«Хорошие люди, которые были побиты экспансиями». Денис Орлов вспомнил службу в Сирии и Магрибе

Орловец вспомнил службу в Сирии и Африке

icon 15/02/2025
icon 09:30
«Хорошие люди, которые были побиты экспансиями». Денис Орлов вспомнил службу в Сирии и Магрибе

© Денис Орлов

Денис Орлов

15 февраля наша страна отмечает День памяти воинов-интернационалистов. По этому случаю "Орловские новости" попросили Дениса Орлова, кавалера ордена Мужества, ветерана СВО и командира "Бригады Катукова", вспомнить наиболее запоминающиеся обстоятельства его службы в Сирии и в одной из северо-африканских стран.

Арабы себя не перетруждают

За время службы мне удалось посетить не только Сирийскую Арабскую Республику, но и одну из стран Магриба (в эту группу стран входят Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания и Западная Сахара - прим. ОН).

Самая главная отличительная черта арабов от нас - это абсолютное спокойствие во время своей трудовой деятельности. Они себя не перетруждают тем, что нужно переживать и волноваться за последствия принятых или непринятых решений. Человек, занимая определенную должность, не спешит выполнять свои обязанности. Особенно, если он вкусно покушал или очень жарко на улице, 

В 2018 году, когда мне было 20 лет, мне нужно было передать донесение в штаб третьей танковой дивизии Сирийской Арабской армии. И когда я в полной боевой экипировке пришел в штаб дивизии (в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения), я увидел, что полковники и бригадные генералы у себя в очень скромных кабинетах лежат на полу, отделанном мрамором. В Сирии это недорогой расходник, который там добывается и везде используется. И на полу было прохладно.  И полковники с генералами в одних штанах с майками лежали и отдыхали после обеда.

И они абсолютно не желали обсуждать рабочие вопросы. А один из них сказал, что они - арабы и всю жизнь тут живут, но не понимают, как я могу в + 45 передвигаться во всей экипировке. И вся система службы у них построена на неспешности и спокойствии.

Пацифизм выходного дня

В арабском мире выходные дни - четверг и пятница. Пятница у них - священный день, как у нас воскресенье. И боевые действия часто прекращались в четверг и пятницу. А иногда еще - в общерелигиозные и государственные праздники. Причем, если праздник у противоположной стороны, сирийская армия в этот день тоже не воевала. И та сторона делала также, когда праздник был у сирийцев. Был такой уважительный менталитет выходных дней.

Для меня было неожиданностью, что война могла прекращаться по выходным, но для них это было вполне естественно.

Там крайне сложно растормошить кого-то на работу, особенно если идет жара и начался послеобеденный период.

Интересный факт, что во время боевых действий, если между позициями противника есть какая-нибудь деревушка, сирийцы могли спокойно садиться на мотоциклы и ехать туда, потому что у них там родственники. Хотя это серая зона. Мы удивлялись, как люди оставили свои позиции и поехали в сторону противника. Но командование снисходительно хлопало нас по плечу и говорило, что у них там дяди/тети/бабушки/дедушки.

Религиозный плюрализм

Очень интересное у них отношение к религии. В Сирии огромное количество религиозных и этнических групп. Подавляющее большинство - мусульмане. Как сунниты, так и шииты. Но есть греко-католики, почитатели огня и даже сторонники древнего зороастризма. Такие люди тоже были, в том числе - среди элиты.

И до гражданской войны там был нейтралитет в религиозных отношениях. Запрещалось совершать намазы во время службы. Армия была вне религии.

Нас всех признавали православными христианами. Это подразумевалось само собой. Если русский, значит (с высокой долей вероятности) - православный. Причем, в местном языке были разные слова для христиан и для православных. Наше название переводилось как “ортодоксальные христиане”.

Встретился как-то с сирийцем-православным христианином. Я ему подарил иконку, а он снял с себя крест православный и отдал мне. Очень уважительно к нам относились в православных монастырях и храмах. В том числе - и иерархи местной церкви. Я был знаком с митрополитом Латакийским и Тартусским. И один из храмов там полностью был построен за счет Русской Православной Церкви. 

Нищета и гостеприимство

Сирийцы - очень гостеприимные люди. Государство живет в крайней нищете, но как только ты приходил в гости, они выставляли все яства, которые у них есть. Еще бежали на рынок и что-то готовили. И это не потому, что русские приехали. Это сам менталитет. Все лучшее гостю. Гость - посланник Всевышнего. Его надо встречать помпезно.

Были трудности у сирийцев по финансовому обеспечению. Я всегда искренне не понимал, на что живет сирийская армия. Как-то был на позициях в Идлибе и общался с двумя командирами рот. И у них на наши деньги зарплата была меньше двух тысяч рублей в месяц. И они платили за электроэнергию и питание, одевали детей в школу. И явно выходило больше, чем их денежное довольствие. 

На вопрос о том, на что они живут, я каждый раз получал смех и ответ, что на все воля Аллаха. Внятно ответить они не могли.

Дикие верблюды и развалины Пальмиры

Для меня командировки в Африку и на Ближний Восток - целый Клондайк воспоминаний, связанных с природой. Я помню, как в Африке был на позициях у южного побережья Средиземного моря и видел, как передо мной шел табун настоящих диких верблюдов. Как у нас собаки и кошки. Дикие и ничейные.

Особей 30 или 40 шли своих маршрутом. Высокие, пониже, верблюжата маленькие. И это все на фоне красивого заката. А за мной песчаная пустыня. И для меня это было воплощением сказки о Ближнем Востоке, которую я мог наблюдать только в мультике “Алладин”.

В горах, на море и в пустыни великолепные пейзажи. Очень своеобразные.

Особенно интересно было наблюдать древнейший город Пальмира. Я вижу там развалины. И эти же развалины я видел в учебнике истории за пятый класс, когда я еще учился в школе. Кто бы знал, что это все я увижу вживую. 

Просто хорошие люди

Минусы - это антисанитария. Мы даже не можем представить, что в центре какого-то города будет находиться свалка, на которой пасутся бараны или коровы. Пригонят туда скот, а он что там найдет, то и сожрет.

Отношение к жизни и смерти у них тяжелое для нашего восприятия. Они к этому намного проще относятся.

Я был свидетелем того, как в полевом госпитале оперировали бойца после тяжелого ранения. Вскрыли ему полость живота. А хирург оперирует и держит сигарету во рту. Падает пепел внутрь. Он просто берет и руками вытаскивает этот пепел из тела человека. Потом просто скидывает его вместе с кровью в сторону. 

Тяжело их назвать воинами. Это просто хорошие люди, которые были побиты экспансиями и оккупациями. 

Животные на русской службе

Несмотря на разные позиции наших подразделений и баз, я везде заметил стопроцентную тенденцию. Везде, где есть русская база, находятся местные животные. В Сирии к нам прибивались собаки, кошки и кролики. В Африке еще обезьянки были. 

Для мусульман собака - не самое хорошее животное. А у нас они спокойно жили. Убегали от арабов и прибивались к нам. Если подразделение ротировалось, уход за животными все равно оставался на военных, которые прибывали. Котят и щенков отдавали в соседние подразделения или также продолжали кормить. 

Это на каждой базе. Животные тянутся к русским и несут службу. В Африке на посту с тобой стоит собака и тоже наблюдает, смотрит. Если она встрепенулась и нос куда-то направила, то туда же и тепловизор. Видишь - человек идет или животное.

 

День памяти воинов-интернационалистов (официальное название - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества) приурочен к дню, когда колонна советских военнослужащих покинула территорию Афганистана. Это произошло 15 февраля 1989 года.

Точное количество заграничных горячих точек, в которых служили советские и российские военнослужащие, доподлинно неизвестно.