В январе 2018 года в Центральном федеральном округе были завершены итоговые полуфиналы всероссийского управленческого конкурса «Лидеры России». В полуфинал вышел единственный представитель Орловской области Василий Воробьев. В интервью «Орловским новостям» он рассказал, почему решил принять участие в конкурсе, с какими трудностями пришлось столкнуться и что почерпнул для себя из всей этой истории.

- Василий Владимирович, расскажите, как проходил конкурс?

- Конкурс проводился в несколько этапов. Первый этап был дистанционным, включающим в себя несколько блоков. Проверялись интеллектуальные способности, знания, в первую очередь - это история России, география нашей страны, общественно-политические науки и русская литература. Следующий блок - числовой тест, где проверялись способности к работе с числами, графиками, таблицами, умение быстро считать и знания в сфере экономики. Третий этап – вербальный, на восприятие информации и логику. Далее шел следующий дистанционный этап, который проводился непосредственно перед полуфиналом – это тест управленческого потенциала, содержащий элементы психологического теста. По результатам сдачи каждого этапа круг участников сужался. По его результатам последнего выстраивался рейтинг по каждому федеральному округу. Я был 131-м в рейтинге по Центральному федеральному округу из 71628 участников, зарегистрировавшихся в ЦФО.

- А как вообще вы узнали о конкурсе?

- В связи с тем, что я работаю допоздна, когда прихожу домой телевизор практически не смотрю. Но я пользуюсь агрегаторами новостей. Считаю, что нужно всегда быть в курсе происходящего и в городе, и в стране. Я просто увидел сообщение о том, что по личному поручению Президента РФ проводится всероссийский конкурс управленческих кадров и мне стало интересно. Я решил попробовать испытать свои возможности – почему нет! Тем более это объективный конкурс, абсолютно независимый, то есть на него повлиять не может никто. И тесты сами по себе построены таким образом, чтобы в них нельзя было сжульничать. Кстати, сами дистанционные тесты в электронном виде – специальная программа. Таймер подсчитывает время, затраченное на ответ – невозможно подсмотреть правильные ответы ни в книге, ни в интернете, ни где-либо еще. Причем сами тесты были построены как задания: в некоторых нужно было выбрать правильный вариант, но во многом это были задания на ранжирование. Например, нужно было в хронологической последовательности выстроить события в истории России, исторических государственных деятелей, писателей, ученых. При этом изначально в тесты были внедрены определенные маркеры, по которым организаторы могли определить, кто воспользовался посторонней помощью или где-то схитрил. И эти люди, результаты которых программа выдавала как атипичные, в последующем проходили этот тест заново в присутствии наблюдателей. И здесь уже не было никакой возможности как-то скорректировать свой результат. К такому конкурсу достаточно большое доверие. В стране около 200 тысяч стране управленцев, которые зарегистрировались как участники.

- Почему решили принять участие?

- В первую очередь, конечно, сыграл свою роль тот высокий уровень конкурса, который был обозначен организаторами и президентом нашей страны. Смысл в том, что лидеры России – это лидеры будущего. Если посмотреть перечень наставников, основная цель – это не трудоустройство кого-то, основная цель – взрастить эффективных управленцев, новых лидеров России, дать определенный заряд их развитию и поддержать в дальнейшем.

- Как проходила подготовка к тестированию?

- Честно говоря, я не имел такой возможности, потому что конкурс всегда остается конкурсом, а это личная инициатива человека. Но если он работает, и особенно на государственной службе, у него есть обязанности, которые он должен выполнять. И если говорить о том, что ставить на первое место - личное или государственное, то есть свою работу и свои обязанности,- то я ставлю всегда не личное, а выполнение своих обязанностей. Ведь я свой путь выбрал – я стал государственным служащим, поэтому работаю в интересах государства и общества, жителей нашего города. Готовился в ночное время – либо ложился поздно, либо рано вставал.

- Как так получилось, что Орловскую область в полуфинале представляли только вы?

- Напомню, что я был 131-м из числа учатников ЦФО. Почему? Не могу ответить на этот вопрос, потому что сложно говорить о том, что я лучше или хуже других. Это неправильная постановка вопроса. Здесь дело в том, что свои способности и свой потенциал я проверил, это мне было интересно. Никогда нельзя говорить за других людей и сравнивать себя с другими, потому что наверняка многие не хуже, чем я, а в чем-то даже лучше. Каждый человек всегда в чем-то лучше кого-то, а в чем-то хуже. Я себя исключительным не считаю.

- Получилось ли пообщаться с кем-то из наставников?

- Конечно, общались с некоторыми наставниками, в том числе и с губернаторами. Из числа наставников интересным было общение с губернатором Московской области, интересно было послушать Сергея Кириенко. Основная задача заключаются в том, что государство прямо заявило, что оно заинтересовано в молодых эффективных управленцах. Это очень важно, потому что зачастую молодые люди, которые чего-то достигли на своем этапе, сталкиваются с определенными препятствиями, в том числе с устоявшимися стереотипами: если человек молодой, значит - ему нужно подождать, посидеть, подрасти, повзрослеть, достичь определенного возраста. Якобы тогда у него появится опыт, который соответствует замещению определенных должностей. На самом деле все это не так – все зависит от человека. Зачастую один человек приобретает опыт быстро и сталкивается с более интересными задачами и проблемами, чем другой. Это не зависит от возраста. Также это не говорит об интеллектуальном развитии. Это не возрастное понятие. И этот конкурс, по сути, во многом это показал.

- Можно ли сказать, что этот конкурс стал продолжением программы подготовки молодых губернаторов – как сейчас модно говорить, молодых технократов?

- Именно. Это логическое продолжение, и все понимают, что это принесет свои плоды. Мы видим, что мир меняется, наша страна меняется. Она идет по пути повышения эффективности во всех сферах. Члены наблюдательного совета говорили о том, что во многом основная задача организаторов (а мы понимаем, что есть состоявшиеся лидеры - это существующая элита страны) – это создание новой элиты страны, постепенный переходный период. И вы видите, что сегодня уже очень много молодых управленцев. И речь не только о врио губернатора Андрее Клычкове – он показательный пример нашей области – молодой, вполне перспективный и прогрессивный политик и управленец. Но много молодых специалистов есть и в органах местного самоуправления, и в органах государственной власти, в государственных корпорациях, и в бизнесе. Сегодня можно встретить много молодых прогрессивных людей, которые начинают собственное дело, которые работают на предприятиях, на заводах, у которых высокий уровень образования. И те мысли, которые они высказывают – реально интересны. Они не говорят о том, что нам необходимо победить все старое, чтобы построить что-то новое. Они говорят о том, и такого же мнения придерживаюсь я, что необходимо тот наработанный опыт, который у нас есть, использовать максимально эффективно. Если есть новые методики – не нужно рушить старые, нужно внедрять какие-то более эффективные технологии и методы. Это правильно.

- Вы что-то вынесли для себя, приняв участие в конкурсе?

- Конечно! И я надеюсь, что принесу пользу для Орловской области. У меня были возможности и предложения уехать из Орловской области, но я ими не воспользовался, потому что считаю, что я еще здесь не все сделал. Говоря о пользе, это опыт, конечно. Послушать, посмотреть, узнать новые методы управления, мнения о дальнейшем развитии страны, в первую очередь. По сути, люди, которые там находились, в определенных сферах двигатели экономики и общественного развития. И те предложения, которые высказываются, те мнения, которые появляются у действующих экспертов, действующих представителей элиты нашего государства – очень интересны, познавательны и, возможно, пригодятся мне в дальнейшем на практике.

- Что можете сказать о других участниках конкурсного отбора?

- В полуфинале в ЦФО было всего 6% представителей государственной службы. Это говорит о том, что государственная система более традиционна в каком-то смысле, но это не говорит о том, что она отстает. Нет. Задачи и цели, которые ставит государственная служба – довольно специфические, они во многом не экономического толка. Я причисляю себя больше к государственникам, чем к какой-то другой категории управленцев. Основной принцип - мы стоим на страже государственных и общественных интересов, на страже интересов людей, для обеспечения стабильности в государстве. Да, определенный прогресс мы обеспечиваем, но представители бизнеса более мобильны, у них несколько другие цели и задачи, в этом смысле они более активны и им легче переключиться. Государственная служба во многом не терпит этого по одной простой причине - государственный служащий всегда должен чувствовать, что за ним стоят люди. Предприниматель это тоже понимает, но на своем уровне - за ним стоят его семья, его работники и он сам. То есть в этом отношении, конечно, необходимо, не ломая старого, привносить что-то новое, чтобы повысить эффективность.

Представители бизнеса больше ориентированы на бизнес-образование, в том числе западного образца. Если говорить о системе образования в России, я считаю, она достаточно эффективно выстроена. Западная модель образования полезна, но ее необходимо адаптировать. Поэтому представители бизнеса получают дополнительное образование в целях повышения эффективности работы, управления персоналом и вообще развития, достижения каких-то экономических результатов. Дополнительное образование государственных служащих в большей степени должно повысить эффективность выполнения тех общественно-значимых и публичных задач, которые определены законом. Основная позиция заключается в том, что необходимо соблюдать баланс частных и общественных интересов. Государство стоит на том, что должен всегда быть баланс интересов, и он не должен нарушаться, но в критический момент государство встанет на защиту интересов граждан. Для предпринимателей не всегда это понятно.

Вот, например, одна из задач конкурса: «В одном небольшом городе на территории нашей страны существует градообразующее предприятие. Этот город является моногородом, потому что других предприятий нет. Основная часть трудоспособного населения работает на этом предприятии. И это предприятие несет убытки. Предлагается два варианта решения этой проблемы. Первый вариант – привлечение иностранного инвестора, который приобретет это производство, но его перепрофилирует и сократит большую часть работников, которые останутся без работы, а также закроет учебное заведение, которое производило кадры для этого предприятия. Второй – сделать предприятие экономически эффективным, а для этого сократить незначительную часть штата, создать на базе этого текстильного предприятия дополнительное подразделение, которое будет производить ткани с национальным узором, сувенирную продукцию и т.п. и обратиться за господдержкой, вступив в программу поддержки моногородов». Многие мои коллеги, представители бизнеса, выбирали модель наиболее прибыльную. В моем же случае, я выбирал второй вариант, чтобы сохранить рабочие места, сохранить социальную инфраструктуру, чтобы этот город не перестал существовать в принципе, чтобы люди были защищены, чтобы они получали зарплату. Мы прекрасно понимаем последствия принятия первого решения - люди, оказавшись загнанными в угол, без средств к существованию, будут протестовать, будут покидать город. И город просто умрет. Это создаст социальную напряженность.

Работа по обеспечению устойчивого развития организации, системы, отрасли, государства обязательно связана с людьми, их восприятием планов, происходящего и сделанного. Нужно быть гибким, но не прогибаться в постоянно изменяющихся условиях. Используя все разнообразные инструменты управления, руководитель должен достигать цель в намеченные сроки, конечно же, разделяя успех со своими коллегами, полностью осознавая всю ответственность за принятые решения и действия. Помнить, что в центре внимания всегда остаётся человек, его благополучие и его права.

Для руководителя очень важно, чтобы его не только оценивали, но и ценили.


 

Подготовила Елена Торубарова