Орловская область в целом поддерживает закон, обязывающий субъекты выкупать сельхозземли

icon 22/03/2016
icon 11:00
Главная новость Важная новость
Орловская область в целом поддерживает закон, обязывающий субъекты выкупать сельхозземли

Автор:

В Госдуму внесен законопроект, обязывающий регионы выкупать у частников неиспользуемые сельхозземли за 40% кадастровой цены, сообщает «РБК».  Депутаты предлагают сократить с пяти до двух лет срок, по истечении которого земля может быть изъята у владельца, использующего ее не по назначению или не использующего вовсе. Обязанность обратиться в суд с заявлением об изъятии ляжет на региональные власти, они же должны будут организовать публичные торги, чтобы реализовать изъятое. Если первые публичные торги не состоятся, региональные власти должны будут провести повторные, снизив начальную цену на 20%, следует из законопроекта. При этом под начальной ценой понимается кадастровая стоимость. Если землю не удастся продать и по заниженной цене, ее с дополнительной скидкой в 50% (то есть на 60% ниже первоначальной цены) предложат купить муниципалитету. При отсутствии у муниципалитета такого желания обязанность выкупить ее с тем же дисконтом ляжет на региональные власти, следует из законопроекта. Регионы высказывают разные мнения: от «непосильного бремени», до откровенно восторженных. Документ имеет высокие шансы на принятие, говорят РБК собеседники, близкие к руководству фракции и Госдумы.

«Орловские новости» выяснили, как наш регион оценивает возможные перемены.

Орловская область в целом поддерживает принятие законопроекта № 1007443‑6 и принимала активное участие в работе «нулевого чтения» в рамках профильной рабочей группы Общественной палаты РФ, сообщили нам в облправительстве. 

Знаковыми предложениями в данном законопроекте область считает: повышение роли субъектов РФ, что позволит учесть региональные особенности, сокращение срока изъятия земельных участков с пяти до двух лет, определение механизма работы с земельными участками, имеющими обременения в  виде объектов недвижимого имущества.

В тоже время имеется ряд замечаний, касающихся возможных проблем правоприменения данного законопроекта.

Пункт 9 статьи 3 законопроекта предусматривает определение начальной цены земельного участка на основе кадастровой стоимости, в случае если в регионе есть актуальные результаты такой оценки, или по ходатайству собственника  
и решению субъекта на основе рыночной оценки.  

- Формулировка, по нашему мнению, недостаточно четко определяет порядок формирования начальной цены земельного участка, поэтому указанный абзац предлагаем  изложить в другой редакции, - уточнил заместитель губернатора по АПК Дмитрий Бутусов.

В тоже время с учетом ситуации сложившейся как в Орловской области, так и в ряде регионов, когда кадастровая стоимость земли на текущий момент может кратно превышать реальную рыночную стоимость, формирование начальной цены на основе кадастровой стоимости будет приводить к завышению реальной цены на земельные участки, что  в свою очередь не будет способствовать реализации механизма торгов, предусмотренного данным законопроектом, признал Бутусов. (Напомним, средняя кадастровая стоимость земельных участков по результатам актуализации кадастровой оценки в Орловской области составляет 78 тыс. рублей за гектар, а примерная рыночная стоимость около 35 тыс. рублей).

Предоставление права выбора подхода при формировании начальной цены собственнику изымаемого участка фактически не позволит оперативно вводить в оборот неиспользуемые участки частным компаниям и предпринимателям, ориентирующимися на рыночную стоимость сделок и при этом будет обязывать субъект выкупать земельные участки исходя из кадастровой стоимости, считают областные власти.

- Например, для Орловской области даже с учетом всех снижений стоимости, предусмотренных новой редакцией закона, стоимость выкупа по такому земельному участку будет близкой к рыночной, - отметил Бутусов.

Поскольку значительные площади, требующие вовлечения в оборот земель, являются мелиорируемыми землями орловцы предлагают дополнить абзац, где разбираются  случаи с участками, которые находятся в состоянии, непригодном для производства сельскохозяйственной продукции.  Если «возникает необходимость проведения культуртехнических, мелиоративных работ (капитального ремонта и реконструкции закрытых, открытых дренажных систем), начальная цена данного земельного участка может быть уменьшена на величину расходов, связанных с их проведением». В оригинале законопроекта мелиоративные работы не учитываются.

Реализация полномочий в части обязанности субъекта по выкупу  даже с учетом снижения стоимости может повлечь за собой значительные финансовые расходы 
на оформление, оценку и выкуп неиспользуемых  земельных участков, отметили в облправительстве.

- Применительно к Орловской области площадь таких земель, требующих коренного улучшения, может составить 30 тыс. гектар, - сказал Бутусов. - Это 1,5% от общей площади сельскохозяйственных земель, при этом Орловская области входит в первую тройку регионов по вовлечению неиспользуемых земель в оборот.  Общий объем затрат с учетом сложившейся кадастровой и рыночной цены составит не менее 120 млн. рублей, что для муниципальных бюджетов и бюджета субъекта в условиях крайнего дефицита бюджета является значительной величиной, - отметил заместитель губернатора по АПК. По большому числу регионов нечерноземной зоны Российской Федерации эта величина в разы больше, сказал он. Необходимо учесть данное обстоятельство при оценке дополнительных финансовых расходов, заявил Бутусов.

Орловские власти, считают целесообразным проработать дополнительные механизмы вовлечения неиспользуемых земель в оборот без значительного увеличения расходов бюджетов субъектов РФ, например, с помощью передачи неиспользуемых земельных участков в доверительное управление уполномоченным в субъекте органам. Однако данное предложение требует отдельной юридической экспертизы, признал Бутусов.  

Наличие такого механизма позволило бы выстроить систему отношений в части неиспользуемых и неэффективно используемых земель, находящихся в собственности Российской Федерации, на долю которых приходятся значительные площади земель в регионах с высокими качественными характеристиками. В настоящее время действенный механизм изъятия с целью передачи и дальнейшего вовлечения в оборот этой категории земель отсутствует.

- При условии решения указанных выше вопросов предлагаемый закон позволит решить задачу, поставленную президентом по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения и повышению эффективности  их использования, - подвел итог Бутусов.