Дороги, пешеходный мост, мусор, общественный транспорт, энергосервисный контракт. Все эти сферы затронул в итоговом интервью глава администрации Орла Андрей Усиков. "Орловские новости" предложили Андрею Ивановичу не только рассказать об итогах, но и поделиться планами и задумками на будущий год. 

Какие задумки и идеи хотелось бы реализовать в 2017 году?

- И планов, и задумок много. Например, решить проблему ливневок в городе, чтобы улицы не «тонули» в дождь. Будем работать над этим. Есть программа, направленная на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях Орловской области. В ближайший год программой предусмотрено строительство новых школ в Орле - в 795-м квартале, микрорайонах № 8, № 13 и «Зареченский», а также расширение средней общеобразовательной школы №50. надеюсь, что это получится реализовать и детишкам будет комфортнее жить и учиться. Еще, для обеспечения транспортной и пешеходной связи между улицами Металлургов и Бурова, организации подъезда к жилым домам и социальным объектам в микрорайонах № 6 и № 8 за счет внебюджетного источника была разработана и прошла госэкспертизу проектная документация на строительство улицы Родзевича-Белевича. Стоимость строительных работ- 65 млн. рублей. Надеемся, что в ближайшие годы дорога будет построена за счет средств областного Дорожного Фонда. Очень хотелось бы иметь возможность своевременно обеспечивать жильем детей-сирот. Будем все для этого делать. Планируем, начать реализацию программы по ремонту дворов и проездов к ним. В рамках проекта партии «Единая Россия» «Наш двор» Орел получит 164, 3 млн рублей. Перечислять можно долго, работы впереди очень много. И вообще, мне больше нравится рассказывать не о планах, а о сделанном.

На строительство пешеходного моста в Орле планируется направить большую сумму. Из каких источников оно будет финансироваться. И как родилась идея с пешеходным мостом?

-Строительство пешеходного моста, как мне известно, обсуждалось еще в 80-е годы прошлого века и было предусмотрено генеральным планом города. Планировалось, что он соединит Советский и Железнодорожный районы Орла. В настоящее время разработана проектная документация, по которой имеется положительное заключение Орелгосэкспертизы. Что касается финансирования, мы можем говорить пока только о предполагаемом — это госпрограмма Орловской области «Развитие транспортной системы в Орловской области (2013-2018г.г.). Предположительный срок строительства — 15 месяцев.

По Вашему мнению, сможет ли новая система с появлением регионального оператора решить в Орле проблему стихийных свалок и избавить частный сектор от мусора?

- В Орле, как и в большинстве городов страны, частный сектор относится к наиболее проблемным в санитарно-экологическом смысле. Сейчас законодательство не обязывает собственников в частном секторе заключать договоры на вывоз мусора. В результате, по Орлу плату за вывоз мусора осуществляют от 20 до 80 домовладений по разным улицам, по городу в целом этот показатель не превышает 55 процентов. То есть это своего рода добровольцы, посчитавшие нужным заключить договор. И хоть администрация города проводит большую разъяснительную работу с собственниками, не все проявляют сознательность. Теперь же, в связи с изменениями в федеральном законодательстве и введением регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходам, собственники будут обязаны заключать договоры на вывоз мусора.

Как город будет бороться с бездомными собаками? Они уже начинают нападать на малышей?

-По действующему федеральному законодательству, организацию работы по отлову и передержке безнадзорных собак на территории нашего города осуществляет Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных. Но с минувшего сентября, в связи с выполнением контрактов и прекращением финансирования из областного бюджета, работы по отлову в пределах Орла были временно прекращены. А так как муниципалитет имеет право на деятельность по отлову и содержанию безнадзорных животных, то администрация города приняла решение о выделении из городского бюджета 995 тыс. рублей на проведение этой работы. В рамках возложенных полномочий эту работу в новом году продолжит Орловская городская станция по борьбе с болезнями животных.

Как Вы оцениваете результаты дорожного ремонта в этом году?

- В уходящем, юбилейном, году работа в дорожной сфере города была проделана колоссальная. В рамках подготовки к юбилею построены две автомобильные дороги: по ул. Раздольной - протяженностью 3,2 км и участок дороги от Карачевского шоссе до ул. Генерала Родина протяженностью 1,9 км. Отмечу, что вместе с этой дорогой был сдан в эксплуатацию и мост-долгострой через реку Орлик. Был достроен второй этап автомобильной дороги по ул. Раздольной, на участке от ул. Михалицина до Металлургов. Кроме того, строительство дороги повысило инвестиционную привлекательность для застройщиков нового микрорайона «Московский», вдоль которого проходит первая очередь дороги. Проведена реконструкция улиц и проездов Советского района.

Введены в эксплуатацию после реконструкции набережные Оки и Орлика. Это один из самых масштабных юбилейных объектов. И сегодня набережные, украшенные смотровыми площадками, скамейками, фонарями, уже стали любимым местом горожан для прогулок, настоящей достопримечательностью Орла.

Сколько в результате удалось обновить дорожного полотна?

- Решением губернатора и областного правительства Орлу в юбилейном году была выделены внушительные средства из областного Дорожного фонда – 542,5 млн. рублей. Городской бюджет вложил в ремонт 5, 5 млн рублей. И в результате, по программе «Ремонт объектов улично-дорожной сети города Орла на 2016 год» было отремонтировано более четырехсот тысяч кв. метров дорожного покрытия.

Позже за счёт иных межбюджетных трансфертов дополнительно было отремонтировано более 170 тыс. кв. м. на сумму 150 млн. рублей. В рамках выполнения этой Программы были благоустроены Бульвары Космонавтов и Победы, парк «Дворянское гнездо», скверы «Галерея Славы», имени Тургенева, «Каховка», «Десантников», сквер у памятника Бунину, сквер на Привокзальной площади, ул. Ленина.

Сколько окраинных улиц удалось привести в порядок?

- В ходе проведения ремонтных асфальтобетонной крошкой было отсыпано около 75 периферийных улиц и переулков города Орла. То есть мы использовали срезанную старую поверхность, так называемый, гранулят, отсыпали им окраинные улицы. Это, конечно, промежуточная мера. Все зависит от средств, если они позволят, то все улицы города будут покрыты качественным асфальтом. К нам с заявками по периферийным улицам обращаются и сами жители во время личного приема, и депутаты. Уже есть заявки на предстоящий сезон.

Что не успели доделать в уходящем году?

- На сегодняшний день работы приняты не в полном объеме на 12 объектах и переносятся на 2017 год. Это участки дорог по улицам Комсомольской, Высоковольтной, набережной Дубровинского, Карачевской, 1-й Курской, Степана Разина, Лескова, ул. Тургенева, Наугорскому, Московскому и Болховскому шоссе, еще площадь им. Жукова, тротуары на Болховском шоссе.

Что касается оценки, дороги очевидно стали лучше. Не везде отличное качество, но подрядчик все исправляет и будет исправлять сам. Каким бы жестким не был контроль, каждый сантиметр не проконтролируешь, где-то у рабочих проскакивает брак. Но повторюсь, исправляется он за счет подрядчика.

А кто ведет контроль за качеством дорожных работ, какие санкции применяются к нерадивым подрядчикам?

-Ход и качество ремонтных работ на объектах улично-дорожной сети города контролируют специалисты управления коммунального хозяйства совместно с техническим надзором «Орелгосзаказчика». В частности, приведу такие цифры - за период с июня по ноябрь текущего года по результатам проверок подрядчикам было выдано 42 предписания, на сегодняшний день больше 30 из них устранены. По незавершенным объектам начислены пени и штрафы.

Какие дорожные планы на 2017 год?

- В настоящее время у нас подготовлены предложения по 120 окраинным и 65 основным улицам для включения их в ведомственную целевую программу «Ремонт объектов улично-дорожной сети города Орла на 2017 год». Объем работ будет зависеть от финансирования.

Какой выход из тупика Вы видите с энергосервисным контрактом?

- Не вижу никакого тупика. В настоящее время субподрядчик Орелоблэнерго сдал все технологические площадки генподрядчику - Ростелекому, - всего 154 площадки. В ходе приемки работ были нарекания генподрядчику по поводу того, что не на всех улицах уровень освещенности соответствует ГОСТам. У нас нет вопросов к подрядчику по участкам, где освещение сделано качественно. А там, где мы видим недосвет, исполнитель будет исправлять ситуацию. И они с этим не спорят. В ходе приемки объектов указываются замечания и сроки их исполнения. Ни один участок не будет принят в эксплуатацию пока подрядчик не выполнит все предъявленные ему требования.

Ситуация со школой №38. Практика, когда у детей отнимают землю, достаточно распространена. Какой выход из этой ситуации Вы видите?

- Что касается ситуации со школой №38, то она сложилась до моего прихода на пост главы администрации. При мне там уже шло строительство. Кто прав, кто виноват, решали в суде. Суд постановил, что разрешение было выдано без нарушений действующего законодательства. При мне подобных ситуаций не было, а выход — всегда быть на защите интересов детей, работать- в соответствии с буквой закона.

Как Вы считаете, какие меры необходимо принять, чтобы, наконец, навести порядок в работе общественного транспорта. Как добиться того, чтобы маршрутки начали ходить в вечернее время, почему возникла необходимость оптимизировать в Орле маршрутную сеть?

- Прежде всего, стояла задача исключить дублирование маршрутов. Это было необходимо для того, чтобы обезопасить пассажирские перевозки за счет сокращения автобусов, гоняющих по городу наперегонки. Еще мы ставили целью, чтобы маршруты троллейбусов и трамваев не дублировались автобусными.

Какие еще были и планируются нововведения в сфере городского транспорта?

- Учитывая, что по действующему законодательству остановка транспортных средств разрешена только на остановочных пунктах, в сентябре было оборудовано 19 новых остановочных пунктов «По требованию». На 6 конечных остановочных пунктах были установлены биотуалеты. В настоящее время разработан проект программы развития транспортной инфраструктуры, в соответствии с которой в 2017 году должно быть оборудовано не менее 20 остановочных пунктов с электронными табло с расписанием, управляемых с помощью системы ГЛОНАСС, а также:

- 50 остановочных пунктов с размещением информации, изготовленной типографским способом, с указанием расписания движения, наименования маршрутов, контактных телефонов и т.п.;

- не менее 10 новых остановочных павильонов с установкой соответствующих дорожных знаков.

Ждет ли обновление городской автопарк?

Работа по возрождению муниципальных перевозчиков уже ведется. Недавно в Орел по моему приглашению приезжали представители Павловского автобусного завода, которые приняли участие в переговорах, а также продемонстрировали образцы выпускаемой техники. По их результатам подготовлен лизинговый договор на приобретение ста автобусов. В дальнейшем планируется по программе Trade-in приобрести еще 50 единиц. Сейчас изучается вопрос возможности приобретения новых троллейбусов и трамваев.

Какие итоги года считаете самыми важными?

- Юбилейное строительство, ввод в эксплуатацию юбилейных объектов. Их ни много ни мало - около сорока. Мы красиво отпраздновали юбилей, это была историческая веха для Орла, а все эти объекты прослужат орловцам еще много лет. Это, несомненно, один из важнейших итогов года.