Ни для кого не секрет, что нашу бесплатную медицину можно назвать таковой лишь условно. Часто граждане, обращаясь в государственные медучреждения, сталкиваются с необходимостью платить за те или иные услуги, которые им должны предоставлять бесплатно в рамках программы обязательного медицинского страхования. О том, какие услуги государственные медучреждения могут предоставлять на платной основе, какие права имеют застрахованные, а также о различиях между врачами частных и государственных клиник «Орловским новостям» рассказала замдиректора ТФОМС Орловской области Наталья Каверина.

Наталья Викторовна, на что чаще всего жалуются пациенты?

- От застрахованных лиц жалобы поступают чаще всего на качество оказания медицинской помощи, на организацию работы медицинских организаций, на несоблюдение этики и деонтологии медицинскими работниками при оказании медицинской помощи, на взимание денежных средств при оказании медицинской помощи по полису ОМС, на отказы в оказании медицинской помощи. За 2017 год в едином журнале регистрации обращений «Контакт-Центра» зарегистрировано 156 жалоб, что составляет 0,2 % от общего количества обращений. Из всех поступивших жалоб только 40% признаны обоснованными.

- На некоторых из перечисленных проблем мне бы и хотелось остановиться. Мы знаем много случаев, когда пациентам бюджетных медучреждений приходится платить за казалось бы бесплатные услуги. Чего только стоит необходимость покупать шприцы для забора крови, одноразовые перчатки и прочее.    

- Приобретать шприцы для забора крови или другие расходные материалы пациенты не должны. При оказании амбулаторной медицинской помощи процедурные кабинеты должны быть обеспечены за счет средств ОМС шприцами однократного применения для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, а также взятия крови на лабораторные исследования. Исключение составляют случаи, когда врач назначил лечение на дому, но пациент не имеет возможности сделать укол в домашних условиях. В этом случае он приходит в поликлинику со своим лекарством и шприцом, но саму процедуру проводят бесплатно. 

Если врач просит вас приобрести шприц, то это неправомерно, и вы можете пожаловаться на его действия. Конечно, здесь все зависит от степени грамотности и смелости самого пациента: некоторые не хотят конфликтовать по мелочам, а другие открыто возмущаются подобной ситуацией.

- В женских консультациях беременным предлагают сдать анализы на инфекции, но т.к. в их лабораториях подобные исследования не проводятся, то женщин посылают в частные клиники. Анализы, надо сказать, не из дешевых. Должны ли застрахованные пациентки оплачивать подобные исследования?

- По поводу сдачи платных анализов поясняю, что при нормальном течении беременности анализы на инфекции (ТОRСН) в комплекс обязательного обследования не входят. Но если врач видит необходимость в их проведении, то они оплачиваются за счёт средств ОМС. Если же в данном медучреждении по каким-то причинам нет возможности провести данное исследование, то врач должен написать направление в то учреждение, где это делают. В этом случае пациенту также оказывают данную услугу по полису ОМС.

- Стоит отметить, что это не единичный случай. Больные, находящиеся на стационарном лечении, также жалуются на необходимость докупать лекарственные препараты за свой счет. Правомерно ли подобное требование врачей?

- Все застрахованные граждане, нуждающиеся в экстренной и неотложной помощи, пациенты, находящиеся на госпитализации в круглосуточном или в дневном стационаре, должны бесплатно получать лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Если пациент в период госпитализации в круглосуточный или дневной стационар не был обеспечен необходимым лекарственным препаратом, назначение которого отражено в медицинской документации, и приобрел его за собственные средства, то он может обратиться за защитой нарушенных прав в свою страховую медицинскую организацию, которая указана на полисе ОМС. При лечении на дому, как я уже говорила, граждане приобретают препараты за свой счет.

- Могут ли пациенты, считающие, что их права каким-либо образом ущемляются, выяснить так ли это? К кому следует обращаться за помощью в этих вопросах?

- Если у пациента возникли вопросы по оказанию медицинской помощи или сомнения в законности взимания денежных средств, в таких случаях необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию или в ТФОМС Орловской области на круглосуточный телефон горячей линии 8-800-200-77-45.

- Как узнать, входит ли та или иная медуслуга в программу госгарантий бесплатной медпомощи населению? Где познакомиться с этим списком?

- На сайте ТФОМС и страховых медицинских организаций вся необходимая информация есть. Но зачастую гражданам самостоятельно сложно определить, входит ли та или иная медуслуга в программу госгарантий или нет. Поэтому необходимо обращаться с вопросами напрямую к страховому представителю.  К нему застрахованный может обращаться на всех этапах получения медицинской помощи.

- Как пациент может компенсировать свои затраты на приобретение лекарств, сдачу анализов, проведение процедур?

- Для того, чтобы вернуть средства, пациент должен доказать, что делал все по указанию врача. Если в медицинской документации не отражен факт назначения этого лекарства или процедуры, а врач направил вас на словах или написал направление в другое медучреждение на обычной бумажке, то в этом случае вернуть деньги у вас не получится.

- Также в Орле бытует практика оплаты пациентами услуг анестезиолога, врача-акушера. Поведение пациента понятно – таким образом он желает «подстраховаться» от несчастного случая, получить особое внимание, более качественное обслуживание. Но есть ли в этом необходимость? Есть ли разница между платным и бесплатным наркозом? Гарантирована ли квалифицированная помощь тем, кто пришел без денег?

- Вообще, понятия «платный наркоз» в системе ОМС нет. Это скорее неуставные отношения между пациентом и доктором. Ни наркоз, но роды пациенты не должны оплачивать. Все это будет оплачено по ОМС. В то же время некоторые пациенты хотят получить дополнительные услуги и имеют на это право. Востребованными услугами у пациенток акушерских отделений являются услуги по обеспечению дополнительного комфорта (отдельная палата, телевизор, холодильник) и выбор врача, который будет наблюдать и консультировать пациентку в любое время суток и принимать роды независимо от своего графика работы. Такие услуги медучреждения действительно могут предоставлять на платной основе. Но получение платных услуг может осуществляться только с согласия пациента на основании договора, заключенного с медучреждением.  По моему мнению, «подстраховка» не может влиять на результат родов. Если у женщины имелась какая-либо патология беременности, то на исход родов будет влиять не величина оплаты, а квалификация врача.

- Также существует практика предоставления медицинских услуг без очереди. Чтобы не ждать бесплатного обследования в течение нескольких недель, пациент договаривается со специалистом ускорить этот процесс за деньги, в некоторых медучреждениях подобная услуга оплачивается официально. Нет ли в данном случае нарушения закона?

- В случае если пациента не устраивают установленные в программе госгарантий сроки ожидания плановой медицинской помощи, он имеет право получить эту помощь в более короткие сроки платно, заключив договор с медицинской организацией. Это абсолютно законно.

- А в какие сроки по закону пациенту должны назначить прием у специалиста или провести необходимое обследование?

- Сроки ожидания первичной медико-санитарной помощи, например, вызов неотложки не должны превышать 2 часов с момента обращения. Сроки ожидания приема врачами-терапевтами, педиатрами не должны превышать 24 часов с момента обращения. Сроки ожидания встречи с врачами-специалистами в поликлиниках не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения. Рентген, маммография, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования должны проводиться в течение 14 календарных дней со дня назначения, исследования на томографе - 30 календарных дней.  

Ожидание очереди на госпитализацию в стационар в плановой форме не должно превышать более 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – не более 14 календарных дней с момента установления диагноза.

- В государственных стоматологических поликлиниках, несмотря на наличие полиса, также необходимо выложить внушительные суммы за лечение. Бесплатно здесь, наверное, можно только вырвать зуб или поставить цементную пломбу. Может быть, здесь тоже утаивают от пациентов бесплатные услуги?

- В рамках системы ОМС застрахованным лицам бесплатно оказывается основной спектр стоматологических услуг. Сюда входят: осмотр и консультация, лечение зубов и десен, удаление зубов, зубных отложений, физиопроцедуры, оперативная помощь, анестезия и рентген. Вся эта помощь оказывается бесплатно, но только при применении материалов и препаратов, которые входит в перечень необходимых для оказания стоматологической помощи в рамках территориальной программы ОМС. Данные материалы преимущественно отечественного производства, но и среди них есть из чего выбрать, даже по анестезии.

Список этих препаратов должен быть в доступном для пациентов месте. Если вы выбираете препараты и материалы из этого списка, то и рентген вам делается бесплатно. Но если вы хотите использовать материалы импортного производства, то в этом случае, вся работа, включая рентген и анестезию, пересчитывается, как платная. Решение о выборе платных услуг пациент принимает добровольно до подписания договора на оказание платных медицинских услуг.

- Если человеку не нравится обслуживание в поликлинике, к которой он прикреплен по месту прописки или фактического проживания, если у него возник конфликт с участковым врачом, может ли он сменить поликлинику или участкового? Какие сложности могут возникнуть в этом случае?

- Согласно действующему в сфере ОМС законодательству, застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС. Выбрать поликлинику гражданин может не чаще чем один раз в год, за исключением случаев, когда он меняет место жительства. Для этого необходимо написать заявление в медицинскую организацию. При этом законом не предусмотрено получение согласия выбранной медицинской организации для прикрепления к ней гражданина.

После этого гражданину предоставляется список врачей и информация о количестве пациентов на их участках. Из этого перечня он выбирает для себя участкового врача и указывает его фамилию в заявлении. Но выбранный им врач имеет право отказаться от обслуживания, если, например, его участок уже заполнен.

При этом гражданин должен понимать, что если он проживает не на той территории, где ведет обслуживание данная поликлиника, то могут возникнуть определенные сложности с вызовом врача на дом для оказания неотложной первичной медико-санитарной помощи.

- Может ли человек выбрать больницу для госпитализации?

- Направление на госпитализацию дает лечащий врач и только в ту больницу, которая оказывает медицинскую помощь по соответствующему профилю. Если на территории города есть несколько больниц с одним профилем, тогда врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации.

- В завершение встречи можете ответить, справедливы ли высказывания «плохо, зато бесплатно» и «дорого, зато качественно»?

- По моему мнению, качество оказания медицинских услуг не всегда зависит от величины затрат на их оказание. В частных клиниках, где оказывают медицинскую помощь за деньги, чаще всего по совместительству работают те же врачи, что и в государственных учреждениях. 

Единственное отличие, на мой взгляд, состоит в возможности врача частной клиники уделять пациенту больше внимания, чем в государственном учреждении. Зачастую пациентам кажется, что врач, принимая в городской поликлинике, безучастен к их проблемам, а на приеме в частной клинике приветлив и радушен. Дело в том, что в поликлинике проходит за день очень большой поток пациентов, и у врача нет возможности разговаривать на отвлеченные темы.

В частной клинике пациентов гораздо меньше и на прием у врача отведено больше времени, соответственно врач может подольше пообщаться с пациентом. Но есть и такие специалисты, которые ведут себя с пациентами одинаково, неважно, где они принимают. Следовательно, качество оказания медицинской помощи в первую очередь зависит от такта врача, его опыта и квалификации.

Я не могу сказать, что бесплатная медицина хуже или отстает в качестве. В государственных медучреждениях также имеется современное медицинское оборудование, регулярно повышается квалификация врачей. Необходимый опыт работы с самыми сложными случаями накапливается именно в бюджетных учреждениях, куда направляется основной поток пациентов.

Беседовала Ольга Каштенкова