В минувшую среду, 3 февраля, депутаты Орловского городского Совета согласовали повышение стоимости проезда в общественном транспорте с 12 до 16 рублей. Данное решение власти объясняют необходимостью помощи муниципальным транспортным предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении. Противники данного решения уверены, что прежде чем поднимать тариф, чиновникам следовало бы навести порядок на маршрутах. Между тем жители Орла объявили сбор подписей под петицией в адрес мэра и губернатора, выражая в ней свой протест против повышения тарифа. «Орловские новости» рассказывают, как развивались события.

2012 ГОД

Последний раз стоимость проезда в городском общественном транспорте повышалась в конце 2012 года. Тогда администрация предлагала увеличить тариф с 11 до 14 рублей днем и до 17 рублей — вечером. Однако фракция КПРФ, имеющая на тот момент большинство мест в горсовете, выступила против столь резкого повышения, и тариф подняли всего на один рубль — 12 днем (в вечернее время 15). В течение последующих трех лет попытки выступить с инициативой об увеличении стоимости проезда коммунистами всячески пресекались. И хотя директор Трамвайно-троллейбусного предприятия Александр Коровин, как и сейчас, сетовал на плачевное состояние ТТП, власти периодически находили средства на частичное финансирование.

НАШЕ ВРЕМЯ

Тема повышения тарифа в очередной раз активизировалась после выборов в городской Совет в 2015 году. Состав представительного органа сменился кардинально — коммунисты смогли взять всего три места, а «Единая Россия» получила абсолютное большинство. Таким образом, у чиновников появилась возможность проталкивать самые «непопулярные» решения, которые ранее поддерживали единороссы (объясняя это необходимостью и соображениями прагматизма, коммунистов же они называли — популистами), но в силу меньшинства или равного количества с представителями КПРФ мандатов — не могли утвердить.

Теперь же, когда воля принятия решений сосредоточилась в руках одной партии, все изменилось. Уже осенью на одном из комитетов Александр Коровин заявил о необходимости повышения тарифа. «Себестоимость поездки у нас 20 рублей. Тариф 12. Есть два пути: или вы компенсируете нам выпадающие доходы, либо давайте повышать стоимость проезда», - говорил начальник ТТП. На это глава администрации Орла Андрей Усиков предложил Коровину готовить свои предложения.

Любопытно, что на том же заседании начальник, на тот момент, финансового управления Артём Митасов объяснял, что тариф в принципе можно и не поднимать, ведь заполняемость тех же, к примеру, трамваев — 20%:

«Если они будут заполняться на 80%, соответственно, себестоимость поездки будет не 20, а 12 рублей».

То есть, избежать увеличения тарифа было можно. Все дело в эффективности и организации работы транспорта. Об этом, кстати, депутаты прошлого созыва говорили несколько лет: «трёхзначные» маршрутки, которые безо всяких на то оснований «утюжат» город, дублирующие маршруты и прочее. В 2014 году дошло до того, что депутаты потребовали уволить начальника транспортного комитета Виталия Гришакова. Он увилился сам — в 2015 году. Однако воз и ныне там.

Впрочем, вместо того, чтобы всерьез рассмотреть вариант, озвученный Митасовым, власти решили идти по более простому пути.

ОБОСНОВАННЫЙ ТАРИФ

В январе 2016 года администрация Орла внесла в горсовет проект постановления о повышении стоимости проезда с 12 до 16 рублей. В пояснительной записке имеется расчет, которым руководствовались чиновники.

«Расчет тарифов на разовый проезд произведен в соответствии с Методологическими рекомендациями по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении...введенными в действие распоряжением Минтранса России. В расчетах были использованы сведения о пассажиропотоке по регулярным маршрутам муниципальной сети города Орла, выполненного Институтом транспорта «Госуниверситета-УНПК», - говорится в документе. По этим авторитетным расчетам вышло, что средняя стоимость поездки — 15 рублей 37 копеек. При этом экономически обоснованный тариф на 1 пассажира — 15 рублей 91 копейка. Расчеты выглядят так:


 

ПОЗИЦИЯ ПАТП-1 И ТТП

Заседание комитета горсовета по тарифам, на котором обсуждался данный вопрос переносилось. Первый раз народные избранники не смогли принять какое-либо решение. На втором заседании ставился вопрос о повышении стоимости проезда до 15 рублей. На нем депутаты сразу от трех партий КПРФ, ЛДПР и «Единой России» (Тимур Нерушев проголосовал против, однако уже на следующий день, на сессии, проголосовал за) — отвергли проект повышения тарифа.

3 февраля, на финальном заседании по этому вопросу, выступил гендиректор ТТП Александр Коровин. Он попытался объяснить свою позицию.

«Для обеспечения работы транспортного предприятия в режиме выживания без повышения заработной платы и практически не проводя капитальные ремонты, ежемесячно необходимо — 32,7 млн рублей. Из них на фонд заработной платы — 20,5 млн рублей, на энергетику 7,3 млн рублей, и копейки на хозяйственную деятельность, - заявил Коровин. - По финансовому плану мы фактически имеем : выручка в месяц — 15,7 млн рублей, 2,9 млн рублей — выделено из бюджета на этот год, и еще 2,3 млн рублей — из областного бюджета. Таким образом, недостаток финансирования — 11,8 млн рублей. Это — банкротство. Почему так произошло? Потому что, несмотря на то, что постоянно идет рост тарифов на энергетику, запасные части, мы возвращаемся к рассмотрению тарифов на транспорт — раз в три-четыре года. В 1991 году был принят тариф в 3 рубля, в 1994 году — 4 рубля, более чем через два года сделали 6 рублей, еще через два с половиной года — 8 рублей, в 2010 году — 9 рублей».

Коровин уверяет, что ему все равно, откуда будут поступать деньги.

«Все равно откуда поступают деньги, но работа должна оплачиваться. У меня работники, водители, у которых зарплата по 8-10 тысяч, встают в 6 часов утра и заезжают самые последние. Этот вопрос назрел и его необходимо решать», - добавил Коровин.

Директор ПАТП-1 Виктор Павлюк заявил, что себестоимость поездки в его предприятии — 24 рубля и предложил ввести ежегодную практику повышения тарифа.

«Наши предприятия являются базовыми налогоплательщиками по налогу НДФЛ. Безопасность и комфортность пассажирских перевозок — тоже зависит от финансирования. Тариф на пассажирские перевозки необходимо поднимать раз в год!» - заявил Павлюк.

ПОЗИЦИИ ДЕПУТАТОВ

Далее депутаты горсовета от фракции «Единая Россия» объявили, что решение фракции, имеющей в представительном органе абсолютное большинство, принято. Повысить тариф до 16 рублей.

«Администрация сегодня уходит от политических моментов, и выносит хозяйственное решение, экономически целесообразное, - объяснял позицию фракции депутат Константин Федотов. - Четыре года не повышался тариф. Да, мы сегодня могли бы установить цену и в размере 1 рубля. Но тогда бы в бюджете Орла пришлось искать те источники, которые покроют данную сумму. С кого снять [деньги]? Давайте отменим питание школьников, льготы инвалидам»!

«Давайте сократим заместителей председателя горсовета»? - перебил его блогер Георгий Саркисян. Напомним, что сегодня у Василия Новикова три заместителя, работающих на постоянной основе, то есть получающих зарплату из бюджета города. Жалование каждого из них со всеми надбавками колеблется от 80 до 100 тысяч рублей в месяц.

Реплику Сарксияна оставили без внимания.

«К чему мы идем? 11 тысяч со всеми надбавками для водителей. Нет средств на текущий ремонт трамваев, а это безопасность жителей Орла, - продолжал Федотов. - И сегодня, не приняв этого решения, — мы возьмем на себя ответственность за жизни, которые могут потерять жители нашего города. Кроме того, более тысячи человек — работников предприятия, их на улицу»?

Федотов заявил, что это уже проходили другие регионы, в частности, Воронеж. «Вот к чему приводила политика, а не экономика», - резюмировал Федотов.

Единственным депутатом, который в этот день осмелился поднять голос, отличный от позиции правящей партии, оказался молодой коммунист Иван Дынкович. С первых слов он попытался остудить пыл единороссов.

«Комитет горсовета дважды отверг предложения о повышении тарифа сначала до 16, а потом и до 15 рублей. Это первое. Что касается повышения зарплаты. Она, если я правильно понял, не повысится у водителей и тех, кто делают самую грязную работу. Это второе. Что касается повышения тарифа каждый год — это вообще ни в какие рамки не лезет. Инфляция возрастает, пенсии не индексируют, и кто тогда будет платить? Где население возьмет эти деньги?» - задался вопросом депутат.

Он не стал спорить, что ПАТП-1 и ТТП нужно поддерживать.

«Я сам езжу на трамвае. Но прекрасно понимаю, что без комплекса мер, без наведения порядка в движении маршруток, решения вопроса с дублирующими маршрутами, - проблема не решится. И через год мы опять к ней вернемся. Да , в соседних областях такого тарифа, как в Орле, нет. Но повышение до 16 рублей, то есть на 33 процента — это шоковая терапия для жителей. И это не хозяйственный вопрос, это явно не достойное решение», - уверен Дынкович.

В заключение он добавил:

«И последнее: более 23 тысяч жителей, избирателей города Орла, мне как депутату от партии КПРФ — права на повышение тарифа не давали. Мы решение о повышении тарифа до 15 и 16 рублей — отвергаем».

ЧТО ТЕПЕРЬ?

Голосование, как мы уже писали ранее, было вполне предсказуемым. Фракция «Единой России», за исключением Евгения Косогова (он воздержался), и при поддержке беспартийных Андрея Верижникова, Игоря Коновалова и Сергея Елесина (креатуры Виталия Рыбакова) проголосовала за повышение тарифа. Против оказались только два коммуниста Иван Дынкович и Евгений Прокопов, а также представитель ЛДПР Андрей Куцын.

Таким образом, новый тариф начнет действовать в Орле с 15 февраля и распространится как на троллейбусы, автобусы и трамваи, так и на маршрутки. Вместе с тем власти заверили, что одновременно с повышением стоимости проезда цена проездных билетов останется прежней.

...Тем временем на Change.org – международной интернет-площадке, на которой любой человек может развернуть собственную гражданскую кампанию в интересах социальных и других перемен, - продолжается сбор подписей несогласных. На момент публикации материала, под петицией, выражающей недовольство повышением тарифа до 16 рублей - подписались две тысячи человек.

Впрочем, это вряд ли тот случай, когда единение умов и рук, а также сосредоточение сил людей, именуемое Дэниелом Уэбстером солидарностью, способно стать всемогущим.

Денис Волин