Руководством Орловской области поставлена задача по освобождению столицы региона от излишней наружной рекламы и приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства размещение рекламных конструкций. Орел должны «очистить» к юбилею. По мнению властей, обилие билбордов, плакатов, растяжек обусловлено ненадлежащим контролем за рекламщиками, чем они успешно пользуются, «уродуя город». По мнению руководства рекламных компаний, борьба за чистоту города прикрывает желание освободить рынок для «своих». «Орловские новости» оценили масштабы предстоящей работы и выслушали все стороны.

Есть проблема

По информации департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, на 1 января 2016 года в Орле 446 действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и 252 конструкции,  установленные без разрешения, или оно есть, но срок его действия истек. Простой расчет показывает, что 36% установлено вне закона. Как так получилось?

Изменение закона

В соответствии с изменениями, внесенными в закон «О рекламе» с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов, муниципалитетов, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. Ранее выданные разрешения, срок действия которых не истек, считаются действующими. Разработать эту схему должен город. По словам руководителя департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области Андрея Синягова,  к концу 2015 года из всех крупных населенных пунктов региона только Мценск справился с этой задачей.

Почти год на разработку и согласование схемы размещения рекламных конструкций – это много или мало? Орел разработал необходимый документ, но он был направлен на доработку. Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм  и правил, требований безопасности.  Получается, пока область и город работают с бумагами, некоторые рекламщики поневоле преступили закон.

Применение закона

Кстати,  Орел Андрей Синягов выделил особо, как город способствующий незаконной рекламной деятельности.

За 2015 год  областной властью  в органы местного самоуправления направлены предписания о демонтаже в отношении 306 рекламных конструкций (252 – в администрацию Орла), - сообщил Синягов. - Демонтированы - 39, из них в Орле – 14. Администрацией Орла предписания не исполняются, что способствует незаконному размещению рекламных конструкций, - подчеркнул глава департамента.  

Казалось бы, все просто. Согласно действующей редакции Закона «О рекламе» рекламная конструкция установленная и (или) эксплуатируемая без разрешения, срок действия которого не истек, подлежит демонтажу. Если известен владелец, он обязан убрать свое имущество в течение месяца после получения официального требования. Если он не известен или не исполнил предписание о демонтаже, очистить место должен собственник имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. Если и этот человек не выполнил обязанность по демонтажу, снос, хранение (в необходимых случаях уничтожение) осуществляется за счет средств местного бюджета. Владелец рекламной конструкции должен потом возместить все расходы. 

Уже демонтировали

В 2015 году по предписаниям, выданным департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области, рекламораспространителями демонтировано 13 отдельно стоящих рекламных щитов, 60 стрит-баннеров на опорах мостов, рекламные конструкции на ограждениях строительной площадки и Детского парка. Управлением муниципального имущества и землепользования заключен муниципальный контракт на демонтаж 18 отдельно стоящих рекламных конструкций, владельцы которых не выполнили предписания о демонтаже, сообщили в городской администрации. Кстати, размер муниципального контракта определяется не только желанием, но и возможностями. Оплата осуществляется в рамках предусмотренного финансирования на выполнение такого вида работ.

Более 250 «незаконных» конструкций, а демонтировано 30. Разница есть.

Как это видят рекламщики

Стоит понимать, что ситуация довольно конфликтная. Сообщение о том, что придется лишиться трети рабочих площадок, не могло быть встречено с энтузиазмом. «Орловские новости» побеседовали с представителями нескольких компаний. Настроение общее.

- Но нельзя забывать о другом важном обстоятельстве. В чем причина отсутствия этих разрешений? Она заключается в том, что городские власти затянули согласование схемы расположения рекламных конструкций в нашем городе. В итоге, у рекламных агентств  истек срок действия старых разрешений, а новые им никто не выдает, поскольку торги не проводятся. Мы ожидаем в ближайшее время «чистку» города от конструкций, разрешения которых истек срок, – отметил один из наших собеседников. - У большинства рекламных агентств возникают сомнения в обоснованности такой резкой и жесткой «чистки». Нужно  плавно и безболезненно исправлять ситуацию. Жесткие действия могут привести к закрытию и прекращения деятельности многих рекламных агентств. А демонтаж большинства рекламных конструкций приведет именно к этому. Когда все-таки  торги  будут проведены и возобновится выдача разрешений, то большая часть операторов наружной рекламы Орла уже не сможет вернуться на этот рынок. Зато смогут «зайти» новые (столичные) лица. Очень не хочется, чтобы орловские рекламные агентства прекратили свое существование, поскольку мы всегда лояльно относимся к  местному клиенту,  идем навстречу к  просьбам администрации города в сфере размещения социальной и праздничной рекламы, что вряд ли будет у представителей «столичных» операторов.