Снижение налоговой нагрузки на семью - мифы и реальность
©
В ежегодном бюджетном послании президент Российской Федерации в качестве приоритетной цели поставил развитие семейных ценностей и поддержку семьи. Создание семьи, рождение детей, их воспитание и обучение должно стать ключевой задачей социального развития государства.
Как отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финуниверситета Лидия Викторовна Мазур, для решения этой приоритетной задачи были сформулированы мероприятия, декларируемые как «снижение налоговой нагрузки на семью». Так, для многодетных семей предлагаются налоговые льготы по местным налогам: земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Например, для многодетных семей предлагается установить необлагаемую земельным налогом площадь земельного участка в размере 6 соток на каждого ребенка. По налогу на имущество физических лиц добавить к необлагаемой площади в настоящее время (для комнаты – 10 м2, для квартиры – 20 м2, для индивидуального дома – 50 м2) по 5 м2 в квартире и по 7 м2 в доме на каждого из детей. Поскольку и земельный налог, и налог на имущество физических лиц являются местными налогами и основными доходными источниками данного уровня бюджетной системы, то предоставление дополнительных льгот по ним будет способствовать выпадению собственных доходных источников. Следовательно, от предоставления данных льгот пострадают и без того практически лишенные доходных источников местные бюджеты, из которых финансируются школы и детские сады, посещаемые, в том числе и детьми из многодетных семей.
Вместе с тем, по мнению Л.В. Мазур, львиную долю в налоговой нагрузке любой семьи занимают не имущественные налоги (уплачиваемые один раз в год), а косвенные (платятся практически ежедневно: любая покупка, оплата услуг связи и т.д.), основным из которых является НДС (налог на добавленную стоимость), который являясь федеральным налогом, в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет. Поскольку НДС является налогом на потребление и включается в стоимость любого товара или услуги, которые потребляет все население, в том числе и многодетные семьи, и малоимущие граждане, то именно данный налог является основным в структуре налоговой нагрузки на семью. Учитывая, что ставка НДС с 1 января 2019 года выросла с 18% до 20%, что естественно привело к росту цен на все товары и услуги, в том числе и ежедневно потребляемые, то следует отметить увеличение налоговой нагрузки на семьи. Вместе с тем, увеличение ставки НДС привело к росту доходов федерального бюджета.
Возможно, более эффективной мерой снижения налоговой нагрузки на семью было бы увеличение необлагаемого минимума доходов при исчислении НДФЛ (налога на доходы физических лиц), как это существует в зарубежных налоговых системах. Так, в перерасчете на рубли необлагаемый минимум доходов составляет в Германии около 50 тысяч рублей в месяц, во Франции – 32 тыс. руб., в Китае – 38 тыс. руб., тогда как в Российской Федерации на троих несовершеннолетних детей в семье 5800 р. в месяц до достижения суммарного годового дохода 350 тыс. руб.
С учетом того, что в настоящее время в среднем размер уплачиваемых земельного налога и налога на имущество физических лиц для многодетных семей по Российской Федерации составляет порядка 2 тысяч рублей в год, то предоставление льгот по ним не окажет существенного влияния на налоговую нагрузку семьи, по сравнению с ростом ставки по НДС и отсутствием полноценного необлагаемого минимума по НДФЛ.