Елена Бывшева: Жители Орловской области задолжали банкам свыше 7,5 млрд рублей
©
Из-за кризиса в нашем регионе наблюдается рост кредитной задолженности физических лиц. Общая сумма долгов перевалила за 7,5 миллиардов рублей. А судебные приставы завалены производствами о взыскании долгов с жителей. «Орловские новости» встретились с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Еленой Бывшевой, чтобы из первых рук узнать о проблемах с долгами наших жителей. По ее словам, к 1 сентября на исполнении находилось уже 17 584 исполнительных производства о взыскании с физических лиц просто колоссальной суммы – 7 576 615 000 рублей. Получается, что каждый из должников не вернул банкам в среднем по 431 тысяче рублей. Много это или мало? Для простого гражданина, у которого заработная плата близка к средней по региону (то есть не превышает 30 тысяч) такие долги – это очень большая сумма.
«Орловские новости»: Какова динамика роста долгов? Есть ли здесь влияние кризиса – или просто орловцы как американцы – привыкают жить в кредит?
- С начала года число исполнительных документов вообще возросло (не только в пользу кредитных организаций) на 20%. А что касается именно кредитов – в этом году возбуждено 8 526 исполнительных производств и рост на 37%. То есть более чем на треть стало больше орловцев, которые вовремя не гасят долги. При этом если смотреть по сумме – то тут рост вообще в пять раз! Если за аналогичный период прошлого года долгов перед банками было менее миллиарда – 913 894 000 рублей. То за неполный 2015 год – уже 4 млрд 933 млн 972 тысячи. Сумма очень внушительная. Люди берут большие кредиты – на ипотеку, на строительство, автокредиты.
Причем хотелось бы отметить, что в 2013 году таких исполнительных производств стало больше, чем годом ранее на 17% (или на 966 производств). В 2014 рост составил уже 44% (или 3000 исполнительных производств). А за неполный 2015 год рост на 37% (или 2288 производств) Причем в прошлом году максимальный рост пришелся на последние месяцы, когда произошел скачок валют. Настораживает, что в этом году тенденция продолжается.
«ОН»: Какую работу проводят приставы по взысканию кредитных долгов?
- Сейчас у нас стало больше возможностей по взысканию долгов. Мы направляем запросы в кредитные организации, чтобы выяснить – есть ли счета у должников. Есть ли имущество – запрашиваем в Росреестре. В ГИБДД узнаем, есть ли автомобили в собственности у должника. Если должник говорит, что не может заплатить или вообще прячется от судебного пристава, применяется такие меры принудительного взыскания как ограничение на выезд за границу, наложение ареста на имущество, а также обращение взыскания на доходы должника (заработную плату или пенсию).
«ОН»: А есть ли срок давности по таким делам?
– В законодательстве об исполнительном производстве срока давности исполнения вступившего в силу решения суда не существует. Но, хотелось бы на что обратить внимание – сами банки – могут обратиться в суд о взыскании долгов, а могут и не обращаться. Банки ведь тоже работают с клиентами в том числе в досудебном порядке. Есть практика выкупа долгов коллекторскими организациями. Часто банки договариваются с клиентами. Например, условно, клиент говорит, что вступает в права наследства в отношении бабушкиного домика в деревне, который приблизительно в такую сумму оценен и заверяет банк, что в ближайшее время добровольно выплатит задолженность. Банки, как правило, идут навстречу клиентам. Главное должнику не молчать, идти в банк договариваться, не прятаться. Все равно рано или поздно найдем.
«ОН»: С какими сложностями приходится сталкиваться приставам?
– Очень большое количество документов. И не потому, что пристав очень плохо работает, а просто «руки до всего не доходят». Если у каждого пристава около 2 000 исполнительных документов, а за каждым стоит гражданин. Его надо найти, с ним нужно побеседовать и провести работу. За счет этого и возникают проблемы в службе. А многие сводят все к тому, что приставы плохо работают. Скорее все возникает из-за – недостатка опыта у приставов. Просто выдержать психологически такую работу тяжело, когда идешь, описываешь имущество, производишь раздел, а там плачут дети. Как правило, в работе один негатив. А судебный пристав — это чаще всего молодой человек или молодая девушка – не каждый готов к этому психологически. А потом работы много – работа интенсивная. Многие не справляются и просто уходят. За счет этого у нас текучесть кадров и как следствие – пока новый придет, втянется – идет затягивание исполнения. Но я не скажу, что у нас совсем все плохо. Просто очень сложно начинающему, не имеющему опыта сразу влиться в работу – в этом главная сложность.
«ОН»: Хотелось бы уточнить – как рассчитывается штатная численность вашей службы? Связано это как-то с численностью населения?
– Штатная численность сотрудников Управления рассчитывается, исходя из количества исполнительных документов. Однако, несмотря на то, что в течение нескольких лет количество исполнительных документов предъявляемых в Управление неизменно растет, штат судебных приставов на протяжении 3 лет сокращается.
«ОН»: Неоднократно шла речь о введении нового понятия «банкротство физических лиц». Как идет подготовка к запуску нового закона и не связан ли рост долгов орловцев с тем, что они надеются на последующее списание?
– Закон о банкротстве физических лиц вступает в силу с 1 октября. Сейчас идет подготовительный процесс. Пока трудно сказать, как это все будет выглядеть. Но я не думаю, что это будет большое благо для банкротов. Это, так или иначе, будет влиять на дальнейшую судьбу гражданина. Причем очень значительно. Ведь в течение трех лет гражданин не сможет взять никаких кредитов. Ему никто уже не даст в долг. И потом, сейчас есть бюро кредитных историй. Оно функционирует по всей стране. Туда поступают сведения о невыплаченных долгах. Поэтому все меньше и меньше будет возможности после банкротства получить хоть какие-то преференции. Поэтому я не думаю, что закон сильно облегчит жизнь должников. А рост долгов все же больше зависит от благосостояния граждан. Цены выросли значительно, а зарплата растет не такими быстрыми темпами. Оттого им и труднее рассчитываться по долгам. Наверное, поэтому количество исполнительных документов выросло. Банки уже не могут в досудебном порядке вернуть всю эту массу долгов.
«ОН»: Сейчас запущена программа по финансовому просвещению граждан. Роспотребнадзор, насколько мне известно, уже раздает брошюры с информацией о том, как правильно работать с кредитными продуктами банков. Планирует ли ваше ведомство вести разъяснительную работу с населением, чтобы люди не лезли в долги?
– Нас пока никто не привлекал к этому. Хотя я бы охотно согласилась поучаствовать в подобном проекте. Правда, я не знаю, в каком виде она запущена – но то, что просвещать граждан надо – это стопроцентно. Особенно тех, кто идет поручителями заемщиков. Никто не понимает всей ответственности. Да и документы люди не любят читать – там же прописано, насколько ответственен такой шаг и как потом будут взыскивать долги с гражданина. Ведь если основной заемщик не рассчитался в полном объеме, то задолженность будет взыскиваться как с основного заемщика, так и с поручителей. И многие граждане, идя поручителем, не осознают, что им придется рассчитываться за чужие долги. У нас много случаев, когда приходят добропорядочные граждане, которые пошли поручителями к знакомым или малознакомым людям и сейчас расплачиваются за их долги. Но таков закон – нужно его знать и понимать, на какой шаг человек идет, становясь поручителем.
«ОН»: Вы упомянули, что люди накопили больше долгов, чем в прошлом году. А по взысканию есть динамика? Стали ли больше взыскивать?
– За 8 месяцев 2015 года в ходе проведенных исполнительных действий окончено и прекращено 5640 исполнительных производств о взыскании задолженности по кредитам, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2014 года . С января по сентябрь текущего года в пользу кредитных учреждений фактически взыскано более 400 миллионов рублей, что в 3 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
«ОН»: Сейчас очень много рекламы микрофинансовых организаций. Они сулят кредиты быстро, без волокиты, но при этом за космические проценты. В структуре долгов орловцев каково соотношение долгов крупных банков и микрофинансовых организаций?
– Что касается структуры – то из 17 тысяч исполнительных документов, лишь 9-10% приходится на микрофинансовые организации. Это незначительная доля и суммы там также небольшие. Есть, конечно, в Орле такие организации, но они в основном дают деньги под залог и им так проще работать и нам потом взыскивать долги проще. Да и мелкие суммы обычно они сами стараются взыскать.
«ОН»: Сейчас много информации о случаях мошенничества. По домам ходят и представляются сотрудниками самых разных служб. Как отличить настоящего пристава от мошенников?
– Каждый сотрудник, который работает в службе судебных приставов, имеет удостоверение пристава. Это самый главный документ, без которого сотрудник не выходит за порог кабинета. Документ заламинирован и защищен от подделки. И у судебного пристава всегда на руках есть исполнительный документ (зеленого цвета), на котором написано «Исполнительный лист». Почему я про форму не говорю – у нас есть приставы, которые только приняты на работу и еще не аттестованы. У них нет форменной одежды. Но удостоверение есть у всех.
Второй важный момент, о котором хотелось бы рассказать – это начавшиеся случаи рассылки электронных писем от имени судебных приставов. Пристав может выслать сообщение только с согласия должника. Например, вы сами попросили пристава высылать всю корреспонденцию на электронку и оставили свой адрес. Тогда действительно вам будут приходить письма от нашей службы. А такого, чтобы судебным приставом было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства и сразу же мы слали письмо по электонной почте – такого просто не бывает. Я обращаюсь к гражданам – если вы получили подозрительное письмо – проверьте себя на наличие задолженности в Банке данных исполнительных производств. Для этого надо зайти на официальный сайт УФССП России по Орловской области в раздел «Банк данных исполнительных производств". Достаточно ввести фамилию и имя гражданина и данные о наличии задолженности появятся на экране. В случае, если результатом поиска явилась строка «По Вашему запросу ничего не найдено», значит, в настоящий момент гражданин не является должником.