Всеобщая индустриализация

icon 10/05/2015
icon 13:40
Всеобщая индустриализация

©

В преддверии Дня Победы в Орловской области незаметно для рядовых граждан произошло не рядовое событие. А именно – завершилась процедура общественного обсуждения проекта закона «О промышленной политике в Орловской области». Несмотря на то, что процедура была открытой, и текст документа был доступен каждому, для многих это известие, несомненно, стало откровением. Впрочем, большинство орловцев мало интересуются региональным законотворчеством, что вполне объяснимо. Однако текст готовящегося к принятию закона достаточно интересен в плане идей, чтобы можно было запросто пройти мимо него.

ИА «Орловские новости» решило рассказать читателю о том, какое будущее ожидает региональную промышленность. Все-таки она дает до 30 процентов собственных доходов областной казны. Отметим, что идея принадлежит не  орловским парламентариям. Скорее, они выполняют указание высшего руководства страны. Мало кто знает, но 31 декабря 2014 года был принят закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Кроме того, существует федеральная Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Эти документы и стали основанием для принятия регионального закона. Он, кстати, также придет на смену устаревшим нормативным актам областного значения. Его главные задачи – повысить конкурентоспособность орловских предприятий и помочь им выйти на внешний рынок, а также улучшить инвестиционный климат. Говоря иначе, закон должен ввести новые механизмы и инструменты стимулирования и господдержки инвесторов, чтобы в область начал активнее прибывать капитал.

Сразу отметим, что документ не коснется производства спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также табачных изделий. Законодатели ставят несколько основных целей. Одна из них – активное внедрение инновационных технологий. Об этом говорят давно и на разном уровне. Дескать, новаторов надо поощрять, стимулировать и проталкивать вперед, перед ними надо открывать все двери, ведь их продукция (товары и технологии) уже по определению необходима и должна продавать сама себя.

Но в реальности все пока иначе. Отдельных мер господдержки для инновационных предприятий по сути нет. Региональное законодательство лишь в прошлом году начали под это «затачивать». В борьбе за субсидии новаторам приходится на общих основаниях сражаться с теми, кто  применяет традиционные технологии, и кто не заинтересован в выпуске принципиально новой продукции.  И зачастую инновационные предприятия проигрывают конкурентам. Достаточно обратиться к статистике, чтобы понять, насколько неважно обстоят дела в данной сфере в Орловской области. Так, по данным Орелстата, в 2012, 2013 и 2014 годах в регионе не было зарегистрировано ни одной организации, разработавшей передовые производственные технологии.

В 2005 году их было четыре, в 2007 – пять. С тех пор их количество начало снижаться и дошло до нуля. Правда, повод для оптимизма есть, так как в Орловской области в последние десять лет стабильно растет число организаций, использующих передовые производственные технологии. В 2005 году, по подсчетам статистиков, их в регионе насчитывалось 54, в 2010-м – 77, в 2014 году – 107. То есть, все больше промышленных предприятий становятся на путь модернизации производства. Выросло и  число использованных передовых технологий – с 1 013 в 2005 году до 1 559 в 2014-м. Словом, инновационных предприятий и технологий у нас хватает. Но без поддержки со стороны властей им приходится выживать, а не жить.

Описываемый проект призван законодательно утвердить меры господдержки на техническое перевооружение промышленного производства, на внедрение инноваций, то есть на интеллектуальный продукт, созданный в области, ну и конечно на импортозамещение. Финансовой поддержке научно-технической и инновационной деятельности посвящен отдельный раздел. Он состоит из пяти основных инструментов. Во-первых, предоставление субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Данное направление тем более важно, что банки в непростых современных условиях, как правило, отказывают кредитовать подобные проекты. А если и кредитуют, то по завышенным ставкам. Риск слишком велик, это понимают не только банкиры, но и разработчики. Нет ведь гарантии, что новая технология окупит и оправдает себя, по крайней мере, в короткое время. А долгосрочные кредиты банки стараются не выдавать. Выходит, инновационному предприятию надо либо искать внутренние финансовые резервы, либо отказываться от разработок.

Во-вторых, законопроект предусматривает внедрение в регионе такого механизма стимулирования инновационной деятельности, как создание администрацией области  некоммерческих организаций, посредством которых будет оказываться поддержка новаторам. Это может быть, например, некий фонд либо институт. Третье направление - помощь инжиниринговым организациям. Это компании полного цикла, занимающиеся внедрением и продвижением новых технологий. Кроме того, закон наделит областное правительство правом помогать инновационным предприятиям в поиске рынка сбыта.

Впрочем, и другим промышленным предприятиям, не подпадающим под категорию инновационных, финансовая поддержка будет гарантирована. Они сохранят за собой право на получение субсидий, хотя и тут механизм  скорректируют. В частности, закон увяжет субсидирование с результатами работы предприятия, получившего господдержку. До сих пор на эффективность использования субсидий по большому счету смотрели сквозь пальцы. Однако новый законопроект ужесточит требованиям к соискателям.

В нем предусмотрено наказание -  штраф в сумме, эквивалентной предоставленной субсидии. Чтобы получить бюджетные деньги, промышленное предприятие должно будет заявиться на конкурс и представить проект с определенными целевыми индикаторами. Например, пообещает, что через год увеличит объем производства на 10 процентов. На достижение этого результата ему  выдадут деньги. А через год чиновники проверят, вырос ли объем производства на обещанные 10 процентов. Если нет, наложат штраф. Кроме того, закон сохранит право промышленного комплекса на налоговые льготы и преференции.

Следующее новшество – создание регионального Фонда  развития промышленности. Вероятно, он будет создан по аналогии с федеральным. А работать будет по аналогии с фоном микрофинансирования малого и среднего бизнеса, который существует уже много лет. Его задача – кредитование промышленных предприятий по льготным ставкам. Они будут гораздо ниже, чем у банков. Впрочем, порядок работы регионального фонда после принятия закона предстоит утвердить правительству области. Оно же выступит в качестве его учредителя. Да и капитализация фонда ляжет на областной бюджет. Конечно, это будет не такой масштабный фонд, как на федеральном уровне.

Последний, к примеру, выдает кредиты промышленным предприятиям на сумму от 50 до 700 миллионов рублей сроком до семи лет под пять процентов годовых. Ни в одном банке не найти такой низкой ставки. Кредиты по 700 миллионов рублей областной бюджет выдавать не сможет. Суммы будут поскромнее. Но региональный фонд наверняка станет еще и проводником местных производителей к фонду федеральному. К тому же кредиты планируется сделать целевыми. В первую очередь их будут выдавать на проведение опытно-конструкторских работ и исследований.    

Появится в законе и такое понятие, как «специальный инвестиционный контракт». По такому договору инвестор в определенный срок обязуется создать либо модернизировать (или освоить) производство промышленной продукции на территории Орловской области. А правительство региона (или уполномоченный им орган,  например, департамент экономического развития и инвестиционной деятельности) в течение этого же срока обязуется предоставлять господдержку, те же налоговые льготы. Этакий баш на баш. Подобного на Орловщине пока не было. Прототипом спецконтракта можно считать инвестиционные соглашения. Однако в предыдущие годы очень многие из тех соглашений не выполнялись, и никто не нес за это ответственность. В спецконракте ответственность сторон будет четко прописана.

 Отдельная статья в законе посвящена  созданию индустриальных и промышленных парков. Они получат  собственные меры стимулирования, что давно пора было сделать. Официально в Орловской области работает три индустриальных парка – в Орле, Ливнах и Мценске. И лишь последний является стопроцентно государственным. Неофициально же индустриальных парков в регионе великое множество, но из-за отсутствия финансовых законодательных стимулов они не спешат легализовать свое положение. За примерами далеко ходить не надо.

В Орле есть заводы, на территории которых уже давно работает не одно, а множество разных малых предприятий. Часто они представляют собой бывшие цеха единого завода, и сохраняют кооперацию между собой. Дробили же их на ООО по разным причинам. Например, для снижения налогового бремени. Это уловка, и она срабатывает. Если взглянуть на такой завод в целом, то нетрудно заметить, что он в реальности представляет собой самый настоящий индустриальный парк, только неофициальный. Возможно, новый закон позволит таким предприятиям выйти из тени и легализоваться, тем более что поддержку индустриальным паркам обещают и на федеральном уровне. То же самое можно сказать и о промышленных кластерах – им тоже в новом законе отведут отдельную статью.

В заключение приведем еще несколько статистических данных, чтобы нарисовать картину сегодняшнего дня. По информации областного департамента экономического развития и инвестиционной деятельности, последние несколько лет в регионе растет объем инвестиций. Так в 2010 году в экономику региона было вложено 12,45 миллиардов инвестиционных рублей, в 2011 – 34, в 2012 – 40,43, в 2013 – 43,74 и в 2014 году – 44,9 миллиарда рублей.

По оценке правительства региона, в текущем году в Орловской области ожидается прирост объема инвестиций в сопоставимых ценах - на 1 процент. В целом по стране ожидается спад до 15 процентов. По данным департамента, за последние пять лет объем налоговых льгот так называемым стратегическим инвесторам составил около 320 миллионов рублей. А в бюджет налогов они за это время заплатили на 1,9 миллиарда рублей.

Словом, власти находят, чем хвастать, и статистика стоит на их стороне. Что будет дальше, можно прогнозировать с одинаковой долей оптимизма и пессимизма. Однако контуры очерчены, законодатели предложили очередные новации, и это уже свершившийся факт. А вот ожидает ли промышленность светлое будущее благодаря предложенным идеям, это пока большой вопрос. 

Автор Максим Романов.