«Не витамины ведь получают, а жизненнонеобходимый препарат»: как орловцы выбивают положенные по закону лекарства и что говорят во власти
©
Не так давно в прокуратуре области заявили, что с начала года в регионе выявили более тысячи нарушений при обеспечении льготной категории граждан бесплатными лекарствами и медицинскими изделиями. О проблемах в этой сфере нередко заявляют и сами жители, обращаясь в СМИ и силовые структуры. «Орловские новости» пообщались с чиновниками и представителями ведомств, чтобы понять, почему из года в год возникает эта проблема, почему она носит массовый характер, а также собрали реальные истории орловцев, чтобы показать, что это не просто цифры, за ними стоят реальные люди. А что из этого вышло – читайте в нашем материале.
Немного цифр: 70 представлений и два уголовных дела
В прокуратуре области на запрос «Орловских новостей» ответили, что в 2022 году в ведомство поступило 781 обращение от жителей о нарушении прав в лекарственном обеспечении. Все они дошли до суда, который возложил на департамент здравоохранения региона обязанности по обеспечению обратившихся необходимыми лекарствами.
«Внесено 70 представлений, в органы предварительного расследования направлено два постановления, по результатам рассмотрения которых возбуждено два уголовных дела», - заключили в областной прокуратуре.
В ведомстве также добавили, что вопрос льготного лекарственного обеспечения находится на постоянном контроле.
«Для судов нужны силы»
За этой статистикой стоят реальные люди, а есть еще и те, кто не вошел в нее. Проблемы с обеспечением лекарствами испытывают пациенты в разных сферах: это и онкозаболевания, и сердечно-сосудистые, и сахарный диабет. С некоторыми из них мы пообщались.
Под одним из постов на странице орловского депздрава комментарий оставила орловчанка Олеся Дячук.
«Почему люди с онкологией уже второй месяц не могут полноценно лечиться? Все сроки по протоколам срываются. Не витамины ведь получают, а жизненнонеобходимый препарат!», - возмутилась она.
К слову, комментарий был оставлен в начале июля, мы списались с девушкой уже в сентябре. Она ответила, что на сегодняшний день лекарство есть, но с момента начала СВО и до августа были перебои с паклитакселом (его назначают при онкозаболеваниях).
«Проблемы с получением лекарств есть в поликлинике по месту жительства. В онкологии назначение дают, а получить не могу», - пояснила собеседница «ОН».
На вопрос о том, приходилось ли ей обращаться в суд, девушка ответила: «Конечно, [приходится] покупать. Для судов нужны силы, а у меня лечение еженедельное. Нет ни сил, ни желания».
Другая жительница региона Екатерина Жильцова столкнулась с перебоями в лекарственном обеспечении своего отца, который имеет группу инвалидности по сердцу.
«Перебои постоянные, часто за свой счет покупаем. Пока не напишешь Клычкову, или Шувалову – ничего не дают», - рассказала она.
Девушка также переслала «ОН» одно из своих обращений к чиновникам в соцсетях, отправленное в конце августа (имеется в распоряжении редакции).
«Валсартан не получали ни разу с марта месяца, дапаглифлозин с июня на отсрочке. В этот раз дали вообще один бисопролол. Причем пока лекарство на отсрочке, на новый месяц нам его даже не выписывают. Мы уже какой раз вынуждены покупать дорогостоящие лекарства за свой счет. Как нам получить положенные лекарства? Кто нам возместит затраты на покупку бесплатных лекарств, если в Орловской области нет данных лекарств?», - гласит сообщение.
Собеседница предположила, что если бы не приходилось писать чиновникам, то и вовсе ничего бы не добилась.
Родители детей-инвалидов с сахарным диабетом из Орла обратились лично к главе регионального СУ СК. Август 2022 года
Еще одна нашумевшая история минувшего лета в сфере здравоохранения – невозможность получить медицинское обеспечение для детей, страдающих сахарным диабетом. Мы нашли и такого пациента.
Юлия Снурницына также на странице облздрава «ВКонтакте» оставила комментарий, в котором рассказала, что ее ребенку 19 июля выписали инсулин, но получить его своевременно не получилось. Позже в беседе с корреспондентом «ОН» она расскажет, что перебои случаются постоянно.
«[Нужны] лекарства для детей-инвалидов с сахарным диабетом первого типа. Это полоски и иголки нужного размера и даже инсулин, не говоря о дополнительных медпрепаратах. Перебои возникают периодически. Сегодня нет одного, а в следующий раз – другого. Тест-полоски покупаем, как только заканчиваются выданные, или если не выдали вовремя, то покупаем сами. Иглы для шприц-ручек нужного размера (четвертый) покупаю сама, так как выдают размер пять, но для ребенка это многовато, когда колешь от пяти раз в день при хорошем раскладе, а то и большее количество раз», - рассказала Юлия.
В суд она не обращалась, так как ребенок болеет всего полгода.
«Но суета с отсрочками лекарств изматывает, когда можно заниматься компенсацией диабета своего ребенка и работой. Тот же инсулин РинФаст не продается в аптеках. И это очень печально: купил бы, но не можешь. А полоски, иглы, ланцеты – все это очень дорого», - добавила орловчанка.
«Осуществить закупку одномоментно не представляется возможным»
Это только три истории. Всего же в регионе (по предоставленным в правительстве Орловской области данным) 53,4 тыс. человек имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в рамках амбулаторного лечения.
Как пояснили чиновники, из них 11 746 получают лекарства за счет федерального бюджета, 40 503 – регионального. Кроме того, 112 человек страдают жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями. Еще 1 132 человека имеют право на обеспечение лекарственными препаратами в рамках реализации федерального централизованного обеспечения высокозатратных технологий.
В 2022 году на лекарственное обеспечение льготников предусмотрено 1,008 млрд рублей, из них 813,3 млн рублей – за счет регионального бюджета.
И.о. руководителя департамента здравоохранения Орловской области Владимир Николаев на комитете облсовета
Уровень контрактации, по состоянию на 1 августа, составил 85,7%, процент освоения денежных средств – 80%, следует из ответа и.о. главы регионального депздрава Владимира Николаева на запрос «ОН».
Николаев пояснил, что за истекший период 2022 года было выписано 225 147 рецептов на бесплатные лекарственные препараты, в том числе по федеральной льготе – 62 978 рецептов, по региональной – 142 026.
При этом чиновник заявил, что число рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении за последние три месяца снизилось практически вдвое. Так, на отчетную дату апреля 2022 года – по федеральной льготе было 5 225 рецептов, на 1 августа – 2 916, по региональной – 3 066 в апреле и 1 445 в августе.
«Анализ рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении показал, что за исключением действующих рецептов, выписанных на лекарственные препараты отсутствующие на фармацевтическом рынке другие рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия выписаны сверх основной заявки. В числе других рецептов лекарственных препаратов закуплены, доставлены и поставляются в аптечные организации по графику, рецепты на лекарственные препараты в отношении которых произошла задержка поставок, рецепты лекарственных препаратов, по которым закупки не состоялись, аукционы размещены повторно», - отметил Николаев.
Чиновник поясняет, что закупка осуществляется по более чем 1 130 препаратов, подготовка к закупке которых требует наличие коммерческих предложений, подготовки технического задания и необходимой документации по каждой процедуре.
«Осуществить закупку необходимых лекарственных препаратов одномоментно и в короткие сроки не представляется возможным ввиду требований действующего законодательства. Заключение прямых контрактов ограничено суммами, несопоставимыми в ряде случаев с ценами на лекарственные препараты. Кроме того, согласно постановлению областного правительства, закупки по контрактам свыше 1 млн рублей осуществляются исключительно через департамент экономического развития и инвестиционной деятельности региона», - объяснил и.о. главы депздрава.
Также чиновники признали, что существует проблема с обеспечением дорогостоящими лекарственными препаратами пациентов, страдающими тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, не включенными в перечень заболеваний, утвержденном на уровне правительства России.
«Перечень заболеваний, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по которому детей осуществляет Фонд «Круг добра», не соответствует постановлению правительства России №403, что влечет за собой проблемы с обеспечением пациентов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями после достижения 18-летнего возраста (особенно при условии достижения хорошей компенсации и отсутствии показаний к определению 1 или 2 группы инвалидности)», - следует из ответа на запрос «ОН».
«Все решается в ручном режиме»
При всем при этом у Орловской области есть сенатор, который не только является членом Совета Федерации, но и медиком, а значит тема ему близка. Корреспондент «ОН» связалась и с политиком. Проблема, как оказалось, ему известна.
«Действительно такая проблема существует, но это проблема не только нашего региона. Это федеральная проблема, поскольку средств, которые выделяются, особенно на федеральных льготников, не хватает, и для приобретения таких лекарств средства выделяются постоянно. А еще многое зависит, конечно, от проведения закупочных процедур. Действительно существует проблема, что не выходят многие поставщики, также есть логистические проблемы, то есть препараты закупаются, но вовремя не доставляются фирмами-поставщиками», - рассказал Владимир Круглый.
Отвечая на вопрос о том, как можно решить сложившуюся проблему, сенатор отметил, что проблема на федеральном уровне решается созданием единого регистра льготников. И эту работу ведет Минздрав.
«Это существенно исправит ситуацию: позволит и планирование улучшить, и вовремя проводить закупочные процедуры. А сейчас все это решается в ручном режиме. Проблема постоянная, но если посмотреть в динамике за последние год-два, то ухудшений во всяком случае нет. В связи с санкциями ожидалось, что эта проблема встанет более остро, но в основном, лекарства закупаются и люди обеспечиваются», - заключил Круглый.
Несмотря на это, проблема в регионе остается острой, и требует решения.
Елена Торубарова