Иван Клейменичев: Орел - всего лишь оптическая иллюзия

icon 02/02/2016
icon 11:32
Главная новость Важная новость
Иван Клейменичев: Орел - всего лишь оптическая иллюзия

Автор:

Страсти вокруг обсуждения логотипа празднования 450-летия немного улеглись. Орловцы устроили большую полемику на просторах Интернета и принимать его всячески отказывались, порой не стеснялись в выражениях и подбирали весьма обидные эпитеты. А еще соревновались в умении фотошопить: всего за несколько дней в сети было опубликовано несколько десятков фотожаб. Люди поругали, пошутили и …привыкли к логотипу? Хотя сейчас, скорее, идет стадия «переваривания». Возможно, для того, чтобы принять символ, орловцам нужно разобраться в истории его создания.

Что из себя представляет логотип 450-летия? Почему он именно такой? Какой смысл в него заложен и почему жители не поняли логотип? Обо всем этом рассказал «Орловским новостям» автор резонансного логотипа Иван Клейменичев, выпускник «Орловского художественного техникума». Сейчас дизайн-студия «DA» под руководством Клейменичева весьма успешна в Москве.

Вы создали для города три логотипа. Расскажите о предназначении каждого из них. Чем они отличаются друг от друга? Как и где каждый из них будет использоваться?

Действительно, в рамках условий конкурса было разработано три варианта логотипа. Первый из них – это традиционно-административная история. По понятным причинам общество на такой привычное и скучное исполнение никак не отреагировало: «Что-то сделали? - молодцы, ура»! Повесили триколоры, но это никогда не цепляет, никому не интересно потому что это традиционно и предсказуемо. Это просто выверенный и понятный логотип – здесь придраться не к чему: триколор есть? - есть; цифра 450 – есть? – есть; птица тоже присутствует – не подкопаешься, вроде бы все в порядке.

А второй символ? Орел просто взорвал орловское интернет-пространство. Как вы отнеслись к такой критике со стороны непрофессионалов? Не обидно, что логотип оказался непонятым?

Обсуждение вокруг логотипа с изображением орла было отчасти срежиссировано и нами тоже. По порядку объясню почему: этап первый – объявлен конкурс. Реакция общества – ноль и профессионального сообщества тоже, при том, что городская администрация этот конкурс анонсировала честно, он много где заявлен. Если ввести в поисковике «конкурс логотип-Орел 450», то ссылок будет достаточно. Для меня загадка в другом: почему было заявлено так мало участников? Из Орловчан мало кто решился попробовать свои силы, а жаль – в Орле много хороших дизайнеров. Шанс принять участие в таком событии выпадает один раз в 50 лет, согласитесь – это хорошая мотивация.

И все-таки. На «административный» символ в СМИ никак не отреагировали, зато орла обсуждали долго. И наверняка еще будут обсуждать.

Не отреагировать на такой нетипичный логотип было бы сложно. Согласитесь – это закономерная реакция на новое и необычное.

Расскажите подробнее – как создавался красный орел, как пришли именно к такому исполнению логотипа?

В качестве объекта мы имеем город с колоссальной историей: литературной, театральной, военной – очень много аспектов. Вопрос – какой мы берем за основу, с чем начинаем работать? Что можно выбрать, чтобы это было логично? Рисуем ли мы вновь «веселую птичку»? И вообще почему должны рисовать именно орла?

Вы все-таки «пришли» именно к орлу.

Все знают легенду создания города: пришли лесорубы, ударили топором – взлетел с дерева орел, хозяин. В данном случае орел – это тотемный знак, а не изображение конкретной птицы. Эта мифологическая история - закодированное сообщение для нас сегодня. Есть некая отправная точка, от которой была выстроено городище, затем крепость. Это одна из немногих точек, с которой спустя время ничего не происходило. Это та ось, на которой город разрастался. Менялся строй, социальный уклад, власть. Осталась ось, на которой город стоит и сегодня.

А изображение птицы – это уже немножечко литературная додумка. И уж совсем точно поясню – изображение логотипа – это в своем роде мини-карта, топографический знак местности. Здесь мы видим стопроцентную проекцию крепости, первый собор на месте глаза, слияние двух рек. А птицу уже рисует наш мозг. Все додумывается, потому что город называется Орел, потому что изображение якобы похоже на птичью голову. Но это всего лишь карта, а птица - оптическая иллюзия. Дизайнер нарисовал карту, а люди видят то, что они видят. Наряду широко обсуждаемым знаком есть и менее провокационные его версии.

Почему выбран красный цвет? Многие называли его агрессивным, мешающим восприятию. Как вы это объясните?

Гамма выбрана не случайно. Это цвет ленты ордена Отечественной войны 1-й степени, которым Орел был награжден в 1980 году и является одним из событий признающих вклад города в великую победу. Я думаю, что этот аспект тоже нужно иметь ввиду. В прессе было представлено только одно цветовое решение, на самом деле мы даем более широкую гамму.

Объясните, почему с вашей точки зрения, жители так отреагировали на «красного орла»?

Как происходит узнавание знака? Мозг работает очень быстро, сначала он обрабатывает цвет. Если смотреть издалека – сразу обращаешь внимание на цвет, потом на силуэт, затем отмечаем детали. Например – мы видим храм: первоначально в глаза бросается, что он белый, потом, что он вертикальный. То есть сначала мозг обрабатывает цвет, потом силуэт, уже после различаешь акценты – золотые купола, окна, крест. Так происходит и логотипом.

Как происходило восприятие орла? Цвет, силуэт, детали. Наш мозг обрабатывал это примерно таким образом: «Так, это круглое. Но оно какое-то неправильно круглое, я хочу это укруглить. Оно мятое круглое, неправильное, с ним что-то не так. Мозг пытается привести это «нечто» к более базовым, понятным тебе фигурам. Первая реакция – испуг, опасность. «На что это похоже? – это круг, но неправильной формы. Реакция вторая – я не понимаю, что это. И это ясно. Непонимание – это абсолютно древняя реакция, первобытная. Необычное и непонятное всегда пугает. Далее народ следует по принципу: чтобы это не было опасным – это должно быть смешным. Смешное не бывает опасным.

Именно этим обосновано наличие большого количества карикатур на логотип?

Конечно. Причем, если проанализировать все карикатуры – ни один «художник» со знаком ничего сделать не смог. Все «пляшут» вокруг – как-то дополняют, обыгрывают, а с ядром ничего сделать не получается, даже в пародиях сохраняются ключевые узнаваемые элементы и это именно-то, что позволяет запомнить логотип.

Хотелось поговорить о реализации этого логотипа. Будем надеяться, что Орел все-таки примет своего орла, поймет его и полюбит. Как логотип будет задействован в сувенирной продукции?

Мы сделали универсальный символ и подарили его городу. Как орел «полетит» дальше будут решать в администрации. От нас поступили конкретные предложения по созданию различной сувенирной продукции. Какие – рассказать пока не могу, поскольку проект еще в стадии согласования. А что касается логотипа с орлом, то он очень удобный, универсальный и его можно облечь в любую форму: сделать фактурную монету, вырезать из дерева. Да материал может быть абсолютно любой. Можно помещать его на стандартной сувенирке – одежде, магнитах на холодильник, кружках и прочее. Он многофункциональный.