Клычков как управленец состоялся, поводов для его отставки нет: Политолог Слатинов подвел итоги года
Политолог Слатинов рассказал об итогах года для Орловской области
© Владимир Слатинов
«Орловские новости» подвели политические итоги ушедшего 2024 года. Его главными событиями стали возбуждения уголовных дел в отношении ближайшего соратника губернатора Клычкова Сергея Лежнева, очередные кадровые перемены в руководстве области, а также жесткая эскалация в зоне спецоперации, прямо затрагивающая регионы центральной России. Эти и другие важные темы мы по традиции обсудили с Владимиром Слатиновым - заведующим кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета, профессором, доктором политических наук.
- Оглядываясь на ушедший 2024 год, какие события в орловской политике были, на ваш взгляд, главными и самыми интересными?
- Говоря о важных политических событиях, нужно учитывать огромное влияние СВО. Она влияет на общественное сознание и на политическую жизнь, потому что Орловская область - один из регионов, которые испытывают непосредственное воздействие спецоперации.
Сама политическая жизнь, конечно, сохраняется. Но повестка и поведение политических акторов очень сильно подвержены событиям, связанным со спецоперацией.
Из политических событий я бы выделил дело Лежнева, которое нанесло серьезный имиджевый удар региональной власти. Ведь Клычков никогда не скрывал, что Лежнев является его ближайшим политическим советником и другом. Более того, после задержания Лежнева Клычков много говорил о презумпции невиновности и ставил в пример действия Лежнева в периоды ковида и СВО.
Также я бы отметил кадровые изменения в правительстве и распад тандема Проваленкова-Шалимов, который пытался заменить ушедшего в сенат Соколова. Сначала Проваленкова ушла, потом Шалимов.
И мы понимаем, какой кадровый удар получила орловская власть, когда Соколов ушел в сенат. Потому что Соколов был тяжеловесом, который управлялся и с региональной политикой, и с административными процессами внутри правительства. Он был настолько мощной фигурой, что замены ему не нашлось. Его должность разделили на две, и ни один из двух этих людей не проработал долго.
И это тоже очень плохая новость для Клычкова. Потому что в конце его первого срока складывалось впечатление, что вечная кадровая чехарда прекратилась. А теперь эта проблема вернулась.
И третье, что отмечу - череда процессов вокруг мэрии. Это перипетии вокруг дела Парахина о пресловутой дороге к тещиному дому. Сейчас дело закрыто и ушло из общественной повестки, но противостояние СК и прокуратуры возбуждало явные нездоровые разговоры о фигуре руководителя города. Потом дело Ничипорова тоже нанесло серьезный имиджевый ущерб городской власти.
И затем на фоне всего этого возникла новость о господине Строеве, который пошел в Школу мэров. И теперь в 2025 году, когда начнется перезагрузка городской власти, мы, возможно, получим весьма интересные новости о новом мэре.
- Ваша родная Курская область частично оказалась в 2024 году под украинской оккупацией. Это событие было шокирующим не только для курян, но и для соседей из Орловской области. Кроме того, наш регион впервые узнал, что такое ракетные тревоги и, к сожалению, ракетные атаки. Очевидно, что ситуация вокруг СВО ожесточается и радикализуется. Как это влияет на региональную политику и как может повлиять в ближайшем будущем?
- Орловская область испытывает на себе и ракетные атаки, и атаки БПЛА, и для нее военные события - не пустой звук. Поэтому продолжает действовать момент консолидации вокруг флага. То есть, подавляющее большинство населения придерживается стратегии поддержки власти и поддержки СВО.
Поэтому сегодня любая острая критика властных структур недопустима для всех, кто считает себя системным политическим игроком.
Поэтому для тех, кто называет себя оппозицией, критика власти будет выглядеть неприемлемой - мы живем в режиме военной операции. И пока идет СВО, оппозиция ослаблена.
В орловском случае это особенно интересно. Во власти действует коалиция губернатора-коммуниста и “Единой России”, представители которой имеют большинство в облсовете и советах муниципалитетов. В центральном Черноземье это уникальное явление. Губернатор-коммунист опирается на единоросовское большинство, но одновременно поддерживается и КПРФ. И этот консенсус не подразумевает пока жесткой критики друг друга.
Их реальным политическим противником является “Справедливая команда” (блок депутата Виталия Рыбакова и местных эсеров - прим.ред.), но она в условиях СВО не может полностью реализовать свой оппозиционный политический потенциал.
Поэтому сложившаяся конфигурация зависит от того, закончится или не закончится СВО, будет ли поставлена на паузу. Если к выборам в горсовет СВО не закончится, то мы будем иметь некое пролонгирование положения дел - консолидация вокруг флага и самозапрет на жесткую критику власти.
Если же спецоперация закончится или будет поставлена на паузу, то переключение на повестку мирного развития серьезно переструктуирует политику. Именно это и является главной интригой ближайших месяцев.
- Вокруг фигуры Андрея Клычкова время от времени появляются слухи о том, что он якобы уедет в Москву и оставит нынешнюю должность. Эту тему обсуждают и кулуарно, и публично. При этом, сам губернатор из года в год уверенно заявляет, что никуда не собирается и будет работать в Орле. Как вы считаете, какова вероятность досрочной отставки Клычкова - вообще и конкретно в 2025 году?
- Про это говорили много. И во времена первого срока. И особенно, когда решался вопрос в Кремле, получит ли Клычков ярлык на второй срок. Но все эти прогнозы оказались неверны. Клычков переизбрался.
Я хочу напомнить, что Клычков - договорной губернатор. Он из пула “новой волны”, которые были специально отобраны и подготовлены. И Клычков является не просто выдвиженцем КПРФ, но выдвиженцем администрации президента.
Второй фактор устойчивости Клычкова заключается в личном покровительстве Геннадия Зюганова. А Зюганов среди представителей системных политических партий - это довольно влиятельная фигура, голос которой имеет значение.
И еще важно, что Клычков уже состоялся как региональный управленец. Вот в Курской области сейчас разворачивается история, когда в регион приехал тоже публичный политик, который не имел ни дня управленческого опыта.
И такие случаи не единичные. Орловскую область в свое время тоже возглавил публичный политик без управленческого опыта. И Клычков этот опыт уже получил. Ему не без труда, но удалось отстроить определенную политико-управленческую систему, которая в последнее время начала давать некоторые результаты в части социально-экономического развития региона.
Мне сейчас многие будут возражать, что не все так хорошо, как выглядит по статистике, но факт остается фактом. Хорошие изменения в инфраструктуре, промышленный и сельскохозяйственный рост есть, и не видеть это невозможно. Это серьезный аргумент в пользу того, что Клычков состоялся как относительно успешный региональный управленец.
Я скажу непопулярную для орловцев вещь, но Орловская область не играет огромной роли для страны. Ни ресурсно, ни электорально, ни политически. Поэтому ее можно было доверить оппозиционному политику без управленческого опыта. Но в последнее время он доказал, что может демонстрировать определенные успехи.
Поэтому я не вижу аргументов в пользу отставки Андрея Евгеньевича. Но это не значит, что ее не может последовать - происходят определенные политические изменения в стране.
- Советник Лежнев встретил новогоднюю ночь в СИЗО. Его не отпускают на СВО, а о прекращении уголовных дел и вовсе речь не идет. Как вы оценивает вероятности “полюбовного” решения этого вопроса (например, с отправкой Лежнева на СВО) и наоборот жесткого сценария с показательным процессом и суровым наказанием?
- Как я уже сказал, дело Лежнева - это серьезный имиджевый удар по Клычкову. Думаю, он это хорошо понимает, но до самого Клычкова все эти сюжеты еще не добрались.
Если вдруг появятся неопровержимые факты какой-то личной причастности Андрея Евгеньевича к тому, что вменяют Лежневу, и их положат на стол первого лица государства, то отставка Клычкова может последовать. Тем более, что мы видим очень активную работу администрации президента по понижению политических акций КПРФ.
Фактически в АП не скрывают, что их ближайшей целью является превращение ЛДПР во вторую политическую силу в стране. Потенциальный скандал с вовлеченностью Клычкова в коррупционную деятельность Лежнева - это гипотетическая возможность ударить по КПРФ.
Но для этого будут нужны абсолютно железобетонные аргументы. Ведь Клычков - выдвиженец не только КПРФ, но и самой администрации президента.
Реализация подобного развития ситуации гипотетически возможна, но маловероятно.
- Является ли Андрей Клычков заложником ситуации с Сергеем Лежневым? Или в Орле преувеличивают значение этой темы? Как история с советником может повлиять на политическое будущее Клычкова?
- Пока Клычков не является заложником этой ситуации. Но имиджевые издержки очевидны.
Что же касается самого Лежнева, то политическая чувствительность его дела не позволяет пока отпустить его на СВО и прекратить уголовное преследование. И я пока не вижу предпосылок для того, чтобы что-то изменилось.
На политическое будущее Клычкова скорее могут повлиять федеральные политические процессы. В частности - процессы, связанные с преемственностью власти внутри КПРФ. Мы понимаем, что Геннадий Андреевич Зюганов - человек возрастной.
Да, он один из самых авторитетных представителей российской системной оппозиции, но совершенно очевидно, что рано или поздно Зюганову придется передавать власть в партии. Можно предположить, что Андрей Клычков может стать, если не приемником, то одним из представителем федерального руководства партии в ее обновленном формате.
Я бы не исключал переход Клычкова в Госдуму в 2026 году и его присутствие в первой тройке КПРФ. Разумеется, с получением приличного постав в Госдуме и должности в партии.
У меня ощущение, что это может произойти в 2026 году. Это может случиться, если не случится ничего сверхъественного с делом Лежнева. То есть, если не появится железобетонных фактов причастности Клычкова к этой сюжетной линии.
А до этого Клычков будет работать губернатором Орловской области.
- В следующем году в Орле может поменяться мэр. Вы уже высказывали свое видение этой ситуации и высоко оценивали серьезность фигуры Владимира Строева. Изменилось ли что-либо за прошедшее время в вашей оценке вероятностей? Чего ждать орловцам - продления полномочий Юрия Парахина или нового градоначальника?
- Скандальные истории вокруг мэрии продолжались, к сожалению, и в уже прошлом 2024 году. Определенный уровень токсичности у руководства города сохраняется. И перезагрузка городского управления была бы позитивной для губернатора.
Но фигура [Владимира] Строева неоднозначна для Клычкова, потому что это очень ресурсный человек, представляющий очень мощную группу интересов.
Если Строев пойдет на мэра Орла, это будет рассматриваться в администрации президента. Мы же понимаем, что все выборы и назначения согласуются с АП. И его возможное желание управлять Орлом будет решаться в треугольнике между ним, Клычковым и администрацией президента. А другие заинтересованные игроки будут воздействовать на этот процесс.
И со стороны Клычкова будет желание городское управление перезапустить, но будут и опасения о ресурсной мощи потенциального градоначальника.
Что касается Парахина, то оправдались те ожидания, о которых говорилось с самого начала. Как управленец, он показал себя относительно неплохо. Поверьте человеку, который со стороны смотрит на то, как выглядит город и какие новости присутствуют. Управленческие таланты у Парахина все-такие есть.
Для Клычкова было важно, чтобы областной столицей управлял профессиональный менеджер, который принимает правила игры, навязываемые областью - доля налогов, достающихся Орлу, одна из самых низких среди региональных столиц. И Парахин принимает это.
Вопрос в том, как поведет себя любой другой руководитель города. Особенно, если на его стороне будет стоять серьезный ресурс. Поэтому Парахин, несмотря на относительную токсичность, Клычкова устраивает. У Клычкова есть аргументы, чтобы Парахина сохранить. Но есть и немало имиджевых историй, которые работают против Парахина.
Если Строев действительно вознамерится выставить свою кандидатуру на обсуждение, я бы оценил его шансы не нулевыми. Но и назвать его предрешенным кандидатом, тоже не смог бы.
- Самым ярким политическим событием следующего года, очевидно, станут выборы в областном центре. Чего вы ожидаете от участников компании в горсовет и какие итоги прогнозируете?
- Большое значение будет иметь, будут ли они проходить в условиях СВО или в условиях поставленного на паузу конфликта. Несмотря на то, что выборы будут проходить вокруг локальной повестки, мы понимаем, что общая атмосфера и запал политических сил очень сильно связаны со спецоперацией.
У оппозиции есть сильные стороны. Если мы предполагаем возвращение к мирной повестке, то понятно, что немало проблем в городе. Есть усталость от коалиции единоросов и коммунистов. Есть претензии к имиджевой составляющей городской власти. И есть большое количество претензий от горожан в части состояния городского хозяйства и инфраструктуры. Хотя позитивные изменения были.
Кроме того, Соколов ушел. Ушел опытный и изощренный менеджер региональной политики. И есть проблема в блоке кадрового управления. И выборы в горсовет будут серьезным экзаменом. Оппозиция этим может воспользоваться.
Но все, что я сейчас сказал, оппозиция может использовать в условиях мирной повестки. В условиях продолжения СВО серьезность этих позиций ослабляются.
А внутри коалиции “Единой России” и КПРФ опять будут определенные договоренности. Это коснется долей и в списках, и в округах. При новом политическом менеджменте могут возникнуть проблемы, но я думаю, что они будут разрешены. Серьезных вызовов я не вижу.
Главной интригой выборов будет то, будут они проходить в условиях СВО или нет.