logo
Орловские новости

«Отправили в деревню без интернета». Как орловцы борются с зависимостью детей от гаджетов

Орловцы поделились опытом борьбы с зависимостью детей от гаджетов

icon 02/04/2024
icon 08:30

© Pxhere.com

Pxhere.com

Сложности с общением, плохое зрение, опасные увлечения и подражание дурным примерам - все это побочные эффекты использования гаджетами детьми и подростками. “Орловские новости” разбирались, действительно ли все серьезно и как с этим бороться.

Оксана – мать уже взрослой 18-летней дочери. При этом, почти все эти 18 лет у ребенка были проблемы с гаджетами. Начиналось все с того, что в двухлетнем возрасте девочка брала телефон  у родителей и просто смотрела мультики. В пять лет у нее уже был планшет, что дало возможность увлечься игрой “Майнкрафт”.

В семь появился и свой телефон – посещая школу, нужно было оставаться на связи с родителями. По словам Оксаны, именно в этот момент родители первый раз поняли, что от гаджетов можно ожидать чего-то нехорошего. Это случилось из-за того, что у дочки начало падать зрение. В 10 лет ей уже выписали очки, и ситуация продолжала ухудшаться.

Но зрение – только часть проблемы. Проблемы с ним бывают и врожденными. Бич современного времени – это цифровая зависимость, которую некоторые специалисты ставят в один ряд с другими, более привычными взрослым людям зависимостям (табачной, алкогольной, пищевой, а также игроманией).

“Когда дочери было 13 лет, я зашла в два часа ночи в ее комнату и увидела, что она сидит в телефоне. Я попыталась несколько раз его отнять, и у меня ничего не получилось. Человек уже был зависим от гаджетов, и были скандалы”, - вспоминает Оксана.

Но и агрессия, которую ребенок или подросток проявляет в ответ на попытку лишить привычного гаджета – тоже еще не самое плохое. Все слышали про многочисленные трагедии, происходившие с подростками, подписанными на сообщества вроде “Синий кит”.

Как правило, это происходит неожиданно для взрослых. Но в наши дни угроза “Синего кита” была достаточно хорошо освещена СМИ, и часть родителей к ней более-менее готова. Но во всемирной сети есть бесчисленное количество других модных течений, которые освещены в меньшей степени. Контент, который могут бесконтрольно потреблять дети, зачастую шокирует даже вполне демократичных родителей.

“Через какое-то время мы заметили, что она сидит на плохих каких-то сайтах. Тогда я еще не умела пользоваться родительским контролем, а дочь уже умела его отключать”, - рассказала Оксана.

Как оказалось, речь шла об увлечении одной из корейских субкультур, в которой велась запрещенная в России ЛГБТ-пропаганда, а девочки-фанатки стремились быть похожими на чрезмерно худощавых корейских девчонок.

Конечно, сексуальная ориентация и пищевые предпочтения – это личное дело каждого. Но в данном конкретном случае контент был ориентирован на заведомо несовершеннолетних потребителей, которым еще сложно иметь свое взвешенное мнение. Образ однополых пар,  подаваемый  в качестве стандарта, может усваиваться даже теми подростками, у которых нет тенденций к гомосексуализму. А стремление любой ценой стать “стройной” может привести к госпитализации из-за анорексии.

В нашей истории, к счастью, до этого не дошло. Понимая серьезность ситуации, родители вовремя распознали и купировали угрозу.

“Когда мы увидели, что она сидит на проблематичных сайтах, мы отправили ее в деревню без интернета. Две недели она там пробыла, были истерики и психи. Сейчас проблема с проблемными сайтами решена, но все равно она говорит, что в интернете ей легче общаться с подругами, потому что обычные друзья ее не понимают. А в интернете люди из разных городов и даже стран, и они находят общие интересы”, - объяснила мать уже совершеннолетней девушки.

“В детском саду мне вынесла мозг, что хочет в Дубай”

Зоя Овчинникова, возглавляющая Городской образовательный центр психо-педагогической, медицинской и социальной помощи, рассказала “Орловским новостям”, что история Оксаны не уникальна, и к таким проблемам следует быть готовыми любым будущим родителям. Действующие же родители, скорее всего, и сами уже понимают, что проблема гаджетов крайней масштабна.

“Люди приходили, где была уже зависимость. Это уже болезнь. И дальше — уже детский психиатр. Есть психологи, которые работают в образовании, есть психологи медицинские. Но если это все не помогает, то дальше уже идут неврологи и детские психиатры. И это намного серьезнее. В школьном возрасте еще можно бороться, дальше уже — не очень позитивное окончание”, - признается Овчинникова, настаивающая, тем не менее, на том, что при своевременном вмешательстве взрослых ситуацию можно исправить.

Таким образом, невинный телефон в руках ребенка, очевидно, в некоторых случаях приводит сразу к двум зависимостям. Во-первых, ребенку нужен сам гаджет. Ведь он в любое время суток может стать источником постоянного потока приятных ощущений (в отличие от реальной жизни, где кроме удовольствий полно вполне нормального, но неприятного опыта). Во-вторых, ребенок может быть зависим от контента и сетевых сообществ. Не всегда легко найти общие интересы с теми, кто живет рядом. Зато в интернете всегда найдутся новые увлечения и сверстники, которые их разделяют. Другое дело – как эти увлечения отразятся на жизни самого ребенка.

Когда речь идет о девочках, то они могут “подсесть” на упомянутую уже моду на худобу. У мальчиков же, очевидно, могут возникать проблемы с насилием, в том числе – буллингом (травлей) сверстников. Такие проблемы бывали и до появления гаджетов, но развитие технологий тоже вносит свою лепту.

“В отношении несовершеннолетних преступлений, совершенных посредством интернета, в 2021 году зафиксировано (в Орловской области – прим. “ОН”) было 8, в 2022 — 16, а в 2023 — 49. Здесь могут быть разные преступления, но все они совершены посредством использования интернета”, - поделился с нами актуальной статистикой Константин Домогатский, уполномоченный по делам детей в Орловской области.

По его словам, проблема настолько актуальна, что в Орле на базе Семейных МФЦ уже в ежемесячном режиме проводятся “Родительские гостиные”, на которых одна из главных тем - безопасное использование интернета. А параллельно работает проект “Твои права и обязанности”, в рамках которого уже идет правовое просвещение непосредственно самих детей.

“Рассматриваем в том числе проблемы травли и буллинга через соцсети, потому что многое из реальной жизни переносится и в цифровую среду. Встречаясь с ребятами, которые допустили нарушения и переступили закон, понимаю, что иногда дети даже не понимают, что переступают закон”, - поделился наблюдениями Домогатский, у которого и у самого двое детей школьного возраста.

Образцы поведения, которые дети “срисовывают” с интернет-персонажей, не всегда депрессивны и смертельно опасны.

Например, Ирина, мать двоих детей (три месяца и четыре года), в определенный момент обратила внимание на изменение в поведении дочери. Только через некоторое время пришло понимание, что та пародирует Машу из известного мультфильма.

“Она смотрела “Машу и медведь” и копировала поведение Маши. Во всем! Позже сама научилась переключать, включала все, что есть на Ютубе. Без разбора”, - рассказала Ирина.

По словам матери девочки, ограничение просмотра мультфильмов и контроль за их содержимым минимизировал нервозность ребенка, а также сделали ее речь более разборчивой.

В более старшем возрасте пародировать Машу вряд ли кто-то будет, но для этих детей есть другие “герои”, влияние которых родителей огорчает как минимум не меньше.

“Младшая дочь была зависима от планшета и телефона. К сожалению, смотрела там не мультики, а блогеров. Родители снимали, как покупают своим детям разные игрушки, возят по заграницам. Вот тогда была жопа. Она еще в детском саду мне вынесла мозг, что хочет в Дубай. И игрушки приходилось покупать, как у детей блогеров”, - даже спустя несколько лет, хватаясь за голову, вспоминает другая мать двоих детей, Анна.

Олег работает в полиции. У него 11-летний сын и 3-летняя дочь. Если младший ребенок пока еще смотрит невинные мультики, то старший, по словам отца, уже не представляет себе жизни без постоянного доступа в интернет. Это вызывает опасения родителей, но и создает новые воспитательные инструменты.

“Я его за плохое поведение на две недели интернета лишил. Вообще в его части дома не было подключения. И уехал в командировку. Возвращаюсь, он кричит – “Папа, это не жизнь!” Но зато переосмыслил свое поведение”, - рассказал Олег.

“Не могут нормально общаться со своими сверстниками”

Надежда Кондратьева, главный врач Детской поликлиники № 2, разделяет мнение родителей о том, что бесконтрольное использование гаджетов вредит детям. Она на этот вопрос смотрит с профессиональной точки зрения. Ее компетенции - офтальмология и соматика.

Кондратьева соглашается с тем, что в 21 веке совершенно без гаджетов прожить нельзя никому, но отмечает, что очень важен возраст, когда начинается потребление медиа-контента.

“До семилетнего возраста детям вообще это противопоказано. С 7 до 10 лет – минут 15 в день, я имею в виду телефон. До 14 лет безопасны 25 минут. Старше 16 лет – 30 минут. Все остальное идет во вред. Думаю, что вред идет не только глазам, но и нервной системе, а также психике.

С точки зрения соматического здоровья долгое использование гаджетов ведет к обездвиживанию ребенка. Он ведет малоподвижный образ жизни, если проводят весь дома за гаджетами. Ребенок здоров, когда он двигается. Тогда и мышцы в движении, он развивается”, - рассказала главврач детской поликлиники.

При этом, к телевизору у нее более толерантное отношение – экран намного больше и вреда глазам меньше. Поэтому детям двух-трех лет она рекомендует разрешать смотреть мультфильмы по 15 минут в день, после трех лет – больше.

Многочисленные опрошенные нами мамы согласны с рекомендациями Надежды Кондратьевой, но признаются, что столь жесткие ограничения ставить у них нет возможности. Для этого мешают домашние дела, а мультфильмы позволяют отвлечь ребенка на некоторое время. Этого дает возможность помыть посуду, постирать одежду и приготовить еду.

Надежда Кондратьева, впрочем, такие аргументы не принимает:

“Всю жизнь так было. В декрете сидели, но находили время поговорить с ребенком, какими-то развлекательными играми его отвлечь. Книжки рассматривать, мозаику, пазлы и пирамидки собирать. Но не давать ему в руки телефон!”, - настаивает медицинский специалист.

Среди опрошенных экспертов и родителей не нашлось ни одного человека, приветствующего многочасовые погружения детей в цифровую среду

Rawpixel.com для Freepik, источник

В ходе опроса орловских мам выяснилось, что, когда речь заходит о гаджетах, они все-таки разделяют использование телефонов и просмотр мультфильмов по телевизору. О том, что телефоны и планшеты – это зло, заявляет практически каждая первая. Мультфильмы и телепрограммы, при этом, большой настороженности не вызывают. После подробных расспросов абсолютно все признаются, что временами устраивают в этом вопросе вольницу.

Говоря о зрении и соматике, Кондратьева упомянула о важности того, чтобы родители находили время для разговоров с детьми. Эта тема являются сферой компетентности уже упомянутой ранее Зои Овчинниковой.

Как детский психолог, она вообще считает, что проблема гаджетов возникла исключительно потому, что детям тяжело общаться с родителями, а потребность в доверительных беседах никуда не исчезает, а лишь переориентируется на виртуальных “собеседников”.

“Семья должна показывать детям пример провождения свободного времени. У нас сейчас исчезли традиции. Практически все дети кушают сами по себе, а завтраки, обеды и ужины исчезли. Дети очень редко с родителями куда-то стали выходят. Живут сами по себе и не всегда интересны родителям. Накормлен ребенок, в школу ходит, значит проблем нет. А вот поглубже понять ребенка, поговорить, как мы говорили в наши времена – такое реже. Не спросить у него “как дела в школе”, а посидеть, поговорить”, - объясняет Овчинникова.

По ее словам, в Центр, директором которого она работает, часто обращаются родители детей и говорят, что ребенок совсем с ними не хочет общаться. Как правило, речь идет о подростках, начиная с восьмого класса и старше, но бывают случаи и моложе.

“Он в комнате закроется и чем-то занимается. Ну понятно, что он занимается в телефонах, планшетах или где-то еще. А все потому, что время уже упущено. Сейчас у детей очень маленький словарный запас. А потому что родители должны озвучивать детям все, что рядом. Это дерево, это солнце, это снег, это машина. А сейчас пропал открытый диалог родителей с детьми. И ребенку легче одному жить. Он откроет телефон и будет узнавать ту информацию, которую должен был рассказать родитель. А он все это в неизвестно каком виде находит в интернете”, - делится опытом Овчинникова.

При этом, специалист отмечает, что значительная часть проблемы заключается в том, что и сами родители чрезмерно много времени проводят с гаджетами. Этим они не только подают пример детям, но и обрывают контакт с ребенком.        

“Мама одна забрала ребенка, наверное, из детсада, они сели в маршрутку. И ребенок все время ей в окно показывает, какие деревья красивые. А мама совершенно не реагирует. И ребенок один в окно смотрит. А у мамы телефон”, - поделилась Зоя Овчинникова одним из многочисленных наблюдений.

По словам нашего эксперта, в Орле уже есть прецеденты, когда с социализацией ребенка возникали такие проблемы, что его приходилось переводить на надомное обучение. Это случалось, когда у ребенка (чаще - подростка) отпало желание ходить в школу и вообще выходить из дома, а взрослые ничего с этим не могли сделать. Пока таких случае немного, но нет причин считать, что проблема решится сама собой.

“У него виртуальные друзья и игры. Ему там интереснее. А в школе нужно уметь общаться со сверстниками, с педагогами… Изначально родители теряют эмоционально-личностную связь, и ребенку не интересно становится с ними. Идет потеря своего ребенка. Я часто такие семьи вижу, они каждый день ко мне приходят. Сначала родители не хотят общаться с ребенком, а потом — уже ребенок, потому что ему не интересно”, - предостерегает Овчинникова тех родителей, которым еще не поздно принять меры.

Трудности в развитии и социализации, которые ожидают детей с цифровой зависимостью, предрекают и люди из орловской общественно-политической среды. Так, Светлана Ковалева, областной депутат и президент местной “Торгово-промышленной палаты”, очень довольна тем, что ее старшая дочь (сейчас ей уже 23) в свое время увлеклась конным спортом. На фоне любимого “реального” хобби, гаджеты ей самой были не очень интересны, поэтому проблем и не возникало. Но о том, что у других детей иногда все складывается хуже, Ковалева знает:

“Дети, которые постоянно сидят в гаджетах, не развиваются. У них формируется клиповое мышление, и они не могут фокусировать внимание дольше 15 секунд. Еще у них отсутствует воображение, потому что они теряют возможность что-то прорисовывать у себя в голове. И они менее социализированы, потому что не могут нормально общаться со своими сверстниками”, - уверена областной депутат, воспитывающая второго, пятилетнего ребенка.

“Неизбежное зло, которое необходимо приручить”

Признавать проблему не всегда приятно. Но в случае с гаджетами, судя по всему, даже в орловской глубинке у людей уже сформировалась однозначная позиция. Гаджеты – это зло, но и избежать его невозможно. Остается теперь понять, как с этой проблемой жить. Как оказалось, в Орле есть родители, вполне довольные своим опытом.

“Моя дочь проводит с мультиками достаточно много времени. К сожалению.... Хотелось бы меньше. С одной стороны, сейчас очень много обучающих передач и мультфильмов: дети учат цвета, буквы, цифры, животных. Есть игры на логику. С другой стороны, садится зрение и многие малыши становятся немного замкнутыми от гаджетов. Хорошо, если родители это заметят и ограничат”, - поделилась своим мнением Евгения, мать двоих детей, сейчас воспитывающая четырехлетнюю дочь.

Евгения считает, что полностью ограничить в гаджетах невозможно, да и не нужно. Но важно пытаться переключать его внимание и предлагать что-то еще.

“Сажать рядом с собой с кубиками и приучать к книгам”, - рекомендует Евгения.

Олеся, мать девятилетнего мальчика и шестилетней девочки, считает, что нужно не только минимизировать время в сети, но и, беседуя с детьми, объяснять им, чем вызваны ограничения взрослых. По ее словам, такие беседы должны носить повторяющийся характер, поскольку с первого раза объяснить что-то тяжело, но потом происходит привыкание к новым правилам. Основной аргумент сопротивляющегося ребенка – “Васе родители разрешают”.

“У Васи свои родители, которые несут ответственность за него, и могут разрешать ему хоть с крыши прыгать. А за своих детей я отвечаю, и значит несу ответственность и за здоровье, и за образование, и за их будущее. И нравится им или нет, но придется принять такие условия”, - строго пересказала свою позицию Олеся.

Как оказалось, к “цифровому” вопросу в ее семье не только относятся серьезно, но и уже существует четкий регламент, определяющий, что можно, а чего нельзя.

“Телефонами пользуются каждый день. Строго ограничиваю время за телефоном и телевизором. На телефонах стоит родительский контроль времени. Отключаются через час использования. Телевизор тоже не больше часа, за исключением семейного вечера кино, когда смотрим полнометражные мультфильмы”, - рассказала о своем “цифровом уставе” орловская мать.

Светлана Ковалева акцентирует внимание не столько на времени, которое дети проводят в онлайне, сколько на том, чем именно они там занимаются и какими конкретно сервисами пользуются.

“Детям не нужно давать гаджеты без контроля. Это неизбежное зло, которое необходимо приручить. Нужно загружать на детские гаджеты полезные программы. Моя дочь, допустим, играет в “Майнкрафт”, “Тока Бока”, “Зебра”. Когда ребенок проводит время там, он развивается”, - считает областной депутат.

Юлия, мать четырехлетнего ребенка, тоже уделяет внимание именно качеству контента. По ее словам, есть медиа-продукция, которая ребенку не нужна вообще.

“Идет фильтрация - что можно смотреть, что нельзя. Исключаю мультфильмы, которые не качественно прорисованы, в которых слишком большое искажение реальных персонажей, непонятные летающие квадраты и подобное. Также мультфильмы с быстро меняющейся картинкой, элементами взрывов и драки. Навредить такие мультфильмы могут перегрузкой неокрепшей нервной системы ребенка, что приведет к нарушениям сна, поведения, режима ребенка”, - подробно рассказала о своей цензурной политике Юлия.

Она отметила, что исключив вредоносный контент, можно без проблем найти хорошо прорисованные добрые мультфильмы. Предпочтение по возможности отдается развивающим мультикам, а также детским песенкам.

Анна, дочь которой в детском саду требовала поездку в Дубай, рассказала, что с возрастом девочка начала понимать, что намного интереснее сделать что-то своими руками или сесть порисовать. Интерес к гаджетам удалось значительно притупить, как ребенок “подсел” на лепку фигурок из легкого пластилина. После этого девочке “зашли” занятия в художественной школе.

“Главное, я считаю, всякие секции и кружки насильно не навязывать. Нужно дать ребенку возможность попробовать разное и понять, что на самом деле его”, - рассказала Анна, пояснив, что ранее ее дочь пробовала бальные танцы и легкую атлетику, однако ей эти секции пришлись не по душе.

Константин Домогатский, сталкивающийся с темой гаджетов по работе, имеет и собственный семейный опыт. Анализируя свой и чужой опыт, он дает универсальные рекомендации:

“Родителям нужно подавать пример детям. Я думаю, что если родитель имеет активную жизненную позицию и понимает важность социализации и развития коммуникативных навыков ребенка, то естественно надо проводить больше времени вне гаджетов и интернета. Сегодня есть инфраструктура кружковой деятельности и развития творческих способностей. Надо находить для этого время. Я, как отец, пришел к тому, что должно стоять ограничение на использование ребенком гаджетов. Также подключена функция детского контента, где мы понимаем, что там отфильтрованная информация”, - поделился мнением уполномоченный по делам детей.