Как личный враг Гитлера Илья Старинов учил диверсиям орловских партизан

Личный враг Гитлера Илья Старинов учил диверсиям орловских партизан

icon 09/05/2024
icon 09:00

© Википедия, на фото: Народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов пожимает руку Илье Старинову

Википедия, на фото: Народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов пожимает руку Илье Старинову

Уроженец Орловской области Илья Старинов стал легендой Великой Отечественной войны при жизни. Его называли «отец советского спецназа», «главный диверсант XX века» и «личный враг Гитлера». Он не только сам совершил профессиональный подвиг, посвятив жизнь служению Родине, но и подготовил к этому своих учеников. Рассказываем, как «бог диверсий» создал на Орловщине боевую школу по подготовке диверсантов и сделал земляков родоначальниками «рельсовой войны».

Самый опасный советский разведчик Илья Старинов родился в 1900 году в болховском селе Войново. В 19 лет он связал свою жизнь с армией и стал красноармейцем. Молодой Илья Старинов мечтал стать пулеметчиком, но все изменил день, когда он увидел работу подрывников-минеров.  Орловец был поражен мощью и эффективностью взрыва. В Красной армии Старинов выбрал профессию сапера-подрывника и довольно скоро добился в ней успехов. Органы государственной безопасности стали привлекать его к контртеррористической деятельности. Он стал заниматься подготовкой разведчиков и диверсантов и одновременно изобретал и изготавливал специальную диверсионную технику.

В 1935 году  Старинов окончил Военно-транспортную академию, в 1936 - 1937 гг. принимал участие в гражданской войне в Испании в качестве советника-инструктора республиканской армии и руководителя партизанско-диверсионных групп. Уже через год Старинову было присвоено звание полковника. В это время он возглавлял работу Научно-испытательного железнодорожного полигона РККА.

На фото: Илья Старинов, источник

Особенно востребованными его знания и умения оказались в годы Великой Отечественной войны. Одной из самых известных операций Старинова стал подрыв особняка в центре Харькова, в результате которой погиб генерал-майор Георг Браун со своим штабом 68-й дивизии. Эту операцию позже назвали «шедевром диверсионной разведки». Осенью 1941 года советские войска оставили Харьков. До прихода в него немцев, русские саперы минировали многие объекты в городе, но особое внимание уделили особняку в центре. Русские рассчитывали, что именно в нем Георг Браун и организует свой штаб, и не ошиблись.

Илья Старинов разработал для этой операции специальную мину - обманку, так называемую, блесну. Настоящие мины были глубоко зарыты под зданием на глубине более двух метров. Немецкие саперы с легкостью нашли обманку и отрапортовали о том, что здание обследовано. Информация дошла и до Сталина. За провал операции Старинову грозил расстрел, однако ему удалось убедить руководство, что это лишь часть операции, и что взрыв еще прогремит.

В ночь на 18 ноября 1941 года Старинов привел мину в действие, и все немецкое командование во главе с генерал-майором Георгом Брауном было уничтожено в одно мгновение. Немцы были в панике и не могли смириться со своим провалом, поэтому потратили немало сил на то, чтобы узнать имя подрывника. С тех пор Старинов и стал личным врагом Гитлера, который назначил за его голову награду в один миллион немецких марок.

В своей работе Старинов был не только диверсантом-практиком, но и теоретиком, создателем новых образцов взрывных устройств, а также наставником будущих диверсантов.

С 13 июля по 25 сентября 1941 года Старинов, находясь в должности начальника оперативно-инженерной группы заграждений Ставки Верховного главнокомандования на Западном фронте, по совместительству являлся еще и начальником Оперативно-учебного центра (ОУЦ) Западного фронта (Москва, Гомель, Брянск, Орел). ОУЦ занимался формированием, подготовкой, вооружением, а также переброской в тыл врага партизан-диверсантов. 

В военные годы особенно остро стоял вопрос профессиональной подготовки кадров. Для обучения партизан во многих уголках страны были созданы специальные секретные школы. Исключением не стала и Орловская область. 

В августе 1941 года  в результате передислокации ОУЦ из Гомеля Старинов с группой сотрудников Оперативно-учебного центра отправился в Орел для открытия школы по обучению будущих диверсантов.  

«В Орле я не был лет шесть. В глаза бросались трубы и цеха новых заводов, новые дома, улицы, но большинство труб не дымили, а улицы и тут оказались малолюдны: эвакуировался и Орел», - вспоминал Старинов.

К занятиям в школе орловские партизаны приступили уже 17 августа 1941 года. В ее стенах изучали два основных предмета: «средства и способы диверсии» и «организация и тактика партизанской борьбы». В школе готовились специалисты по уничтожению немецких воинских эшелонов, железных и шоссейных дорог и военных складов. 

Фото: Орловские партизаны, источник

Первый набор курсантов состоял из 26 человек. Хитростям подрывного дела орловских партизан обучал лично полковник Старинов и сотрудники НКВД. Благодаря их усилиям вчерашние рабочие и колхозники, агрономы и учителя быстро освоили секретные методы деятельности во вражеском тылу, которыми до этого времени владели лишь отдельные специалисты советских спецслужб и РККА. 

На базе школы была создана лаборатория, в которой изготавливались различные мины, зажигательные снаряды, а также гранаты, взрывающиеся без капсюля, конструкции Старинова.

Секретное учреждение располагалось практически под носом у врага, в десяти километрах от Орла около аэродрома в районе поселка Стрелецкий. Там же находились дачи облисполкома и НКВД. В целях конспирации ее называли школой «пожарников». В рассекреченных архивных документах говорится, что «школа должна быть секретна и официально числиться как школа по подготовке противопожарных кадров».

Однако немецкой разведке удалось раскрыть местоположение школы и, ее срочно перевели в Орел на территорию канатной фабрики на ул. Комсомольской.

В орловской школе «пожарников» прошли обучение многие известные партизанские командиры, будущие герои СССР – Михаил Ромашин, Алексей Бондаренко, Борис Кравцов и Михаил Дука.

Функционировало учреждение до конца сентября и за несколько дней до оккупации Орла было переведено в Елец, а оттуда – в Задонск. На 1 марта 1942 года Орловская и Брянская школы подготовили по 5 тысяч диверсантов и разведчиков. На оккупированной территории Орловской области только 4-й отдел управления НВКД курировал 70 партизанских отрядов и 500 диверсионных групп, подготовленных в Орловской и Брянской школах.

Фото: «Рельсовая война», источник

Благодаря профессиональному обучению, орловские партизаны смогли стать родоначальниками «рельсовой войны», которая получила широкое распространение в тылу врага. По решению Центрального штаба партизанского движения (ЦШ) операция проводилась с 3 августа по 15 сентября 1943 года. Она началась в разгар сражения на Орловско-Курской дуге с целью нарушения коммуникаций немецко-фашистских войск и срыва переброски подкреплений к линии фронта.

Единое видение как ее вести сложилось не сразу. ЦШ настаивал на необходимости взрывать железнодорожные пути, чтобы нарушить сообщение. Старинов же был категорически против такой стратегии. По его мнению, нарушенное сообщение осложняло жизнь не только немцам, которые приспособились быстро восстанавливать железнодорожные пути, но и русским, которые также не могли воспользоваться железной дорогой. Кроме того при подрыве рельсов гибло много людей, а результат был мизерным. Старинов предлагал взрывать не пути, а эшелоны с продовольствием и боеприпасами.  

Тем не менее, операция «Рельсовая война» продемонстрировала воинское мастерство партизанских отрядов. За время войны орловские партизаны и подпольщики в общей сложности истребили более 145 тысяч немецких солдат и офицеров, уничтожили 120 самолетов, пустили под откос 994 паровоза, взорвали более 2 тысяч автомашин с живой силой и военными грузами, 193 танка и бронемашины, а также свыше ста мостов. 

Фото: бюст Ильи Старинова в поселке Стрелецкий, источник

А деятельность полковника Старинова продолжила существовать и после окончания Великой Отечественной войны. Его опыт передали бойцам спецподразделений, которые вели диверсионную работу во многих горячих точках XX века. Заложенные еще в Орловской школе партизанских кадров основы диверсионной работы активно применялись в Афганистане. 

Илья Старинов умер в 2000 году в возрасте ста лет, но его дело продолжает жить до сих пор. В Болхове был открыт памятник легендарному диверсанту, в Орле в его честь была названа улица, а на месте Орловской школы  «пожарников» появилась площадь, названная его именем. На ней расположен бюст Старинова  и памятник в его честь. Вздыбленные бетонные стрелы имитируют мощный взрыв, а искореженные рельсы напоминают о многочисленных подвигах орловских партизан и подпольщиков. Навыки полковника и сегодня используют спецслужбы всего мира.