, зампред по экономической политике Людмила Монина и второй зампред по здравоохранению Вячеслав Морозов получают за свою работу по 60 тысяч рублей ежемесячно. Большинство из них, за исключением Куцына и Морозова, члены “Единой России”.
Данные из декларации о доходах свидетельствуют о том, что и зампреды комитетов работают не на один только оклад. Например, депутаты Андрей Куцын и Юлия Мальфанова задекларировали ежемесячный доход в 100 и 113 тысяч рублей соответственно.
Политолог Дмитрий Нечаев считает, что 104,5 миллиона рублей, которые потратили на содержание облсовета в 2018, не такая уж и большая сумма: в ЦФО есть заксобрания, которые тратят больше.
- Вопрос не в том, сколько тратится, а какой эффект для развития региона даёт загсобрание. В ЦФО есть заксобрания, которые выстроили эффективное экономическое законодательство. Самый успешный в этом плане Липецкий облсовет. Судить надо, в первую очередь, по эффективности расходования бюджетных средств. Если депутаты и аппарат помогают развитию региона, то эти средства, которые идут на них, оправданы, - отметил эксперт.
Нечаев добавил, что сейчас из 17 заксобраний ЦФО - 12 не оправдывают вложения. Орловский облсовет в их числе. Однако, как отметил политолог, на общем фоне наш региональный парламент смотрится неплохо.
- Есть совершенно неработающие заксобрания и институты. Депутаты там - это приводной ремень областных администраций. Они ничего не делают ни в плане законопроектов, ни в плане работы депутатов по округу. Орловский облсовет в этом плане не самый плохой, - сказал Нечаев.
Коллега Нечаева - политолог Владимир Слатинов - считает, что 13 “постоянных” депутатов - это много. В областном парламенте достаточно до 10 избранников на зарплате.
Что же касается ежемесячных окладов, то они, по мнению Слатинова, не самые большие по сравнению с тем же Курском, Белгородом или Воронежем, где представители местных парламентов получают свыше 200 тысяч рублей.
Пенсионеры парламента
В феврале 2016 года по инициативе губернатора Вадима Потомского в региональный закон “О статусе депутата” были внесены изменения. Согласно нововведениям, пенсионные надбавки доступны только депутатам, работающим на постоянной основе, а также депутатам, ушедшим на пенсию в момент нахождения на должности. Пенсии из бюджета выплачиваются пожизненно.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты назначается в размере 75% среднемесячного денежного содержания депутата. Доплата полагается гражданам со стажем работы на должности не менее трех лет.
Повышение пенсионного возраста, которое вступило в силу с января 2019 года, коснулось и госслужащих. Женщины выходят на пенсию 63 года, мужчины - в 65 лет. При этом предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию. Например, возраст выхода на пенсию в 2020 году для женщин составляет 57 лет, для мужчин - 62 года. Затем пенсионный возраст увеличивается на один год ежегодно.
В настоящий момент семь депутатов из числа “постоянных” - пенсионеры. Это: заместитель спикера облсовета Лариса Удалова, председатели комитетов - Анатолий Крючков и Валерий Савин, зампред по экономической политике Людмила Монина, зампред по образованию Ирина Гоцакова и второй зампред по здравоохранению, коммунист Вячеслав Морозов. Депутатом-пенсионером является и председатель комитета по аграрной политике Татьяна Ерохина. При этом госпожа Ерохина ранее была лишена права на депутатскую пенсию, поскольку попала под изменения в законе “О статусе депутата”. Однако она, как и многие парламентарии прошлых созывов, восстановила дополнительные выплаты через суд в 2018 году.
Количество пенсионеров на должности - это обыденное явление в региональных заксобраниях, считает политолог Владимир Слатинов. По его мнению, геронтократия приводит к политической инерции.
- Смена поколений в региональных заксобраниях - это тягучий процесс. Омоложение конкретно орловского облсовета затягивается и потому, что большинство мест в региональном парламенте занимают члены “Единой России”. А “Единая Россия” - это сосредоточение местных элит. И сами себя они обновлять не хотят. Поэтому и возникает политическая инерция, которая приводит к тому, что в представительном органе, особенно в его руководстве, “окопались” люди достаточно немолодые, - отметил Слатинов.
Политолог также добавил, что ротация губернаторов привела к тому, что регионы возглавляют достаточно молодые люди. В их числе, и глава Орловщины Андрей Клычков. Региональная публичная политика в этом плане заметно отличается. Виден контраст между представительным органом, где преобладают “старики”, и молодежью исполнительной власти.
Ещё несколько человек из списка “постоянных” находятся в предпенсионном возрасте и имеют право уйти на заслуженный отпуск сразу по окончании депутатского срока.
Первый заместитель председателя облсовета Михаил Вдовин является военным пенсионером. Однако согласно федеральному законодательству он имеет право на
двойную пенсию. Вдовин может рассчитывать на дополнительную бюджетную поддержку по окончании созыва. Ещё один заместитель Музалевского - Геннадий Сафонов - также достигнет пенсионного возраста, находясь в статусе депутата.
Сам Леонид Музалевском по пенсионным меркам - человек молодой. В этом году ему исполнится 59 лет. Тоже самое можно сказать и о Валентине Остроушко. Она младше Музалевского на 5 лет.
Депутатская пенсия положена и "постоянным" заместителям председателей комитетов. В том числе и молодым зампредам Андрею Куцыну и Юлии Мальфановой. Выплаты начнутся после достижения пенсионного возраста. Сейчас депутатам по 30 лет.
"Бюджет останется тем же"
В 2016 году на второй сессии обновленного облсовета было принято решение об увеличении количества депутатов, работающих на постоянной основе. Тогда же увеличилось и число заместителей председателя. Вместо прежних трёх их стало семь. Как было сказано, структурные изменения нужны «в целях обеспечения единообразного подхода к формированию государственных должностей Орловской области с двойным наименованием и разграничения курируемых сфер деятельности». Спикер облсовета Леонид Музалевских тогда заявил, что это не приведет к дополнительным затратам со стороны регионального бюджета.
Однако начиная уже с первого года работы нового парламента затраты на его содержания выросли на 3 миллиона и составили 90 миллионов рублей. В 2017 цифра выросла до 103,2 миллиона рублей.
“Постоянные” депутаты имеют и ряд преимуществ по сравнению со своими “непрофессиональными” коллегами. Один раз в год им выплачивается компенсация стоимости санаторно-курортного лечения, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется на 48 рабочих дней. Кроме того, им предоставляется право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения за счет областного бюджета.
Что же касается остальных, то все народные избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены транспортным средством, возможностью повышения квалификацию за счёт бюджета, бесплатным проездом на любом виде общественного транспорта. Кроме того, парламентарии имеют так называемою “депутатскую неприкосновенность”, что дает им право на особый порядок производства по уголовным или административным делам.
Депутатам, которые совмещают облсовет с основной работой, ежемесячно выплачивают по 30 тысяч рублей в качестве компенсации затрат, связанных с депутатской деятельностью.
На февральской сессии облсовета народные избранники приняли решение сократить штат аппарата облсовета. Предполагается избавится от трёх консультантов и одного менеджера. Сокращение позволит снизить расходы на содержание на 1, 4 миллиона рублей.
Однако эти несущественные изменения, - скорее, для вида, - от руководства областного парламента постепенно начинают возмущать и самих депутатов. Некоторые народные избранники начинают понимать, что затраты несоизмеримы хотя бы даже территориальным масштабам региона. Депутаты Виталий и Игорь Рыбаковы уже публично высказываются о том, что пояса необходимо затягивать - не то время, и не те экономические реалии, чтобы плодить замов и тратить на них уйму денег налогоплательщиков, большинству из которых такие зарплаты и не снились.
«Зачем Музалевскому столько замов? Непонятно! Если анализировать работу облсовета за время правления секретаря орловского реготделения партии «Единая Россия» Леонида Семёновича Музалевского, то за восемь лет, прошедших с момента его избрания, ничего кардинально и в лучшую сторону не изменилось. Наоборот — раздулся аппарат, – Замов стало аж семь! Четыре освобождённых — смотрим декларации и видим более десяти миллионов рублей только по фонду оплаты труда! Что они целыми днями делают на работе? Какие такие законы пишут, чтобы жизнь жителей Орловской области стала лучше? Ответ: положительных подвижек не наблюдается. Что целыми днями в облсовете делают «освобождённые» председатели и «освобождённые» заместители председателей комитетов? Кабинеты этих людей зачастую закрыты на замок, лично я в этом убеждался не раз (и не только я)», - говорит Виталий Рыбаков.
Кстати, на упомянутой уже сессии облсовета он предложил Леониду Музалевскому «сэкономить на своих заместителях»: сократить их число с семи до одного. Спикер в ответ на этот выдал восхитетельную фразу: "М-м...Понятно".
«По моему мнению, в настоящее время в облсовете сложилась такая странная ситуация: никакого плюрализма мнений - и это видно невооруженным глазом, даже на маленьком примере, который говорит о многом. Раньше, до председательства в облсовете Музалевского, депутатский «Час контроля» служил площадкой для решения возникающих острых проблем. И сейчас имеется целый перечень таких проблем, требующих оперативного вмешательства со стороны депутатов, все больше и больше! Что при этом делает спикер? Изменяет регламент: по новому регламенту острые вопросы сначала должны одобрить комитеты. И все дружно голосуют «за» изменение регламента, кроме меня и ещё нескольких депутатов, которые проголосовали против, – сетует Рыбаков. –Рядовых депутатов практически нет! Кому выступать против непопулярных решений, если определенную группу лиц в совете связывает так называемая должностная порука? Семь замов, председатели комитетов, по несколько замов председателей комитетов - и вот вам большинство людей, бодро нажимающих кнопку ЗА. Естественно, они никогда не согласятся на сокращение своих должностей».
Политолог Дмитрий Нечаев уверен, что сокращение штата не приведет к реальной экономии бюджетных средств.
- На сегодняшний день любые попытки сэкономить на аппарате заканчиваются увеличением расходов. Попытка принудить сократить количество сотрудников аппарата - это чистой воды популизм. Вопрос надо повернуть по-другому - как загрузить существующий аппарат реальной работой? Никто не мешает депутатам самим готовить законопроекты и заявлять их. Никто не мешает активно работать по округам. И если законотворческая работа будет успешной, то это оправдывает затраты. Уходить в популизм не стоит. Ничего полезного из этого не выйдет, - считает политолог.
По мнению Нечаева, на эффективность работы облсовета может повлиять активный общественный контроль.
- Сейчас облсоветы являются "недопарламентом". Они не имеет своей субъектности, не имеют своего поля ответственности, "подмяты" под исполнительную власть. Общественность должна контролировать депутатов, а те, в свою очередь, контролировать исполнительную власть. Если пойдет по этому сценарию, то облсоветы и думы прекратят быть "бешеными принтерами", а вновь превратятся в место для дискуссии, - отметил политолог.
Депутаты, уверен Нечаев, обязаны усилят контроль над исполнительной властью и вместе с исполнительной властью работать над развитием региона. За положительный эффект - им многое простят. В том числе, и большое количество "постоянных" депутатов и сотрудников аппарата.
Сокращение “низового звена” - это добрый жест на фоне общего недовольства населения, считает политолог Владимир Слатинов. Однако этого может и не хватить для удовлетворения политических потребностей масс.
- Крупных игроков не трогают, потому что за ними стоят влиятельные группы интересов, либо эти люди важны сами по себе по политическим мотивам. Если облсовет действительно намерен пойти навстречу пожеланием избирателей и продемонстрировать, что он готов экономить, то главный резерв - это сокращение количества депутатов на постоянной основе, - отметил Слатинов.
Так или иначе, но, согласно проекту бюджета, в 2019 году на работу облсовета планируют потратить всё те же 104, 5 миллиона рублей. Аналогичная сумма заложена и на 2020 году. Для сравнение, на охрану окружающей среды заложено чуть больше 10 миллионов.
Максим Клягин