Наверное, редко бывают такие спектакли, о которых вообще ничего не хочется узнавать, прежде чем что-то написать о них после просмотра. Спектакль, которым завершился международный фестиваль LUDI в Орле 7 июня – один из них.

Театральная Мастерская АСБ & Театр «Особняк» из Санкт-Петербурга представили трагифарс по пьесе Алекса Бьёрклунда «Машина едет к морю». Грустная история о мальчике-аутисте, дворнике и слепом деде. Маленькие люди, по Чехову, запертые в замкнутом пространстве. Один ничего не понимает, другой ничего не видит, третий вроде бы все видит и понимает, но ему не с кем, кроме первых двух, это обсудить. Дед постоянно слушает радио и ужасается от услышанного: тут война унесла жизни мирного населения, там подана заявка на гей-парад. Мальчик рисует какие-то каракули цветными карандашиками и требует квашенной капусты. Приходит дворник, приносит капусту и пытается общаться с хозяевами.

Мышиная возня, утомительные диалоги с паузами в несколько минут между репликами, вялотекущее развитие событий и три кретина в машине, несущейся к морю. За рулем – слепой дед. Казалось бы, зачем вы мне это все показываете? Кто-то не выдерживает и уходит уже после первого часа. Но большинство остается. И тут, неожиданно, в зале начинает звучать смех, доносятся вздохи, зрителей как будто затягивает в какую-то магическую воронку и вот они уже сами часть происходящего.


 

Тем временем энергетика спектакля стремительно усиливается, происходит что-то запредельное, это трудно, наверное, невозможно описать, но во время финальной сцены неожиданно замечаешь, как глаза увлажняются и по щекам скользят слезы. Смотришь по сторонам, а там – у всех такая же история…


 

Спасибо за эти эмоции. Иногда нам всем нужна такая встряска.

Денис Волин