«Интеграция контрэлиты – оптимальная форма ослабить компартию» Дмитрий Нечаев о скандале в орловском обкоме КПРФ
©
В орловском областном комитете КПРФ до сих пор не утихает скандал, связанный с противостоянием части коммунистов с первым секретарем Василием Иконниковым. Началось все с роспуска Северного райкома и исключения из партии депутата облсовета Андрея Чижова, дальше был пикет, открытые письма, а накануне двое коммунистов заявили о самоличном выходе из партии «в знак протеста». Иконникова они обвинили чуть ли не в работе на «Единую Россию» и «строить коммунизм» с ним отказались. «Орловские новости» поговорили с доктором политических наук Дмитрием Нечаевым и попросили его разобраться в корнях скандала, который, по всей видимости, начался гораздо раньше, чем кажется.
- Дмитрий Николаевич, на ваш взгляд - что происходит с орловскими коммунистами?
- Есть такая технология – интеграция контрэлиты. А коммунистов – как в Орловской области, так и в целом по России – называют контрэлитой. КПРФ является, пожалуй, единственной нормальной оппозиционной силой, а более того, она по-настоящему похожа на политическую партию с идеологической точки зрения. И в 90-е годы, и в последние полтора десятка лет для любого политического режима коммунисты были достаточно неудобным политическим сегментом. Даже когда в России начала формироваться так называемая «полуторапартийная» система (когда есть доминирующая партия «Единая Россия» и категория малых партий) – эта тенденция сохранялась. У КПРФ всегда были яркие, интересные лидеры, и, конечно, для власти они были неудобны. Представители политического режима пришли к выводу, что необходимо попробовать интегрировать контрэлиту в систему власти: растянуть их, расслабить тем самым – если человек толковый, он будет приносить пользу и работать не на коммунистов; если окажется бестолковым, как в случае с Орловской областью, ну что ж, скажут: «вот такая оппозиция, и стоит ли иметь с ней дело?». Поэтому интеграция контрэлиты для существующей политической власти в России – это оптимальная форма очень серьезно ослабить компартию.
Для КПРФ, особенно на региональном уровне, интеграция коммунистов во власть – случай Потомского, когда он становится губернатором, а Иконников направляется в Совфед, - это самый страшный удар по репутации КПРФ. На мой взгляд, эксперимент с интеграцией контрэлиты – самое худшее, что только можно сделать для этой партии. Даже в 90-е годы, когда их обманывали, подтасовывали результаты в пользу ельцинского режима, это был меньший ущерб. Думаю, в сравнении с другими региональными партийными организациями, где также в той или иной степени покупают и продают коммунистов, которые имеют свое влияние и политический ресурс, ситуация принесла меньше ущерба, чем в Орловской области. Я полагаю, что областная организация КПРФ будет отброшена на 5-7 лет, прежде чем они залижут свои раны.
- А с чем может быть связана грызня, - тут и другого слова не подберешь, - внутри самого орловского обкома компартии?
- Здесь есть определенная дилемма, ведь части орловских коммунистов было предложено интегрироваться во власть, а другой части – нет. И вторая сторона этим явно не очень довольна. Интеграция контрэлиты предполагает определенную политическую покупку лидеров. Власть – это ресурсы, новые возможности, материальное благополучие и прочее. Поэтому понятно, что этот конкретный шаг ведет к серьезному расколу. В данной ситуации, на мой взгляд, чисто с политологической точки зрения, все довольно логично. Интеграция не может не приводить к расколу внутри региональной парторганизации КПРФ.
- Ваши прогнозы, как будет дальше развиваться ситуация?
- На пленумах ЦК КПРФ нужно рассмотреть практику интеграции коммунистов в систему власти. Как эксперт, я могу предложить такую гипотезу. Практика соглашательства со стороны коммунистов – неудачная, потому что она влияет на влияние КПРФ. Последние выборы в Госдуму показывают, что еще чуть-чуть и коммунисты бы заняли третье место, уступив ЛДПР. Я уверен, что в ближайшие годы, если не произойдет форс-мажоров, «Единая Россия» сохранит свое доминирующее влияние в «полуторопартийной системе», а коммунистам предстоит определиться, что они хотят: это история про журавля или синицу. На мой взгляд, им не стоит идти во власть, им не стоит бросаться на какие-то губернаторские кресла и кресла их заместителей. Ведь по большому счету это ударяет по имиджу оппозиционности. За 25 лет у КПРФ сложилась репутация оппозиционной политической силы, которая борется против некоторых элементов: в 90-х это антинародный режим, сейчас – за права трудящихся, национализацию, более эффективную социальную политику. Учитывая, повторюсь, что в ближайшие пять лет им ничего не светит, коммунистам надо переходить – без всяких экспериментов – в конструктивную оппозицию и заниматься не только политической, но и, по большому счету, правозащитной деятельностью. Только в этом случае они смогут сохранить свое влияние. Сейчас же они разбрасываются, размениваются, и это сильнейшим образом ударяет, в том числе, по региональным организациям компартии.
Люди прекрасно понимают, что должна быть оппозиционная партия, но поскольку лучше коммунистов нет, продолжают голосовать для них. Но эта ситуация не может продолжаться вечно (и, опять же, повторюсь, последние выборы в Госдуму это показали). Поэтому и на федеральном уровне, и на уровне регионов коммунисты должны четко осознать свое место – это место конструктивной оппозиции. Им не нужно идти во власть. Ничего кроме ущерба это не приносит. А так – они смогут сохранить за собой свою линию, энергетику защитника народа.
Записал Денис Волин
Ссылки по теме:
В Орле рядовые партийцы разочаровываются "в строительстве коммунизма"