«Километров пятнадцать нам пришлось догонять немцев»: как советские бойцы вступили в бой с врагом под Болховом
Как Бориловское сражение повлияло на освобождение Орла
© Библиотека № 2 БЦ "Екатеринбург" / Место первого боя 10-го УДТК - село Борилово Орловской области
9 мая 2024 года Россия отмечает 79-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. В годы войны орловская земля находилась под немецко-фашистской оккупацией. Позднее именно здесь произошел коренной перелом, в ходе которого стратегическая инициатива окончательно перешла советским войскам. Об Орловской наступательной операции написано немало книг, ее изучают на уроках истории в школах. Однако об отдельных сражениях знаковой операции известно не так уж много. В годовщину Великой победы “Орловские новости” расскажут своим читателям о Бориловском бронетанковом сражении, оказавшем большое влияние на освобождение Орла и страны в целом. В подготовке материала “ОН” помог доктор исторических наук Егор Щекотихин. Также мы использовали материалы из его книги “Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной. Битва за Орел”.
Предпосылки к битве
К началу третьей декады июля 1943 года Орловская наступательная операция или операция “Кутузов” зашла в тупик. Тем не менее Ставка ВГК и Генштаб Красной Армии не отступились от плана устроить немцам под Орлом второй Сталинград.
Тогда 4-й танковой армии под командованием генерал-лейтенанта Василия Баданова поставили задачу за сутки прорвать немецкую оборону к юго-западу от Болхова и перерезать коммуникации врага (железную и шоссейную дороги Орел — Брянск) на участке Шахово — Хотынец.
Сражение неимоверной концентрации бронетанковых сил
Бориловское сражение охватывает временные рамки с 26 июля по 4 августа. Как отмечает в своей книге Егор Щекотихин, битва проходила в два этапа. Первый этап (с 26 по 28 июля) включает боевые действия войск по прорыву первого рубежа немецкой обороны на участке Лучки — Шемякино — Ивлево, а также штурм первого рубежа обороны противника на реке Орс. В ходе второго этапа советские военные штурмовали второй рубеж обороны немцев на реке Нугрь.
Перед началом битвы вся группа Василия Баданова насчитывала 978 танков и самоходных артиллерийских установок, а у немецкой группы генерал-лейтенанта Йозефа Гарпе было 384 танка и САУ.
В беседе с корреспондентом “ОН” Егор Щекотихин подчеркнул, что бои в целом на Орловском плацдарме и в районе села Борилово принципиально отличались от боев под Сталинградом и Москвой. Именно на орловской земле обе стороны стали активно использовать танки и САУ, а пехота отошла на второй план.
“В Бориловском сражении активно применялись самоходные артиллерийские установки. В большей степени САУ использовали немцы. Они по боевой возможности превосходили танки. У немцев к 1943 году на Орловском плацдарме было примерно 50% танков и 50% сильных самоходных артиллерийских орудий”, - объяснил наш собеседник.
Егор Щекотихин уточняет, что на участке фронта всего лишь в 17-20 километров оказалось сосредоточено около 1,4 тыс. единиц бронетехники с обеих сторон. И это несоизмеримо со многими другими известными сражениями Великой Отечественной войны.
“Сражение неимоверной концентрации бронетанковых сил на каждый километр фронта”, - добавил он.
Автор: Орловский военно-исторический музей, источник *(фото иллюстративное, ход Орловской наступательной операции)
В бой
26 июля ударная группа Василия Баданова начала штурм хорошо укрепленных позиций врага. Это не стало неожиданностью для противника - немцы смогли дать серьезный отпор советским бойцам.
“На рубеже Прилепы, Лунево, Мал. Чернь, Дмитров (Дмитровское - прим. Егора Щекотихина) армия встретила сильно развитую противотанковую оборону с наличием ПТ артиллерии, минных полей, прикрываемых самоходными орудиями и группами 15—20 танков. Преодолевая упорное сопротивление противника, взламывая его оборону в течение 26.7.43 г., армия имела незначительный успех”, - указано в “Докладе 4-й ТА» о первом дне наступления.
Несмотря на усилия советских военных, в первые сутки выполнить задачи, поставленные руководством Генштаба Красной Армии и ставки ВГК, не удалось. Вместо быстрого прорыва немецкой обороны, наши бойцы вступили в затяжные и кровопролитные бои. Противник, узнав о планах советского командования, стал перебрасывать подкрепление в район села Борилово. Позднее Герой Советского Союза Василий Зайцев, участвовавший в боях близ Борилово, писал, что на этот участок немцы направили танковые части, “вооруженные новейшими танками типа «тигр», самоходными артиллерийскими установками типа «фердинанд», артиллерийские противотанковые части”.
Тем не менее в ходе сражения настоящий героизм и самоотверженность проявляли советские бойцы. “К вечеру немцы снова перешли в наступление. Наши бойцы поднялись в атаку. Когда кончились патроны, командир батальона скомандовал: «Ножи!» И уральцы-добровольцы кинулись на немцев с черными ножами, но сам командир батальона был убит. Позднее немцы бросали листовки: появились черти с «черными ножами». И километров пятнадцать нам пришлось догонять немцев — так они бежали от страха”, - так вспоминала те дни старший сержант медслужбы 30-й мотострелковой бригады Уральского танкового корпуса Евгения Безгодова-Трапезникова.
Ножи уральских танкистов-добровольцев, источник фото
Немало уральских добровольцев пало в ожесточенных боях в районе села Борилово. Много молодых ребят из танковых экипажей сложили головы 30 и 31 июля. “ Это были кульминационные дни сражения, когда буквально проламывалась немецкая неприступная стена из огня и металла”, - написал в своей книге Щекотихин.
По воспоминаниям выпускника Орловского бронетанкового училища имени М.В. Фрунзе, гвардии генерал-лейтенанта танковых войск, дважды Героя Советского Союза Михаила Фомичева, в боях за Борилово уральских добровольцев активно контратаковали немецкие танки. “Повсюду шли яростные схватки, нередко один наш танк дрался с двумя-тремя фашистскими машинами. Скоро все поле было охвачено огнем. Кругом пылали вражеские танки”, - писал он.
Бегство немцев и освобождение городов Орловщины
В общей сложности за десять дней ударная группа Баданова смогла продвинуться в южном направлении на глубину 20—25 км. Лишь через девять дней непрерывных боев советские бойцы полностью преодолели второй глубокоэшелонированный рубеж.
На десятые сутки наступления советские войска остановились на третьем рубеже немецкой обороны (река Моховица) и далее продвижения не имели. Так завершилось Бориловское бронетанковое сражение.
В ночь с четвертого на пятое августа 4-я танковая армия провела 50-километровый марш на северо-запад в район н.п. Корытино, Мыврино (ныне Мымрино), Вязовая, Дернова, Пешкова для осуществления прорыва обороны противника на Хотынецком направлении.
Сражаясь под Болховом, советские бойцы фактически повлияли на судьбу Орла - город смогли освободить без страшных боев.
При продвижении группы Баданова в южном направлении орловская группировка противника решилась начать отход на Запад, на еще не подготовленный для прочной обороны рубеж «Хаген» (сооружения восточнее Брянска, находившиеся на правом берегу реки Десны).
“Именно по этой причине наши войска не штурмовали Орел, как это было с Болховом, а вошли и освободили город без боя, если не считать небольшие стычки с арьергардами противника на его окраинах”, - пояснил в своей книге орловский историк.
Собственно в ходе Бориловского сражения был ликвидирован болховский бастион противника.
Потери
Перед наступлением советских войск группировка противника насчитывала более 60 тыс. человек. При этом общая численность ударной группы генерал-лейтенанта Василия Баданова (с учетом 5-го и 25-го танковых корпусов) составляла 62 тыс. человек.
Как удалось установить историку Егору Щекотихину, за десять дней Бориловского сражения безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) в ударной группе Баданова приближались к 4 тыс. человек. Еще около 8 тыс. советских бойцов получили ранения. Однако, в своей книге историк указывает, что в этих данных не учитываются потери стрелкового корпуса 11-й гв. армии. Последние также принимали участие в прорыве обороны противника на этом участке.
Тем временем в Бориловском сражении погибли и без вести пропали почти 1,2 тыс. немецких бойцов из группы Йозефа Гарпе. В боях на этом участке под Болховом были ранены около 3 тыс. немецких военных. Как подчеркивает в своей книге Егор Щекотихин, эти цифры приблизительные.
Большие потери среди советских бойцов нормальны, ведь нашим бойцам приходилось прорывать серьезную оборону противника. При этом немцы занимали более выгодные рубежи.
Что касается безвозвратных потерь в технике, то для советских бронетанковых сил они составили 396 танков и самоходных артиллерийских установок.
Безвозвратные потери танковых частей и соединений противника приближались к 100 единицам бронетехники.
Память
Автор фото: Библиотека № 2 БЦ "Екатеринбург" , Источник
В селе Борилово Болховского района хранят память о павших защитниках Родины. Здесь рядом с братским захоронением 288 солдат и офицеров 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса установлена скульптура коленопреклоненного солдата со знаменем в руках.