С приходом весны тема ОАО «Орёлгортеплоэнерго» не столь «горяча». Но все же, кто будет готовить город к зиме? Жителей не интересует, что, куда, кто и когда передал - трубы отопления должны быть горячими. «Орловские новости» решили разобраться в перспективах, оставив в стороне интриги и судебные тяжбы прошлых лет. Что мы имеем в сухом остатке? 

По данным kartoteka.ru, ОАО «Орёлгортеплоэнерго» входит в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, но менее 50%. Уставный капитал - 1 млрд руб. В собственности 97 котельных, тепловые сети и центральные тепловые пункты. В январе 2015 года решением горсовета 100% акций ОАО «Орёлгортеплоэнерго» переданы в областную собственность. В пояснительной записке было указано, что это позволит изыскать финансовые ресурсы для обеспечения стабильного снабжение жителей Орла тепловой энергией. Городское предприятие стало официально областным с 2 ноября. 11 ноября Арбитражный суд Орловской области прекратил дело о банкротстве ОАО «Орелгортеплоэнерго», в котором оно находилось с 2010 года. Общая сумма задолженности, подлежащая возврату, - 575, 4 млн руб. Согласно подписанному с кредиторами мировому соглашению, предоставляется отсрочка по выплатам – семь лет, а далее еще рассрочка - пять лет.  Долг будет гаситься от результатов финансово-хозяйственной деятельности, продажи непроизводственных активов, взыскания дебиторской задолженности.

Для чего понадобилась передача из городской в областную собственность, рассказал «Орловским новостям» заместитель губернатора по строительству, ТЭК, ЖКХ Александр Ремига.

- Город не представлял, что с этим тепловым комплексом делать, - считает Александр Ремига. - Не было видения, возможно, из-за отсутствия желания, возможно, от того, что не смогли сформировать предложения, - считает он.  

Кроме того, когда область владеет предприятием и ей же должны, гораздо легче проводить все процедуры по привлечению инвестиций, отметил чиновник. В настоящий момент «Орёлгортеплоэнерго» тщательно изучают, чтобы как раз и выделить все основные варианты развития.  

- Мы взяли на себя обязательства по анализу, аудиту. Весь год он проводится работниками ОАО «Орёлгортеплоэнерго» и специалистами областной администрации, - сообщил Александр Ремига. - Конечно, этого не достаточно, нужно проводить полномасштабный энергетический аудит,  необходимо нанимать консультантов, но перед этим нужно сформировать повестку – куда мы идем.

Наследство советской власти, доставшееся городу, а теперь области сейчас находится не в очень хорошем состоянии, учитывая сомнительных арендаторов, попытки банкротства.

- Обследование, которое уже проведено, показывает, что износ имущественного комплекса близится к балансовому, бухгалтерскому износу и составляет более 70%, - сообщил Александр Ремига. - Большинство котельных было построено еще в 70-е годы. Всего - 97, около 5% не функционирует вообще.

Необходимый объем инвестиций обладминистрация оценила примерно в 3 млрд руб. Это сумма, необходимая для полной модернизации всего тепловогокомплекса, который сейчас находится на балансе «Орёлгортеплоэнерго».

Кроме того, документы предприятия находятся в состоянии «оставляющем желать лучшего», оценил Ремига.

- 30% документов просто нет – имущественных, на оборудование, сопровождающих. Не весь сетевой комплекс оформлен в принципе. Должны быть документы, обеспечивающие земельные отношения, но сети есть, а документов нет. Сейчас все это приводится в порядок.

По словам Александра Ремига, на 80% анализ уже готов, буквально через месяц он будет завершен.

- Губернатор поставил задачу сформировать к 1 мая видение развития предприятия. К этому времени мы должны представить концепцию, результаты первого поверхностного аудита, техническое задание для адресного аудита, который проведут сторонние специалисты, презентовать предложения по концессионному соглашению, либо привлечению средств из федеральных программ.

Самый благополучный вариант развития – это привлечение федеральных средств.

- Есть ряд программ, запущенных Минстроем. Оптимальная для нас «модернизация коммунальной инфраструктуры малых городов». В этой программе сдвоенная система финансирования: 20% субъект, 20% независимый инвестор, 60% средства федерального бюджета. К сожалению,  пока мы в нее не попадаем: действует в пунктах с населением до 250 тысяч человек. Но сейчас рассматривается вариант изменения подхода, возможно, расширят для городов с большим количеством населения, - сообщил Ремига.

Второй вариант - субсидирование процентной ставки. За счет программы софинансируют до ставки в 7%  заемщику – области, или частному инвестору. Учитывая стоимость кредитов в настоящее время, это хорошая поддержка. Кроме того, в этом случае мероприятия по модернизации не так сильно отразятся на тарифах, ведь обязательства по кредитам так же в них закладываются.

- Мы прорабатываем с Минстроем тему, чтобы он выступал соинвестором. Это самый оптимальный механизм, - заявил Александр Ремига.  

По словам чиновника, есть уже и потенциальные инвесторы.  

- В случае проведения концессионного соглашения в первую очередь изъявляют желание наши действующие игроки – это Газпром и ОТСК, - отметил Ремига. - У нас есть опыт заключения концессионных соглашений, пусть и маленьких, на микропроектах, но команда собралась довольно компетентная. Мы можем себе позволить реализовать серьезное концессионное соглашение, - заверил Ремига.

Однако он подчеркнул, что никакой принципиальной позиции пока не выработано. Будет концессионное соглашение или нет – пока не решено.

Параллельно идут консультации и изучается опыт других регионов.

- К сожалению, сильных примеров, схожих с нашим, мы не нашли. Масштаб имеет значение. Слишком технологический цикл разный в случае передаче двух котельных или сразу сотни, например, - отметил Ремига.

Он также пояснил, в чем плюсы мирового соглашения, которое было заключено. Отсрочка – это не списание долгов.

- Мировое соглашение – это первый шаг. Долг - это один из барьеров. Если не говорить о федеральных деньгах, какого инвестора мы можем привести в предприятие с полумиллиардным долгом? Ради правды стоит сказать, что есть и дебиторская задолженность – около 250 млн руб. Сейчас проводятся мероприятия по взаимозачетам. Надо идти путем меньшего сопротивления. Если есть дебиторская задолженность, ее нужно употреблять на благо по максимуму. Нужно избавляться от всех непрофильных активов. Мы этими путями идем.

Например, городу предложено в счет долга забрать здание «Орёлгортеплоэнерго». Сейчас администрация изучает предложение.

Конкретный путь, по которому власти направят «Орёлгортеплоэнерго» будет выбран уже совсем скоро.

- На 80% проведен анализ. К 1 мая подготовим несколько возможных сценариев. А далее после представленной картины Вадим Потомский даст поручения, - сообщил Ремига.

Стоит особо отметить, кому должно ОАО «Орёлгортеплоэнерго». Кредиторами на 1 января 2015 года являлись ООО «Орловская ТСК» - 263 млн руб., правительство Орловской области – 158.7 млн руб., ООО «Орелтеплогаз» - 73,8 млн руб., город Орел – 71,7 млн руб. и прочие.

Новый руководитель ОАО «Орёлгортеплоэнерго» Владимир Анатольевич Дорофеев назвал сумму долга в 572 млн руб. «достаточно специфичной цифрой». Самому предприятию должны около 450 млн руб. Это долги населения белее чем десятилетней давности, обязательства компаний-банкротов и находящихся в предбанкротном состоянии.

- Кредиторы в числе возможных интересантов к орловскому тепловому хозяйству, - отметил Владимир Дорофеев. – «Газпром» уже изъявил желание участвовать в концессионном соглашении или конкурсе. Это не пустые слова в кабинетах, а обличенные в обращение к губернатору, - уточнил он.

Кстати, Владимир Дорофеев пришел на предприятие около трех месяцев назад. Он около 20 лет трудился в сфере ЖКХ, например, в Фонде капитального ремонта Ленинградской области, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО Ленэнерго.

Светлана Чебанова