В 2017 году в системе подготовки медицинских кадров произошли значительные изменения. После защиты дипломов выпускники проходят онлайн аккредитацию в центрах тестирования, оснащенных роботами и симуляторами. Со следующего года подобные экзамены станут обязательными для всех практикующих врачей. Руководитель отдела коммерциализации и инновационных проектов орловского госуниверситета Владимир Сергеев рассказал «Орловским новостям» о том, как студенты орловского медицинского института справились с экзаменом и как нововведение отразится на общей системе подготовки кадров.   

- Владимир Анатольевич, в этом году все студенты медицинских вузов сдавали экзамены по-новому. Для чего ввели новую систему аккредитации?

- Система аккредитации возникла не вдруг. Она базируется на международном опыте.  Такая оценка качества подготовки специалистов проводится в центрах тестирования в странах Западной Европы, США, Австралии, Канады. В этих центрах созданы условия для проведения аккредитации – это залы тестирования, где специалисты решают ситуационные задачи. Например, выпускнику даются результаты обследования, по которым он должен поставить правильный диагноз и смоделировать стратегию лечения.

2017 год – знаковый. С этого года существенно изменилась система подготовки медицинских кадров. С этого года все выпускники медвузов должны пройти аккредитацию – это независимая комплексная оценка теоритических знаний, практических умений, клинического мышления выпускника или аккредитуемого специалиста. Теперь оценку квалификации дает не выпускающий вуз, как было раньше, а специально созданная экзаменационная комиссия, в состав которой входят практикующие врачи, имеющие огромный опыт, представители министерства здравоохранения и даже потенциальные работодатели.

По сути, профессиональную пригодность выпускника определяет профессиональное медицинское сообщество. Каждый вуз имеет различия в системах обучения, также могут отличаться клинические школы вузов. Однако квалификация выпускника должна соответствовать определенным профессиональным стандартам. В этом и заключается смысл самой системы аккредитации.

- В Орле тоже открылся такой центр тестирования. Выпускники мединститута впервые сдавали экзамены в подобном формате. Расскажите подробнее об этом центре и самой процедуре аккредитации.

- Выпускники нашего вуза проходили аккредитацию после защиты диплома. Им нужно было пройти тестирование и продемонстрировать полученные практические навыки. Фактически, защитив свою квалификацию, студент получает допуск к практической деятельности.

Тестирование выпускников проходило на базе центра практических умений. Эти экзамены проходили в режиме онлайн под контролем комиссии. Действия студентов фиксировались на видео. Эти архивные материалы будут храниться в базе данных министерства здравоохранения и при необходимости можно будет узнать, как проходил экзамен у конкретного студента. Для проведения аккредитации мы отремонтировали наши помещения, закупили новое компьютерное и симуляционное оборудование, словом, создали все условия.

- Как работают эти симуляторы?

- Для подтверждения практических умений в центр приобрели несколько симуляторов, роботов, манекенов, которые подключаются к компьютерам. Например, манекен, на котором мы отрабатываем сердечно-легочную реанимацию, регистрирует глубину компрессии на грудную клетку, объем вдыхаемого воздуха. Если экзаменуемый делает что-то не так, компьютер выдает ошибку. На других манекенах можно прощупать пульс, услышать сердцебиение, посмотреть реакцию зрачков. Они могут симулировать дыхание и звуки. По этим признакам экзаменуемый должен определить диагноз и назначить лечение.

Вуз сделал значительные финансовые вложения. На закупку оборудования ушло около 15 млн рублей. Все это не ново, другие страны используют это десятилетиями. Наконец новые высокие технологии вошли и в нашу образовательную деятельность.   

- Подобный экзамен в вузе проходил впервые. Наверное, выпускники волновались больше, чем обычно?

- Естественно, студенты волновались перед таким экзаменом. Демонстрация знаний и практических умений в таком формате раньше не проводилась. Но они еще до аккредитации отрабатывали свои навыки на этом оборудовании. Практика рождает положительный результат. Отрадно отметить, что все выпускники получили положительную оценку от членов комиссии. В этом году мы выпустили 9 педиатров и около 100 специалистов по специальности лечебное дело.

Отрадно отметить, что уровень подготовки выпускников вырос. Их стремление овладения новыми технологиями в медицине значительно возрос. Многие из них, получив диплом, заявили о своем желании пойти в ординатуру.

- А куда пойдут остальные? Существует ли сегодня система распределения выпускников по медицинским учреждениям региона?

- Сегодня распределения выпускников по медучреждениям не существует. Отказавшись от этой системы, здравоохранение очень многое потеряло. Раньше в каждой районной больнице был анестезиолог, два-три хирурга, лор, окулист. Сегодня жителю села приходится ехать за сто километров, чтобы ему оказали минимальную специализированную помощь. В селах остались всего один-два специалиста. В основном это пенсионеры, которые давно там осели и доживают свое. Они уйдут и население останется без медицинской помощи. А это, в свою очередь, ведет к тому, что люди уезжают из сел.

Да, введение системы лицензирования, подведение всей системы здравоохранения под определенные стандарты, строительство аккредитационных центров - это конечно хорошо. Однако центральные районные больницы, по сути дела, остаются без должного внимания власти. Для них, конечно, тоже многое сделано: закупили автомобили, новое оборудование, но главная проблема в кадрах. Вот она то не решена. Нет глобального комплексного подхода.

- А как же анонсируемые правительством региона программы материальной поддержки медиков, прибывших на село?

- Эта система стимулирования очень сильно опоздала. Если бы она появилась лет 10-15 назад, ситуация была бы более менее управляемой. Сегодня реанимировать сельскую медицину очень тяжело. Даже если мы сейчас поставим в село новое оборудование, это не решит проблему. Самая большая проблема – это кадры. Федеральные и региональные программы на получение различных выплат и субсидий не особо помогут. На миллионе дело не заканчивается. Нужно создавать и бытовые условия. Ведь, как правило, на селе они очень низкие. В других регионах специалист, приехавший в село, получает не только финансовую поддержку, но и жилье, участок, льготные кредиты. У нас на региональном уровне, как, впрочем, и на федеральном, пока этот вопрос не решен. А решить его нужно обязательно, так как. доступность медицинской помощи на селе намного упала. Низкая заработная плата тоже играет свою роль.

- Сколько же получает сельский врач?

- Оклад сельского врача составляет 16 тысяч рублей. Плюс к этому идут доплаты, чтобы выполнить указания президента и довести зарплаты врачей до средних по региону. Сегодня это около 22 тысяч рублей. Но и этой зарплаты все равно мало. Младший персонал получает меньше.

- Вернемся к центру. Как он будет работать в дальнейшем?

- Как говорится, нет предела совершенству. Центр будет и дальше развиваться и пополнять материально-техническую базу. В будущем мы планируем учить на симуляторах хирургов, акушеров-гинекологов, стоматологов. Для этого потребуются значительные финансовые вложения, но за такими центрами подготовки медицинских кадров будущее. Кроме этого, здесь будут проходить не только экзамены.

Со следующего года все практикующие врачи будут обязаны подтверждать свои практические умения. Ведь сердечно-легочную реанимацию должен уметь проводить не только врач скорой помощи или хирург, но и фармацевт, стоматолог. Такие экзамены помогут повысить профессиональный уровень специалистов. 

Все медицинское сообщество вступило в новый этап непрерывного медицинского образования. И теперь не важно, сколько проработал врач 1 год или 30 лет. Все должны будут проходить аккредитацию. С этим нововведением в принципе меняется система подготовки и выпускников медицинских вузов, и практикующих врачей.

Беседовала Ольга Каштенкова